Происхождение государства: основные подходы

Теории происхождения государства многообразны.

Теологические теории. Согласно этим взглядам государство и право имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право - это божественная воля, божественное откровение.

Патриархальная теория. Согласно этой теории государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Представители: Аристотель, Конфуций.

Договорная теория. В соответствии с этой теорией государство возникло в результате договора между людьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов. Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (греческие мыслители Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо Цзы). Бога-тые, не имея достаточных сил для защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На основе общего соглашения – договора - создается новая ассоциация людей - государство.

Теория насилия. Согласно этой теории государство есть результат войн и насильственных действий. По теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собственность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными.

 

21. Государственная власть: понятие, структура.

 

Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

 

Структура государственной власти в динамике состоит из субъекта, объекта, властеотношения, средств и методов осуществления власти.

 

Субъекты государственной власти – те, кто является носителем, кому принадлежит государственная власть, от кого исходит властный импульс. Это народ, социальные группы, слои населения, элиты, национальные общности. Но от имени перечисленных субъектов действуют, их волю выражают, как правило, государство и его органы.

 

Объекты государственной власти – подвластные, на кого направлен властный импульс со стороны властвующих субъектов. Это индивиды, их объединения, слои и классы, социальные и национальный общности общество в целом. Они также могут быть представлены государственными органами. Субъекты и объекты государственной власти не совпадают, совпадение возможно при осуществление народовластия в прямых формах (референдумы, выборы).

 

Властеотношение возникает междувластвующими и подвластными, содержанием его является проявление и навязывание воли со стороны властвующего субъекта и подчинение ей воли подвластного. Подчинение может добровольным и принудительным. Воля государственно-властного субъекта обычно облечена в форму позитивного права (законы и подзаконные акты), где подвластным в виде правовых норм предписано определенное поведение.

 

Средства осуществления государственной власти есть то, на что она опирается, посредством чего она осуществляется, претворяется в жизнь. Характеризуя признаки государственной власти уже было отмечено, что государственная власть имеет в распоряжении специфические средства, которыми не обладают другие властные субъекты: а) механизм государства, состоящий из органов управления и принуждения и отряда чиновников, профессионально занимающихся управлением; б) нормы позитивного права.

 

Вместе с тем, в механизм государства включены предприятия, учреждения и организации государственного сектора, которые создают для государственных органов материальную, финансовую базу, готовят для него кадры. Одновременно государственная власть может использовать и негосударственные объединения, организации, движения, средства массовой информации, а также социальные нормы не только юридические, но и моральные, религиозные, политические, обычаи, традиции и т.д.

 

Типология государств: формационный, цивилизационный подходы.

 

Типология государств это процесс разделения государств на обособленные группы (типы) на основе их однородной сущности взятой в одну историческую эпоху.

Основанием типологии государств может выступать не любая характеристика, а только сущность государств которая отвечает на вопрос: кому и в чьих интересах это государство служит.

По типологии государств имеются труды профессоров Петрова, Решетникова и Чиркина.

1. Тип государств это всегда группа стран.

2. У государств одного и того же типа должна быть одинаковая сущность.

3. Любой тип государства конечен во времени поскольку свойственен своей исторической эпохе.

Существуют два подхода к типологии государств:

1. Формационный

2. Цивилизационный

Формационный подход абсолютизирует значение экономики для типологии государств.

В основу типологии здесь кладется господствующая форма собственности, производственные отношения и ведущий хозяйственный уклад.

В рамках формационного подхода выделяют 4 типа государств:

1) Рабовладельческое;

2) Феодальное;

3) Буржуазное (капиталистическое);

4) Социалистическое.

Согласно цивилизационному подходу в основу типологии кладется уровень национальной культуры государствообразующих народов, поэтому выделяют столько типов государств сколько есть самобытных стран мира (китайское, российское и т.д.).

Для полной типологии нужно использовать арсенал двух названных подходов, но все таки между ними приоритеты просматриваются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: