Нормативно-правовые акты: понятие, классификация

 

Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений.

Признаки: 1. имеют документальную форму.

2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение).

3. сложная процедура принятия.

4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц.

Виды НПА:

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

 

 

* законы (законодательные акты)

* подзаконные акты.

ЗаконНПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо. Признаки: 1.-4.

+ 5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов. 6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности.

В РФ неопубликованные законы применению не подлежат.

Виды законодательных актов:

По юридической силе: * Конституция – основной закон государства и общества.

- фактическая (реальное положение человека).

- юридическая (сам текст).

Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции).

Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества. * ФКЗ о поправках к Конституции

* ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции)

* ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой.

Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК.

Существуют различные виды ФЗ:

- ФЗ - Кодексы (кодифицированные законы)

- Основы законодательства (кодифицированные законы)

При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным. * Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой.

При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ.

Виды подзаконных актов (во исполнение законов): * УП не должны противоречить Конституции и ФЗ.

УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа.

Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП.

В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия.

Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты.

* ПП Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц.

Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер. * Федеральные ведомственные акты - приказы,

- инструкции, - распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП.

* НПА органов исполнительной власти субъектов РФ. - ПП республик,- Указы и распоряжения Президентов республик,

- Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения.

Должны носить характер конкретизации законов. * Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА. - уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом). - постановления и решения глав муниципальных образований.

* Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка).

Особенности: - должны носить строго подзаконный характер, - носят общеобязательный характер для работников этих предприятий.

По сферам действия: * Общефедеральные,

* Акты субъектов РФ, * Акты органов местного самоуправления. * Локальные акты.+

По субъектам правотворчества: 1. Принятый законодательным органом. 2. Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

1. Конституционный. 2. Административный.

3. Гражданский. 4. Уголовный и т.д.

По сроку действия: 1. Постоянный.

2. Временный.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow