Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне. Искусство витража

Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры - она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.

Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Именно в немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями (распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы).

Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. В скульптуре чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы - они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами, и движения их активны, действенны.

Если в храме устраивалось три портала (тогда они символизировали новозаветную Троицу), то центральный, "княжеский" портал украшался скульптурой богаче боковых. Фигуры располагали здесь часто не только в поле тимпана, но и среди колонн, поддерживающих многочисленные портальные арки. Вообще, статуя-колонна-типична для средневековья. Она отражает понимание святых и отцов церкви как "столпов церкви".

Надо сказать, что "натурализм" средневековой скульптуры вовсе не противоречил ее символичности. В том же бамбергском соборе две вполне натуралистические фигуры, стоящие по сторонам портала, олицетворяют Церковь (веру истинную - христианство) и Синагогу (веру заблудшую и потому с повязкой на глазах - иудаизм).

Большое место в романском (а потом и в готическом) соборе занимают статуи реальных исторических лиц. Это либо донаторы (дарители, содержатели храма), либо короли и князья, захороненные в соборе. В немецких землях символом XII века стал "Бамбергский всадник" - конная статуя рыцаря, помещенная в соборе св. Петра. Полагают, что это скульптурный портрет юного короля Конрада III, захороненного здесь. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Так за леттнером собора св. Петра и Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 статуями маркграфов - наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.

Любопытны попытки установить статуи на совершенно голой стене, лишенной любых украшений. Скульптуры здесь как бы повисают в воздухе, выступая из стены. Подножием им служит небольшая, прилепленная к стене, капитель, а сверху их прикрывает прихотливая сень.

Если романский стиль в архитектуре - это время рыцарских замков и странствующих мастеров, то готика отмечает начало активного расширения городов. Город быстро рождает новые, ранее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д. Окончательно складывается в этот период и тип городской ратуши. Теперь это двух- или трехэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами для городского совета и суда - во втором, с подсобными помещениями - в третьем. Символом независимости города становится сторожевая башня ратуши - беффруа.

Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее, население города.

Однако если увеличивать размеры сводов, то при старой (романской) системе необходимо одновременно значительно увеличивать и толщину стен. Здание при этом должно было стать все более похожим на грандиозный склеп. А вкус и мировоззрение XIII века, когда зарождалась готика, требовали изысканности и утонченности. Даже веру в Бога, во все времена считавшуюся несовместимой с разумом, тогда пытаются доказать прихотливым переплетением умозаключений (Фома Аквинский).

И строители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Во-вторых, была придумана система нервюр. Строители увидели, что в стрельчатых сводах, особенно пересекающихся друг с другом, напряжения распределяются весьма неравномерно, и основная нагрузка попадает на ребра конструкции. Поэтому именно эти ребра решили делать из твердого камня, заполняя промежутки более легким песчаником. Так появилась прихотливая система нервюр - нервов собора.

Нервюры, беря на себя тяжесть, сводили ее к опорным столбам, которые часто оформлялись в виде собранного пучка колонн. Такая конструкция делала излишней массивную стену и позволяла значительно увеличить пространство собора. Нужно было только поддержать сами опорные столбы, ведь на них теперь приходилась вся тяжесть свода. Для этого по сторонам от центрального нефа ставился еще один ряд столбов (контрофорсов) и с них перекидывались арочки - аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы. Мы и сегодня делаем практически то же самое, подпирая падающую стену бревном.

Готическая конструкция позволила прорубить в соборах большие окна и практически "растворить" стену в пространстве воздуха. Промежутки между опорными столбами теперь повсеместно заполняются витражами - красочными мозаичными окнами, во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру.

Началом готики считают перестройку старинной каролингской церкви монастыря Сен-Дени близ Парижа на рубеже 30-х - 40-х годов XII века. Область Иль-де-Франс, где расположен монастырь, была в то время королевским доменом (наследным владением французских королей). Людовик VI в начале XII века начал собирать французские земли воедино. При этом монастырь Сен-Дени стал интеллектуальным и духовным центром этого процесса, благодаря аббату монастыря Сугерию (1081-1151)- другу и советнику Людовика VI и Людовика VII. В монастыре под руководством Сугерия собирались (и фабриковались) сведения о преемственности французских королей от Карла Великого. Местный святой Дионисий (христианский мученик II века) был провозглашен патроном Франции и личным покровителем короля.

Усиливающееся величие королевской власти потребовало и нового монастырского храма, соответствующего этому величию. Но совсем изменять старый было нельзя, так как по преданию его построил сам Карл Великий, а освятил Христос. И начинаются аккуратные перестройки, которые во многом повлияли на все последующее развитие готики.

Прежде всего, Сугерий озаботился строительством западного фасада собора, как наиболее видного. Фасад этот имел две башни, три портала и три декоративных пояса. Такая композиция западного фасада потом станет канонической. Тем более что здесь будет вскоре основана усыпальница французских королей.

Немногим позже, на рубеже XII-XIII веков, вырос собор Парижской Богоматери. Под влиянием рыцарской литературы Богоматерь во Франции называли по-домашнему Нотр-Дам ("наша Дама"), и посвящали ей множество соборов. Старейшим из них и стал собор на острове Сите в Париже. Именно этот собор стал эталоном для последующих готических мастеров. Здесь впервые была создана так называемая "галерея королей" из 28 фигур, олицетворяющих родословную Богородицы и Христа. К сожалению, во время революции во Франции в XVIII веке эти изображения (по невежеству) были приняты за изображение исторических французских королей и разбиты. И только во второй половине XIX века архитектор Виолле-ле-Дюк восстановил их. Им же были восстановлены и знаменитые химеры - фантастические фигуры, установленные на крыше собора и пугавшие еще не вошедших в храм (впрочем, многие фигуры имели и утилитарный смысл, играя роль водостоков).

Видную роль в готике стало играть окно-роза, особенно большое окно над центральным порталом. Для всего западного портала^ а от него и для всего собора, это круглое окно стало архитектурным модулем - единицей всех размеров храма. Поэтому сама роза особен-^ но украшалась. При этом снаружи можно было любоваться лишь ка-i менным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма. Ее круглая форма символизировала Бесконечность, Христа, Небесный град Иерусалим, достигая иногда 10-14 метров в диаметре.

Витражи готического собора - одно из главных его украшений. Естественный свет, проходя сквозь яркие цветные стекла, в полумраке храма приглушается, и храм наполняется своеобразным цветным пространством. Это пространство иного мира - мира храма, мира Бога. Цвета витражей всегда точные локальные, почти без полутонов. Да и само деление поверхности витража на "осколки" напоминало древнюю сверкающую золотую мозаику. Впрочем, в готических соборах и мозаика часто участвовала в украшении.

Внутренние стены собора почти не расписывались. Но зато частым стало их украшение роскошными гобеленами с евангельскими сюжетами. Цветовая гамма гобеленов так же строга, как и в витражах — контрастное сочетание красного и синего. i Пол тоже нес символическую нагрузку. Часто из мрамора выкладывали лабиринты, ведь путь к небу запутан и прихотлив. Либо пол; украшали черно-белым шашечным орнаментом, ведь в жизни человека чередуется хорошее и плохое.

Окончательное завершение строительства парижского собора Нотр-Дам знаменовало и завершение ранней готики. Зрелая готика -это соборы Нотр-Дам в Шартре с его четким планом в виде ясного католического креста и знаменитым скульптурным декором; Нотр-Дам в Реймсе - благороднейший из французских готических соборов, где принцип стрельчатости доведен до предела не только в архитектурных формах, но и в скульптурном украшении; Нотр-Дам в Амьене -самый большой собор во Франции.

В этот период в Париже создается уникальный образец малой готики - церковь Сент-Шапель (1243-1248). Сооружена она как "священная часовня ' для хранения особо почитаемой реликвии - тернового венца Христа. Это назначение и определило ее облик как драгоценной шкатулки: исключительно легкие конструкции, свободно парящие нервюры, витражи, заполняющие практически все стены. Церковь изначально построена в два этажа. Нижний - для королевского двора, верхний - личная капелла короля Людовика IX.

К XV веку готика стала конструктивно вырождаться. Появилось стремление мастеров к слишком сильному облегчению конструкции и обильной декорации. Значительно увеличилось количество деталей, поверхности соборов стали многократно делиться и дробиться рядами. Переплеты окон приобретают столь извивистую форму, что становятся похожими на пламя, тем более, что стрельчатость стремятся все более подчеркнуть. Недаром этот период готики исследователи поэтически назвали "пламенеющей готикой" (Руанский собор во Франции, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель).

Настоящей "историей готики" стал городской собор в Кельне. Его строительство начато в 1248 году, а завершено лишь в XIX веке, когда уже многие старые части собора ремонтировались. А в северных землях Германии, где естественного камня не хватало, возникла своеобразная "кирпичная готика". Именно ее часто старались имитировать в псевдоготических постройках конца XVIII - XIX веков.

Возводить готический собор в Кельне стали в 1248 году. Строили долго и с большими перерывами. Окончен он был только к концу 19 века. Целых 632 года понадобилось жителям города, чтобы создать это архитектурное чудо. Целых 4 года готический собор в Кельне был самым высоким зданием в мире.

По окончанию строительства собор достигал в высоту 157 метров. На тот момент это было действительно самое высокое здание на планете. Так продолжалось до 1884 года, именно в этот год был достроен монумент Вашингтона в столице США. Он перехватил пальму первенства.

Сейчас собор в Кёльне занимает почетное третьем место в списке самых высоких церквей мира. Впереди только Ульмский собор и Нотр-Дам-де-ла-Пэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: