Правовое регулирование: предмет, типы, методы

 

Предмет правового регулирования (ПР) – та сфера общественных отношений, которая нуждается в юридической регламентации. К предмету ПР принято относить не поведение человека, а именно отношения между людьми.

ПР поддаются только те общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю. Среди подконтрольных общественных отношений в предмет ПР можно включать те, которые порождают типичные споры и конфликты.

В сферу ПР входят 3 группы общественных отношений: 1. Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). 2. Отношения по властному управлению обществом. 3. Отношения по обеспечению правопорядка.

ПР отличается от правового воздействия, которое считается более широким понятием и сводится к влиянию на общественные отношения, информированию без каких-либо упорядочивающих результатов. Пример правового воздействия – подготовка законопроекта.

ПР может не совпадать по своим последствиям с правовым воздействием (например, после ПР граждане обретут определенные права, но с т.з. правового воздействия не смогут или не захотят этими правами воспользоваться).

Способы ПР – приемы юридической регламентации общественной жизни (правового упорядочения общественных отношений).

1. Дозволение – предоставление прав и свобод, возможности поступать по своему усмотрению (например, брак, трудоустройство).

2. Обязывание – требование совершить действие (например, налоги).

3. Запрет – требование воздержаться от определенных действий.

4. Рекомендация – предложение поступить желательным для правотворца образом, но это предложение не обязательно для исполнения (например, ФЗ «О благотворительной деятельности»).

5. Поощрение – обещание или предоставление награды.

Метод ПР – определенные сочетания (некоторая комбинация) способов ПР; шире по объему, чем способ ПР.

1. Императивный (централизованный) – метод категорических предписаний, в котором доминируют запрет и обязывание и нет свободы усмотрения у субъекта права.

2. Диспозитивный (децентрализованный) – предоставление через дозволение, поощрение и рекомендации свободы выбора субъектам права. Данный метод обнаруживает себя в закреплении прав и свобод граждан; используется в случаях, когда норма права содержит формулу «если сторонами (договором) не предусмотрено иное», а также в незакрытых, неисчерпывающих перечнях норм права.

Типы ПР:

1. Общедозволительный – разрешено все, что не запрещено законом (обращен к гражданам, на состоящим на государственной службе).

2. Разрешительный – разрешено лишь то, что прямо дозволено законом (касается должностных лиц, состоящих на государственной службе).

Типы ПР формируются из сочетания методов ПР (например, разрешительный тип ПР образуется в основном из арсенала императивного метода с минимальным допущением диспозитивности).

Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора; с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.

 

Правотворчество: понятие, виды, стадии.

 

Правотворчество представляет собой процесс принятия, изменения и отмены правовых норм разной юридической силы.

Процедура правотворчества зависит от уровня этой деятельности (чем выше уровень, тем сложнее процедура).

Этапами правотворчества являются:

1) подготовка проекта правового акта;

2) обсуждение проекта правового акта;

3) принятие правового акта;

4) вступление акта в юридическую силу.

Виды правотворчества зависят от существующих субъектов правотворческой деятельности:

- народное правотворчество – путем референдума;

- законотворчество – процесс принятия законов;

- указотворчество (только акты президента);

- ведомственное нормотворчество (издание указов, инструкций);

- региональное правотворчество;

- муниципальное нормотворчество;

- локальное правотворчество (внутри организаций).

В зависимости от обстоятельств:

- чрезвычайное правотворчество;

- обычное правотворчество;

- формирование правовых обычаев.

Вывод: различные виды правотворчества обеспечивают всестороннее полное правовое регулирование с учетом местных особенностей.

Пробелы в праве и способы их преодоления.

 

Пробел в праве это полное или частичное отсутствие нормы права в тех жизненных ситуациях, в которых постоянно возникают правовые споры.

Пробелы либо устраняются совсем, либо восполняются на непродолжительное время. Устраняет пробелы законодатель, а восполнением пробелов занимаются суды.

Правилами восполнения пробелов признаются аналогия закона и аналогия права.

Об этом свои работы писали профессора Малько, Черданцев и Матузов.

Аналогия закона представляет собой использование той статьи законодательного акта, которая непосредственного отношения к делу не имеет но косвенно регулирует близкий, похожий случай.

Аналогия права это другой способ восполнения пробелов при котором даже косвенно относящихся к делу норм права нет и тогда суд может использовать для решения споров принципы права (милосердие, справедливость, гуманизм).

В уголовном праве любые аналогии права и закона запрещены.

Пробелы права могут преодолеваться только в официальном процессуальном порядке с участием компетентного субъекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: