Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений.
Признаки: 1. имеют документальную форму.
2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение).
3. сложная процедура принятия.
4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц.
Виды НПА:
В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
* законы (законодательные акты)
* подзаконные акты.
Закон – НПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо. Признаки: 1.-4.
|
|
+ 5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов. 6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности.
В РФ неопубликованные законы применению не подлежат.
Виды законодательных актов:
По юридической силе: * Конституция – основной закон государства и общества.
- фактическая (реальное положение человека).
- юридическая (сам текст).
Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции).
Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества. * ФКЗ о поправках к Конституции
* ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции)
* ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой.
Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК.
|
|
Существуют различные виды ФЗ:
- ФЗ - Кодексы (кодифицированные законы)
- Основы законодательства (кодифицированные законы)
При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным. * Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой.
При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ.
Виды подзаконных актов (во исполнение законов): * УП не должны противоречить Конституции и ФЗ.
УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа.
Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП.
В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия.
Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты.
* ПП Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц.
Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер. * Федеральные ведомственные акты - приказы,
- инструкции, - распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП.
* НПА органов исполнительной власти субъектов РФ. - ПП республик,- Указы и распоряжения Президентов республик,
- Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения.
Должны носить характер конкретизации законов. * Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА. - уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом). - постановления и решения глав муниципальных образований.
* Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка).
Особенности: - должны носить строго подзаконный характер, - носят общеобязательный характер для работников этих предприятий.
По сферам действия: * Общефедеральные,
* Акты субъектов РФ, * Акты органов местного самоуправления. * Локальные акты.+
По субъектам правотворчества: 1. Принятый законодательным органом. 2. Принятый в результате референдума.
По предмету правового регулирования:
1. Конституционный. 2. Административный.
3. Гражданский. 4. Уголовный и т.д.
По сроку действия: 1. Постоянный.
2. Временный.