Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества 1 страница

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

 

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

 

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

 

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

 




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (по классам)

Изобразительное искусство. 5-8 классы (140 ч)

5 класс (35 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (9 ч)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5 ч)

1—2. Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта Восприятие осенних натюрмортов отечественных живописцев XVIII—XX вв.(И. Т. Хруцкого. К. А. Коровина, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Ф. Стожарова и  графика Д. И. Митрохина) и западноевропейского  художника XVII в.  (Ф. Снейдерса). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Про-порции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению. Диалог об искусстве. Особенности творческой манеры мастеров натюрморта (непосредственность в подходе к натуре, стремление передать ее в динамике, во всей свежести и трепетности и т. п.). Средства художественной выразительности языка живописи, графики, передающие богатство, красоту и художествен-ный образ предметного мира. Выбор средств художественной выразительности для создания живопис-ного образа в соответствии с поставленными задачами. Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы композиций натюрморта». Творческое заданиес использованием средств выразительности графики и живописи. Материалы: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории становления жанра натюрморта. Натюрморты выдающихся мастеров стран Западной Европы. Задания творческого и поискового характера

Рассматривать произведения мастеров натюрмор-та — живописцев и графиков, в которых отразилась красота предметного мира, дары земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которые используют художники для достижения впечатления цельности композиции; связи воедино изображённого множество предметов, благодаря  выделению  главного предмета (группы предметов); о том, что общего и различного в натюрмортах, написанных в различное время художни-ками разных стран; о передаче колорита.

Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. Находить общее и объяснять, в чём их различия (в наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещённос-ти). Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки — тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев.

Понимать и объяснять смысл понятия колорит.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли.

Работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции натюрморта.

Изображать осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и ассиметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра). Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

 

 

Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковой системы Internet, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию

3—4. Осенние плоды в твоём натюрморте Восприятие живописно-декоративных натюрмортов в творчестве художников первой половины XX в. (отечественных — М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки и западноевропейского А. Матисса в народном и декоративно-прикладном искусстве (поднос мастера А. Лёзнова из Жостова, фарфоровом сервизе). Основные содержательные линии. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Диалогоб искусстве. Специфика изображения предметов в живописно-декоративном натюрморте, в народном и декоративно-прикладном искусстве. Отражение красоты и многообразия земных даров, сгруппированных в натюрморте. Отличительная особенность декоративной композиции (подчинение изделию). Художественные средства для решения задач декоративной композиции. Отличие декоративных натюрмортов от живописных.   Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты декоративной композиции». Творческое задание.  С использованием средств живописи и декоративно-прикладного искусства.Работа в паре. Материалы бумага (белая, чёрная или цветная), картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладко крашенная с мелким и крупным рисунком. Подведение итогов

Рассматривать живописно-декоративные натюрмор-ты художников разных стран. Рассказывать о своих впечатлениях от них и произведений мастеров декоративно-прикладного искусства (усиление декора-тивности за счёт передачи объёма, упрощение цвета, усиление яркости и многокрасочности чёрным или синим контуром, условное решение пространства).

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют для усиления декоративности (предельно условное решение пространства, упрощение объёма, искажение формы, отсутствие освещённости, лаконич-ность и утрированностьцвета,  введение в изображение контура).

 

Участвовать в обсуждении особенностей творческой манеры художников, средств художественной вырази-тельности, придающих натюрмортам декоративный характер, цвета как основного выразительного средства декоративной живописи, его возможностей в передаче своеобразия плодов и цветов, роли линии в декоративной живописи. Реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Использование традиционных и оригинальных художественных материалов и техник в декоративных натюрмортах.

Работать по художественно-дидактической таблице.

 

Выполнять рисунок композиции декоративного натюрморта в карандаше и декоративный натюрморт в цвете в технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к натуре.

Участвовать в подведении итогов творческой  работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

5. Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства Восприятие произведений изобразительного, народ-ного и декоративно-прикладного искусств разных народов, воплотивших образ-символ «древо жизни» в живописи, рельефах Дмитриевского собора во Владимире кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, резных капителях южного портала Рождественского собора в Суздале; декоративном убранстве ограды дворца Хетло в Нидерландах; в росписи палехской шкатулки, гобелена-триптиха и др. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Материалы живописи, скульптуры, графики. Художественные техники. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Семантика образов в народном искусстве. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Диалогоб искусстве. «Древо жизни» — один из самых распространённых образов искусства в культурах разных народов мира. В русском искусстве «древо жизни» — символ непрекращающегося развития. Плакет-ное искусство — разновидность рельефа прямоугольной формы из металла, керамики или других материалов. Творческое заданиес учётом средств выразительности скульптуры.. Работа в паре. Материал:цветной пластилин, глина, картон, фанера. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать декоративные рельефные компози-ции«древо жизни» в архитектурных сооружениях (в экстерьере и интерьере) и произведениях разных видов искусства. Рассказывать об особенностях плакетного искусства. Приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства. Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия).

Объяснять значения слов барельеф, горельеф.

Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древа жизни» в технике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеоб-разия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» в творчестве мастеров народов мира.

Выполнять рельефную композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания. Создавать образ плодоносящего дерева, преодолевая буквальное понимание сюжета.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4 ч)

6—7. Красота осеннего пейзажа в живописи и графике Восприятие разнообразия красок осени в картинах выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XX в. (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художника Д. А. Холи-на), в пейзажах, выполненных в технике монотипии. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Компози-ция — главное средство выразительности художествен-ного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. Диалог об искусстве. Главные выразительные средства в «пейзажах настроения» И. И. Левитана (цветовой строй, манера письма, изображение света и воздуха, построение пространства). Использование в пейзаже воздушной перспективы. Особенности техники монотипии.Поиск образов в отпечатке-монотипии (деревья, кусты, водоёмы, облака, скалы, поля, рощи и т. д.) и графическая проработка изображения кистью, пером. Творческое заданиес использованием средств выразитедбности живописи и графики. Материалы: бумага, гуашь, стекло или пластик, кисть, перо. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории становления жанра пейзажа. Пейзажи выдающихся мастеров стран Западной Европы Задания поискового и творческого характера

Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипия. Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии, выделять особенности «пейзажей настроения». Рассказывать о главных выразительных средствах осенних пейзажах живописцев.

Участвовать в обсуждении художественных средств создания образов осенней природы в творчестве мастеров пейзажного жанра.

Объяснять значение слова монотипия.

Отличать особенности техники монотипия.

 

Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии. Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (тёмные и светлые, тёплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи грустного, пасмурного или одного солнечного состояния природы. Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручки и т. п.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно творческой деятельности.

Выполнять задания по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Internet и обработку информации с применением компьютерных технологий и полученных знаний в изменённых условиях

8—9. Осенних дней очарованье в книжной графике Восприятие искусства оформления книги — книжной графики.И. Я. Билибин, В. А. Фаворского, Н. Е. Чару-шин, И. И. Бруни, А. Н. Аземша — выдающиеся мастера отечественной книжной графики. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Изобразительные виды искусства. Диалог об искусстве. Книжная иллюстрация — синтез разных искусств (графики, искусства шрифта, иллюстрации и полиграфического искусства), тесно связанных с текстом литературного произведения.Основные компоненты книги — обложка, суперобложка, форзац, фронтиспис, титул и т. д. Шрифты, рисованные буквицы, композиционное построение и оформление текста (поля, рамочки, заставки, концовки). Техника выполнены иллюстрации, Взаимосвязь разных элементов в оформлении книги. Творческое заданиес использованием средств выразительности живопси и графики.   Материалы:бумага, краски (акварель, гуашь, тушь), кисть, клей. Советы мастера.   Подведение итогов

Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рас-сказывать обосновных компонентах книги. Высказы-вать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста.

Объяснить смысл понятий графика, гравюра.

Участвовать в обсуждении  истории книгопечатания и особенностей оформления первых печатных книг в Западной Европе и России, разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, национального русского стиля и единства изобразитель-ного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора И. Я. Билибина, выборе техники исполнения иллюстрации, использовании художествен-ных выразительных средств оформления макета книги.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Определять, какова будет композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления (буквица, заставка, концовка). Определять главную идею оформления внешнего оформления. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, ксоответствию изобразитель-ного образа литературному тексту.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

ЖИВАЯ СТАРИНА. ПРИРОДНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЦИКЛЫ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ (8 ч)

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 ч)

10. Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла Восприятиепроизведений отечественных живопис-цев XIX—XX вв. А. Г. Венецианова,Б. М. Кустодиева, А. А. Пластова и голландского художника XVII в. Б. ван дер Хельста, лаковой миниатюры Палеха и Холуя, запечатлевших в своих работах осенние сельские праздники, посвящённые уборке урожая, ярмарке. Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.     Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Традиционный земледельческий кален-дарь как своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Средства художественной выразительности в произведе-ниях бытового жанра, передающие праздничное настроение природы и человека, единение людей с природой и друг с другом. Работа по художественно-дидактической таблице «Поэтапное создание многофигурной композиции».   Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: карандаш, бумага. Советы мастера.     Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории бытового жанра. Сцены сельской и городской жизни в искусстве стран Западной Европы и России Задания творческого и поискового характера

Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы. Различать средства художественной выразительности в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё суждение о том, как влиял традиционный земледельческий календарь на организа-цию праздников в народной культуре народов России. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от осенних праздников урожая в родном крае.

Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека.

Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции.

Участвовать в обсуждении отображения в произведениях народного, декоративно-прикладного искусства и живописи традиционных праздников урожая и ярмарки, связи земледельца с природой; выразительных средств создания праздничного настроения, единения природы и человека в творчестве народных мастеров и живописных произведениях бытового жанра.

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка.

Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) фигуры человека в движении для многофигурной композиции. Применять выразительные графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к празднику урожая.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Internet, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию

11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми Восприятие произведений бытового жанра отечественных (В. Г. Перов, П. А. Федотов, Б. М. Кусто-диев, А. А. Пластов) и западноевропейских (И. Бекелар, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх) художников. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр.   Диалогоб искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит), создающих праздничное настроение и участвующих в создании художественного образа. Творческое задание с использованием композицион-ных и живописных средств выразительности в многофигурной композиции. Материалы: акварель, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI—XX вв. Высказывать своё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения.

Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание и форма.

Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определят ь тему, сюжет бытовой картины, пропорции фигуры человека, смысловой (композиционный) центр. Называть художественно-выразительные средства, участвующие в создании художественного образа.

Участвовать в обсуждении характерного и типического в бытовом жанре, динамики и статики в компонентах многофигурной композиции; художествен-но-выразительных средств, участвующих в создании художественного образа ярмарки.

 

Выполнять многофигурную композицию «Праздник урожая» или «Ярмарка» согласно условиям творческого задания. Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей, используя свои наблюдения осеннего праздника в твоём крае, городе (посёлке). Выражать в творческой работе своё отношение  к празднику урожая.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Тема 4. Образ времени года в искусстве (2 ч)

12—13. Зимняя пора в живописи и графике Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленова, И. Э. Грабарь, Д. Журавлёв, Н. М. Ромадин) и графиков (М. Врубель, Г. Верейский, М. В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX –  начала   XX в.  и западноевропейских художников XVII в. и конца XIX в.  (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог). Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира. Диалогоб искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода времени года. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа зимней природы. Творческое задание с использованием композицион-ных и графических средств художественной выразитель-ности в изображении зимнего пейзажа. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различия в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений различных состояний и настроений в зимней природе. Приводить примеры. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях.

 

 

Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия художественных средств выразительности (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании художественного образа зимнего пейзажа.

Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке согласно условиям. Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2 ч)

14—15. Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера Восприятие образов героев тематических картин, воссоздающих сцены труда и отдыха молодёжи, изделий народных мастеров (народных костюмов разных регионов России, поясов, дымников). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественные материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.   Диалог об искусстве. Традиции, состав комплекса русского народного костюма разных регионов России. Изготовление изделий из металла в разных регионах России и их художественные особенности. Средства художественной выразительности в изображении героев картин, передачи особенностей традиционного народного костюма из разных регионов России. Художественные приёмы плетения поясов и изготовления дымников. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Плетение пояса из трёх и пяти нитей» и «Технологическая карта изготовления дымника с флюгером».     Творческое заданиес учётом технологических приёмов работы с мягкими и твёрдыми материалами. Материалы:бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки или тонкая цветная тесьма, булавка; тонкий чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга. Советы мастера. Подведение итогов

 

Рассматривать произведения живописи, воссозда-вших образы молодёжи в сценах совместного труда и отдыха, изделия декоративно-прикладного искусства.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края, города, посёлка. Высказывать своё отношение к произведениям живописцев, в которых отражены характерные сцены народной жизни и особенности традиционного народного крестьянского костюма.

Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей.

Объяснить, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшении предметной среды. Приводить примеры.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которые используют художники при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодёжи, а также художественных материалов (мягких и твёрдых) и художественных техник (плетение поясов, изготовление дымников).

 

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать технику плетения поясов из трёх и пяти нитей и технологию изготовления дымника с флюгером. Сверять свои действия при изготовлении поясов и дымников с флютером с рекомендациями таблиц.

Работать в паре. Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером. Конструировать изделия из мягких и твёрдых материалов согласно эскизам.

 

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)

16—17. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства Восприятие произведений живописцев (В. М. Вас-нецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин), скульптора (С. Т. Коненков) и мастеров (С. М. Дмитриев, А. А. Каморин) лаковой миниатюры, воссоздавших образы фольклорных героев. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схематичные зарисовки пропорций головы, лица», «Изображение атрибутов, предметов, дополняющих характеристику фольклорного героя». Творческое заданиес использованием средств выразительности живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства в передаче сказочности фольклорного героя. Материалы: бумага, акварель, гуашь (по выбору) Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной вырази-тельности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике фольклорного героя. Понимать условность и субъективность художественного образа.

Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий.

Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать последовательность изображения головы, лица героев композиции по художественно-дидактической таблице.

Изображать персонажа сказки или былины по представлению. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ (8 ч)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4 ч)

18. Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом Восприятие произведений живописи (Б. Н. Помор-цев), графики (Б. Л. Непомнящий, А. Бородин) и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ. Диалогоб искусстве. Русский Север — край уникальных домов-комплексов. Особенности конст-рукции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества. Творческое задание с использованием средств языка графики. Материалы:простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага. Советы мастера. Подведение итогов

 

 

Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России.

 

Участвовать в обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Выполнять графические зарисовки (с натуры, по памяти) деревянных построек. Выражать в творческой работе своё отношение к натуре.

 

 

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

19—20. Изба — творение русских мастеров-древо-делов Восприятие произведений живописи (А. П. Бубнов) и  фотографий, воспроизводящих постройки деревянного древнерусского зодчества. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространс-твенных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ. Диалогоб искусстве. Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Инструмент плотника», «Самцовая (безгвоздевая) крыша», «Конструирование избы из бумаги», «Технология рубки дома» Творческое заданиес учётом принципов конструирования и постройки крестьянского подворья силами «плотницкой артели». Материалы:карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты, учебные работы на фотографиях, представленных в учебнике. Понимать конструктивно-техническую основу избы.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы, назначение.

 

 

Участвовать в обсуждении конструкции избы, разновидностей плотницких инструментов, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши.

 

Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать и планировать предстоящую работу по инструкционным картам, направленную на создание макета бытового окружения человека и использование навыков бумагопластики.

Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги. Использовать известные приёмы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы. Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу.

 

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности

21. Изба — модель мироздания Восприятие примеров декоративного убранства (наличник светёлки, фрагмент лобовой доски, балкон, причелина и т. п.) в облике деревянных домов разных регионов России на фотографиях и в произведениях графики по мотивам деревянной архитектуры (А. И. Му-рычёв, С. М. Никиреев), представленных в учебнике. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Диалог об искусстве. Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе. Творческое задание с использованием художественных графических средств. Материалы: простой и цветныекарандаши, фломастер. Подведение итогов

Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность художественного образа.

Сравнивать художественные особенности декора-тивного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.

 

Участвовать в обсуждении синтетического характера народной культуры на примере украшения жилища, отражения мировосприятия людей в облике дома и его декоративном убранстве, в знаках-символах, разнообразии форм в природе как основы декоративных форм в резном убранстве фасада крестьянского дома, художественных особенностей домовой резьбы; значения знаков-символов в декоре дома.

Выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица».

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности

22. Лад народной жизни и образы его в искусстве. Традиции и современность Воспринимать произведения живописи (Х. А. Якупов, А. Ф. Лутфуллин, О. А. Вуколов), графики (Н. В. Ратковская), народного мастера из Палеха (Б. М. Ермолаев), запечатлевших сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также декоративного убранства зданий Томска, представленных на фотографиях, включённых в учебник. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Традиционный и современный уклад жизни, отражённый в искусстве. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Архитектурный образ. Диалог об искусстве. Образ лада в труде, доме и семье — нравственный идеал народа России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома. Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: ножницы, бумага, клей. Советы мастера. Подведение итогов

 

 

Рассматривать сцены семейной жизни далёкого прошлого, настоящего, а также декоративное убранство деревянных построек Томска.

Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений.

Определять общее и различия в их содержании, композиции и средствах художественной выразитель-ности, помогающих передавать идею связи поколений.

 

 

Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейной жизни, отражённого в идейно-художественном содержании произведений разных видов искусства, художественных приёмов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек.

Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья.

Участвовать в комплексной работе над проектом макета из бумаги «Деревенская улица».

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (2 ч)

23. Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» Восприятие эскизов декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В. М. Васнецовым. Основные содержательные линии. Изображения в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобрази-тельного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Исторические, мифологические, библейские темы в изобразительном искусстве. Диалог об искусстве. Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки, в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации. Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности. Советы мастера. Материалы:живописные материалыпо выбору. Подведение итогов

 

 

Рассматривать эскизы декораций и костюмов В. М. Васнецова, К. А. Коровина, И. Я. Билибина к опере-сказке «Снегурочка».

Участвовать в обсуждении особенностей творчества театрального художника, влияния сказочных образов народной культуры и декоративно-прикладного искусства на творчество театрального художника, синтетического характера народной культуры (украшения жилища, костюма, сказок, музыки), эскизов театральных декораций и костюмов, художественных особенностей театрально-декорационного искусства.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля. Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему. Передавать в серии рисунков развитие действия. Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественной деятельности

24—25. Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка» Восприятие эскизов костюмов персонажей к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» В. М. Васнецова и к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» И. Я. Билибина, других художников. Основные содержательные линии. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и худо-жественная фотография. Роль и значение изобрази-тельного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Диалогоб искусстве. Своеобразие образной характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В. М. Васнецовым,  И. Я. Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников. Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности. Советы мастера. Материалы:карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки. Подведение итогов

Рассматривать эскизы костюма к опере-сказке «Снегурочка» и «Золотой петушок». Понимать художественные особенности изображения в театрально-декорационном искусстве.

Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства (художник-оформитель, драматург, композитор), выбора художественных материалов и средств для создания выразительных образов театрально-декорационного искусства.

Создавать графическими средствами эмоционально-выразительные эскизы костюмов сказочных героев. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля. Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему. Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки „Снегурочка”» в технике коллажа.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественной деятельности

Тема 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (2 ч)

26. Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве Восприятие живописных произведений отечественных художников XIX–XX вв. В. И. Сурикова, Б. М. Кустодиева, К. Е. Маковского, С. Ю. Судейкина, Ф. В. Сычкова, С. Л. Кожина, в которых отражены традиции масленичных гуляний. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Диалог об искусстве. Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Творческое задание с использованием худо-жественных выразительных средств живописи и народного и декоративно-прикладного искусства. Советы мастера. Материалы:живописные материалыпо выбору. Подведение итогов

 

 

Рассматривать живописные произведения на тему о масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев.

 

Участвовать в обсуждениикартин, отображающих народный праздник Масленицу, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, людей в момент масленичных гуляний. Выполнять зарисовка с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему. Передавать в праздничное ощущение в многофигурной композиции в коллективном панно. Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественной деятельности

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

ОБРАЗ ЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ИСКУССТВЕ (8 ч)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 ч)

29. Животные — братья наши меньшие Восприятие изображений животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рельефах архитектурных сооружений Древнего мира,  в скульптуре и живописи XVII—XVIII в. и произведениях современных художников-анималистов. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Рисунок с натуры, по представлению. Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения животных в разных странах мира. Графические, живописные и пластические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих, цвет, тон, объём, пропорции) в создании художественного образа животных. Творческое заданиес использованием компози-ционных, графических и живописных средств худо-жественной выразительности в изображении животных. Советы мастера. Материалы: графические и живописные материалы по выбору, бумага. Подведение итогов

Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Рассказывать о своём понимании художественного замысла автора. Приводить примеры изображения животных в народном декоративно-прикладном искусстве.

Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различия в создании художественного образа произведения.

Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.

 

 

Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, становления и развития анималистического жанра в пространстве культуры, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в различных материалах.

 

Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению. Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного. Следовать в своей работе условиям творческого задания.

 

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

30. Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов Восприятие произведений отечественных худож-ников-анималистов В. А. Ватагина, А. М. Белашова, А. Г. Сотникова, И. С. Ефимова и др., создавших образные характеристики представителей животного мира в различных материалах и техниках. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Объём и форма, передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Взаимоотношения формы и характера. Диалог об искусстве. Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного (подчёркивание забавности, беззащитности, осторожности, стремительности  движения). Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы лепки дымковской игрушки», «Приёмы лепки каргопольской игрушки». Творческое заданиес использованием пластических средств художественной выразительности в изображении животных (выделение главного, характерного, для формы, пропорций животного). Материалы: глина или пластилин по выбору. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Памятники животным. Выражение в образах искусства духовно-нравственного мира человека. Задания творческого и поискового характера

 

 

Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов. Рассказывать о характерах и особенностях своих домашних любимцах/животных.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различия.

Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных в своём городе.

Участвовать в обсуждении красоты и разнообразия животного мира, закономерностей применения средств художественной выразительности в передаче образа животного.

 

 

Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного.

Представлять образ животного для изображения. Исполнять скульптурный этюд животного по памяти и представлению на основе своих наблюдений животных. Передавать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания творческого и поискового характера, осуществлять сбор и поиски информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet и обрабатывать её, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1 ч)

31. Экологическая тема в плакате Восприятиеплакатов, выполненных ведущими отечественными мастерами-графиками. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалогоб искусстве. Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, и

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: