Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных хар-ик товара. Инф-ым знакам свойственны: краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Их удельный вес в общей массе товарной информации составляет от 0 до 30%. В качестве инф-ых знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки, символы. Информационные знаки делятся на товарные; наименование места происхождения (места назначения); знаки соответствия или
качества, технологические; компонентные; размерные; манипуляционные; эксплуатационные; предупредительные; экологические; штриховые коды; прочие.
Проводить товароведческую оценку качества медицинских и фармацевтических товаров.
Перечислить категории НТД на лекарственные препараты, лекарственное растительное сырье и изделия медицинской техники.
Нормативная документация — это документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов.
НТД на ЛП, ЛРС и изделия медицинской техники подразделяются на следующие категории:
1. Технологические и технические регламенты - нормативный документ, в котором изложены технологические методы, технические средства, нормы и нормативы изготовления лекарственного средства.
2. ГФ - сборник обязательных общегос-ых стандартов и положений, нормирующих качество ЛВ. -.
3. Фармакопейные статьи - НТД, устанавливающий требования к лекарству, его упаковке, условиям и сроку хранения и методам контроля качества
4. Временные фармакопейные статьи (ВФС). — нормативно-технический документ, утвержденный на ограниченный срок, устанавливающий требования к качеству лекарственного препарата или лекарственного растительного сырья и носящий характер государственного стандарта.
5. Государственные стандарты (ГОСТ). НД, в котором установлены для общего и многократного использования правила, требования, общие принципы или хар-ки, касающиеся разных видов деятельности.
6. Отраслевые стандарты (ОСТ). стандарты, утверждаемые отраслевыми министерствами и обязательные к исполнению для организаций данной отрасли.42
7. Технические условия (ТУ). документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их групп.
Руководящий нормативный документ (РД) — инструкции,методические указания и т. д.
Производственные и технологические инструкции.
БИЛЕТ № 14
Определить элементы упаковки товаров.
под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений, загрязнений и потерь, а также обеспечивающих процесс обращения.
Основные элементы упаковки:
• тара (первичная, вторичная, транспортная)
• укупорочные средства;
• вспомогательные средства;
• информативные материалы.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.
Укупорочные средства – средства, применяемые для герметизации тары или готового продукта.
Вспомогательные упаковочные средства – средства, которые используются для улучшения потребительных свойств (капельницы, дозаторы, пилки, ножички и т.п.).
Информативные материалы – все, что входит в состав упаковки для информации пользователя (листы-вкладыши в лекарственных препаратах, инструкции по применению и т.п.).
Анализировать ассортимент товаров по основным показателям.
Ассортимент товаров – набор товаров, объед-ых по одному признаку или по совокупности признаков. Промышленный ассортимент – совокупность товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности.
Торговый ассортимент – ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия (в сферу обращения и реализации).
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассорти-мента.
Широта ассортимента хар-еткол-во ассортиментных групп товаров. Её анализируют с помощью коэффициента широты ассортимента (К ш), равного отношению фактической (Ш ф) широты ассортимента к базовой (Ш б), исчисляют в долях единицы или в процентах. Кш=Шф:Шб
Широта фактическая – кол-во ассортиментных групп то-варов, имеющихся в наличии в аптеке Широта базовая – кол-во ассортиментных групп товаров, регламентированное нормативными
Полнота ассортимента хар-ет число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Полноту ассортимента выражают коэффициентом полноты (К п) в частях или процентах, вычисляют как отношение действительной полноты ассортимента (П ф) к базовому показателю (П б). Кп=Пф:Пб
Глубина ассортимента хар-ет наличие разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров). Показатель коэф-т глубины (К г), опред-ый отношением фактической глубины ассортимента (Г ф) к базовому показателю (Г б). Кг=Гф:Гб. Фактическая глубина.Базовая глубина ассортимента.
Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых товаров. Новизна хар-ся действительным обновлением – кол-ом новых товаров в общем перечне (Н) – и индексом обновления (К), равным отношению кол-ва новых товаров к общему кол-ву наименований товаров (В) или действительной широте.