Тема 5.1: Сущность и виды управленческих решений
Вопросы, которые рассматриваются:
1. Сущность управленческих решений.
2. Виды управленческих решений.
1 .Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию.
От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность руководства и, следовательно, эффективность работы организации. Что же такое решение? В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и будет решением. Таким образом, управленческое решение – это обдуманный выбор альтернативы, осуществленный менеджером; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации и достижение определенной цели.
Любое решение есть творческий и в то же время директивный акт, в котором проявляются ум, воля, компетентность, социальная зрелость, воображение, организаторские способности и мера готовности руководителя взять на себя ответственность за возможные последствия своих действий.
|
|
Во всяком решении предусматривается программа работ, имеющих целью устранение или, говоря точнее, разрешение существующих в организации проблем экономического, социально-психологического или организационно-технологического порядка.
Проблему можно схематично представить как разницу между тем, что есть по данному вопросу в настоящее время, и тем, что необходимо достичь (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Схематическое изображение проблемы
Величина этой разницы определяет масштаб и сложность решения соответствующей проблемы.
В управленческих решениях отображается прогнозируемое состояние организации. По мнению П. Друкера, стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. Не ошибемся, если скажем: жизнь заключается в том, чтобы принимать правильные решения.
Для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей, а во многих случаях и всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.
В процессе управления организацией принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.
|
|
2. Рассмотрим основные виды управленческих решений по характерным признакам:
– по масштабу воздействия – общие, касающиеся всех организаций, и частные, распространяющиеся только на отдельные подразделения;
– характеру целей – стратегические (рассчитанные на сравнительно большую перспективу) и краткосрочные (тактические и оперативные), ориентируемые на реализацию ближайших целей;
– источнику возникновения – инициативные и принимаемые под давлением внешних факторов (сдвиги в рыночной конъюнктуре, изменения в правовых актах и др.);
– способу реализации – директивные (прямые, обязательные к исполнению, оформляемые приказом, распоряжением или иным нормативным актом) и косвенные (выраженные в рекомендательной форме);
– времени действия – долгосрочные, среднесрочные (текущие), оперативные;
– сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и т.п., а но содержанию бывают техническими, экономическими, социальными.
Технические решения принимаются по поводу объективных факторов деятельности организации – использования оборудования, технологий и др.
Экономические решения связаны с затратами, которые несет организация, и обусловленными ими результатами.
Социальные решения принимаются в отношении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий;
– способу выработки – интуитивные, адаптационные и аналитические (рациональные) решения.
Интуитивное решение основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция – способность предугадывать, предполагать, предвидеть). На данное решение влияет так называемое шестое чувство, своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров, обладающих широким кругозором и одновременно располагающих минимальным временем, не позволяющим долго раздумывать над ситуацией.
Адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле и имеющемся у руководителя позитивном (или негативном) опыте. Оно предполагает действия, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными (с поправкой, разумеется, на сегодняшний день). Положительной стороной такого решения является простота и оперативность его принятия.
Аналитическое (рациональное) решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Рациональное решение предполагает использование научных методов и объективных критериев. Однако и в этом случае полный рационализм невозможен. Аналитические методы подразделяются:
– по уровню новизны – рутинные (стереотипные, стандартные, традиционные, типичные) и творческие (новаторские, инновационные);
– степени формализации проблем – программируемые (детерминированные) и непрограммируемые (недетерминированные);
– объему информационного обеспечения – определенные и неопределенные (принимаемые в условиях неопределенности и риска);
– форме принятия – единоличные и групповые (коллегиальные);
– способу фиксации – письменные и устные.
В многообразии решений следует выделить стратегические решения, которые принимаются, как правило, на верхнем или близком к нему уровне иерархии управления организацией – там, где сосредоточена власть. Принятие решений подобного типа отличается, как правило, высокими рисками, вероятностью крупных выгод и потерь. Стратегические решения ставят целью разработку новых продуктов и услуг и снятие с производства устаревших, расширение занимаемой рыночной ниши и завоевание новых рынков, обогащение инновационных видов деятельности и др., постоянно имея в виду закрепление существующего – приобретение нового конкурентного преимущества.
|
|
Отнесение прогнозируемого решения к той или иной классификационной группе уже само по себе свидетельствует о его целенаправленности, облегчает программу его разработки и последующей реализации, выбор источников информационного обеспечения и вообще заблаговременно подготавливает поле принятия решения.
Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако требования, предъявляемые к качеству управленческих решений, обычно постоянны.
Каждое управленческое решение, принимаемое в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:
– иметь ясную цель;
– быть обоснованным, т.е. содержать количественную, расчетную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;
– иметь адресатами сроки исполнения (т.е. иметь ориентацию на определенных исполнителей и конкретные даты исполнения решений);
– быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
– быть правомочным, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных;
– быть эффективным, т.е. наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;
– быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы: как, когда и где действовать?
– быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения может привести к поставленной цели;
– обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.
Эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения принятых решений.
Решение – один из необходимых моментов волевого действия руководителя. Быстрота, правильность и четкость решений зависят от умения руководителя творчески мыслить, от его личных качеств (решительность, инициативность, смелость, стремление к самостоятельному выполнению возложенных на него обязанностей) и организаторских способностей.
|
|
Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (табл. 5.1).
Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.
Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.
Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.
Таблица 5.1
Классификация управленческих решений
В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.
Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.
Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и его шансы на правильный выбор решения не очень высоки.
Управленческие решения принимаются людьми, а потому их характер во многом зависит от личности менеджера, непосредственно участвующего в их разработке.
Уравновешенные решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Импульсивные решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.
Инертные решения – результат осторожного поиска менеджера. В них уточняющие и контролирующие действия преобладают над генерированием идей, где трудно обнаружить оригинальность, новаторство, блеск.
Если менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых трудностей и принять рискованные решения.
Осторожные решения появляются тогда, когда менеджер тщательно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Решения не отличаются новизной и оригинальностью.
Тема 5.2: Методы принятия решений
Вопросы, которые рассматриваются:
1. Сущность и структура принятия решения.
2. Делегирование полномочий в процессе принятия решений.
3. Принятие рациональных решений.
1 .Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Цель процесса принятия решений – обеспечить движение к намеченной цели организации.
Существует 2 вектора направленности процесса принятия решения: перспективное планирование (стратегия) – что делать?, и текущее планирование (тактика) – как делать? – организация, мотивация, координация, регулирование, контроль. В реальности граница между этими двумя составляющими процесса принятия решения довольно условна, она становится тем более явной, чем более крупной является организация.
Методы принятия решений можно разделить на 3 основных вида:
1. Интуиция. Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
2. Здравый смысл. Это выбор, основанный на уже имеющихся знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
3. Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса и часто не зависит от предшествующего опыта.
Опять же – в реальности процесс принятия решения часто представляет из себя комбинацию из перечисленных 3-х видов. Но рациональному объяснению поддается только третий, поэтому о нем – подробнее.
Структура принятия рационального решения в упрощенном и схематичном виде будет выглядеть след. образом:
1. Сбор информации о возможных проблемах
· Наблюдение за внутренней средой фирмы
· Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы
· Описание проблемной ситуации
· Выявление организационного звена, где возникла проблема
· Формулировка проблемы
· Оценка ее важности
· Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы
· Определение целей фирмы
· Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы
· Детальное описание объекта
· Определение области изменения переменных факторов
· Определение требований к решению
· Определение критериев эффективности решения
· Определение ограничений
5. Разработка вариантов решения
· Расчленение задачи на подзадачи
· Поиски идей решения по каждой подзадаче
· Построение моделей и проведение расчетов
· Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
· Обобщение результатов по каждой подзадаче
· Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
· Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта
· Анализ эффективности вариантов решения
· Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения
· Проработка решения с исполнителями
· Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
· Утверждение решения
8. Реализация решения
· Подготовка рабочего плана реализации
· Его реализация
· Внесение изменений в решение в ходе реализации
· Оценка эффективности принятого и реализованного решения
Такое схематичное линейное движение в процессе принятия решения может быть уместным и эффективным при решении задачи с большим количеством явных переменных, которые необходимо структурировать и расставить по местам. Эта система наилучшим образом проявляет себя тогда, когда направлена на решение задач, поддающихся анализу, задач, в которой все переменные могут быть измерены и структурированы с помощью логических действий.
2. Но нередко бывает так, что цели организации не определены, а оперативные задачи подразделений - противоречивы. Когда цели неясны и несовместимы, менеджеры не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем. Поэтому они непременно должны собраться вместе и решить какие проблемы и как следует решать в первую очередь. Эта модель принятия решения с помощью создания коалиций получила название модели Карнеги.
Метод хорош тем, что наряду с количественными и рациональными показателями окончательное решение может включать в себя так же и качественные – неформальные мнения менеджеров, их опыт, взгляды и интуицию. Т.е. фактически метод коалиции представляет из себя симбиоз из трех перечисленных выше методов принятия решения.
Еще одна модель принятия решения – модель мусорного ящика – была разработана с целью объяснить схему принятия решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной. Модель хорошо работает, когда причинно-следственные связи внутри организации сложно выявить, а всесторонняя информация, необходимая для выработки решения, недоступна. Цели, задачи, альтернативы и решения плохо определены. Неопределенность характерна для каждого шага процесса принятия решения.
Уникальной особенностью модели мусорного ящика является то, что процесс принятия решений не выглядит как последовательность шагов, которые начинаются с проблемы, а заканчиваются решением.
В определенном смысле, организация является большой корзиной для мусора, в которой смешиваются 4 «потока» – проблемы, потенциальные решения, участники принятия решений и благоприятные возможности для выбора. Если проблема, решение и участник случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть урегулирована; но если решение не подходит данной проблеме, проблема может остаться нерешенной. В любом случае, решения не поддаются упорядочиванию и не являются результатом пошаговой логической последовательности. Ситуация может быть настолько сложной, что решения, проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга. Когда они сталкиваются, то какие-то проблемы решаются, но какие-то остаются нерешенными.
2. Делегирование полномочий в процессе принятия решений.
Возможны два направления распределения полномочий:
· делегирование полномочий,
· централизация решения.
Наиболее типично следующее распределение решений.
Высокая централизация:
· решения по инвестициям,
· финансовые решения,
· персональные назначения в высшем руководстве.
Ограниченное делегирование:
· решения по инвестициям в пределах бюджета,
· решение о персонале.
Высокое делегирование:
· текущие производственные вопросы,
· решения о сбыте продукции
Человека можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.
Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.
Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:
1. В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей.
2. В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.
3. В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.
4. В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.
3.Рациональное решение -это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.