Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества 4 страница

8 класс (35 ч)

Основное содержание по темам     Характеристика основных видов художественной деятельности

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА РОССИИ — ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА И РОДНОГО КРАЯ (8 ч)

Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 ч)

1—2. Архитектура городов России в зеркале ис-тории Восприятиекрасоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.     Диалог об искусстве. Архитектура Санкт-Петербурга начала XVIII в. как своеобразный сплав исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесённых из западноевропейских стран. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма, государственные градостроительные преобразования, связанные с реконструкцией городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Влияние градостроительных преобразований на развитие русских провинциальных городов в XVIII и XIX вв. Исторические и архитектурные памятники, историческая среда, сложившаяся на протяжении нескольких столетий в городах России, архитектурный облик и особый национальный колорит российских городов. Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы архитектурных арок». Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, силуэт, пятно, ритм, симметрия). Материалы: графические по выбору Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать архитектурные сооружения российских городов XVIII—XX вв. Сравнивать архитектурные постройки разных стилей. Находить элементы стиля классицизма в архитектуре Петербурга, Москвы и других городов. Высказыватьсвоё суждение о том, как повлияли новые градостроительные принципы на архитектурный облик российских городов. Приводить примеры планировки древнерусских городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Рассказывать о знаменитых архитекторах, внёсших свой вклад в формирование облика городов различными сооружениями, ставшими памятниками архитектуры. Объяснять смысл понятий ампир, регулярная система планировки городов. Участвовать в обсуждении архитектурного облика русских городов XVIII—XX вв., роли градостроительных преобразований в развитии русских городов. Приводить примеры радиально-кольцевой планировки древне-русских городов.     Работатьпо художественно-дидактической таблице. Сверять своё изображение арок с учётом перспектив-ного построения их формы со схемой. Выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектур-ных построек разных стилей с натуры, по памяти и представлению. Применять выразительные компози-ционные и графические средства в работе над зарисовкой. Составлять иллюстрированный словарь архитектурных стилей из зарисовок силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей. Дополнять словарь фотографиями памятников архитектуры различных стилей и их деталей.Подбирать материалы об архитектурных памятниках классицизма, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Пере-давать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к изображению. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
3—4. Любимые места твоего города (посёлка) Восприятиепамятников архитектурына старинных и современных фотографиях и в произведениях худож-ников XIX—XXI вв. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.     Диалог об искусстве. Красота и особый архитек-турный облик российских городов в пейзажах худож-ников XVIII—XXI вв. Особенности изображения город-ского пейзажа в творчестве художников XVIII—XXI вв. Изобразительные средства выразительности в передаче любимого места города (села) (выделение в композиции главного, пространство, настроение в пейзаже, опорные ключевые композиционные центры).   Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности (линия, силуэт, пятно, цвет, ритм, симметрия). Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, акварель, белая бумага. Советы мастера.   Подведение итогов Рассматриватьфотографии памятников архи-тектуры и произведения художников-пейзажистов. Определять характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы. Высказыватьсвоё суждение о том, как выбор архитектурного мотива влияет на передачу замысла и художественного облика города. Называтьзнакомые пейзажи русских художников. Сравнивать особенности образа города в творчестве художников XVIII—XIX вв. Сопоставлять своё представление о городе, впечатления от фотографий памятных мест российских городов с картинами художников-пейзажистов. Находить знакомые элементы архитектурных стилей в городских застройках. При-водить примеры взаимодействия новой архитектуры с самобытным народным зодчеством. Участвовать в обсуждении архитектурных досто-примечательностей и поэтической жизни российской провинции в пейзажах художников XIX—XXI вв., единства старины и современности в архитектурном пейзаже русских городов художников XXI в., образа современного города, в котором ощущается дыхание прошедших эпох, изобразительно-выразительных средств, применяемых в создании художественного образа любимого места города (села). Выполнять графические зарисовки любимых мест города (села) для живописной композиции. Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Подбирать материалы о любимых местах своего города (посёлка), пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать живописную композицию в цвете. Пере-даватьв художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к композиции. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
5—6. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства.     Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII—XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико-аллего-рический образ триумфа в монументальных сооружениях. Своеобразие средств выразительности различных видов монументального искусства в организации пространства города.   Творческое задание с использованием компо-зиционных, графических и декоративных средств художественной выразительности. Материалы: графические по выбору, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать мемориальные памятники скульптуры и архитектуры, мемориальные ансамбли, которые являются бесценными свидетелями исто-рических событий. Называть известные архитектурные сооружения, скульптурные портреты и группы, посвящённые историческим событиям и лицам, их авторов. Рассказывать,в честь каких знаменательных событий в истории России и стран мира воздвигалисьэти сооружения и скульптуры. Приводитьпримеры памятных мест своего города (села). Высказывать своё мнение о том, как скульптурная группа, статуя, бюст, триумфальная арка, колонна или обелиск организуют общественное пространство города, выполняя роль его визуального центра. Рассказывать об особенностях композиционного и декоративного решения монумен-тальных архитектурных сооружений в пространстве города. Объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль. Участвоватьв обсуждении иллюстративной и декоративной роли скульптуры, памятников героям и памятных знаков на местах, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., пантеонов, музеев, разных граней темы великих побед России, воплощённой в проектах современных архитекторов, особенностей средств художественной выразительности мону-ментального искусства, рассчитанного на массовое восприятие, существующее в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. Выполнять по памяти или с натуры зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, расположенных фронтально.Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе (посёлке). Выражать в зарисовках своё эмоционально-ценностное отношение к красоте монументального сооружения. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
7—8. Твой вклад в сохранение памятников культуры Восприятиеобъектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градострои-тельства, искусства, этнологии, социальной культуры и являющихся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры в России. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Искусство в современном мире.   Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творческое задание с использованием композицион-ных и графических художественной выразительности. Материалы: графические по выбору. Советы мастера.     Подведение итогов     Рассматривать памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов культурного наследия России. Рассказывать, какие памятники архитектуры являются живым свидетельством развития градо-строительства в России, составляя важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Называть произведения народного декоративно-прикладного искусства, которые отражают древние русские традиции, имеют единые исторические корни у разных народов России. Рассказывать о всемирно признанных центрах народных художест-венных промыслов России. Называтьмузеи России, задачами которых является сохранение художественных ценностей для последующих поколений. Определять, к какому виду культурного наследия в соответствии с принятой градацией относятся исторические объекты родного края, района, города (села). Участвоватьв обсуждении значения объектов культурного наследия в формировании облика российских городов как необходимого атрибута современных городов с богатым историческим и культурным прошлым, критериев особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) для современного города (посёлка). Составлять план проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края». Дополнять план зарисовками, фотографиями памятника культуры, их описаниями. Подбирать материалы о памятниках культуры родного края, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать оформление проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края», дополняя собранными материалами. Передаватьв художественно-творческой деятельности своё эмоцио-нально-ценностное отношение к памятникам культуры. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ (7 ч) Тема 3. Идеи и формы монументально-декоравного искусства(7 ч) 9—10. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито Восприятиепамятниковархитектуры, гармонично сочетающихся с природной средой. Наскальные рисунки в пещере Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая. Фрески художников-монумен-талистов эпохи Возрождения (Рафаэля Санти, Микеланд-жело Буонаротти); фресковой живописи художников Древней Руси (Феофан Грек); фрески Псковской и Новго-родской иконописных школ. Сграффито современных художников. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Творчество художников-монументалистов разных стран и эпох. Особенности плафонной живописи (техника фрески). Основные идеи цикла фресок Сикстинской капеллы (Микеланджело). Высокий иконостас в православных храмах России — одна из форм монументальной живописи. Особенности фресок Псковской и Новгород-ской иконописных школ. Новые эстетические концепции монументальной живописи второй половины XX в. Распространение техники сграффито (эпоха Ренессанса в Италии, в XIX в. в Бельгии (Г. ван Дивута, А. Креспена. П. Ливемонта; оформление зданий, жилых домов, клубов в России). Творческое задание с использованием выразите-льных средств монументально-декоративной живописи. Материалы: пластилин трёх цветов или глина и гуашевые краски. Советы мастера.     Подведение итогов.   Страница для любознательных. Сграффито в пространстве города 1960—1990-х гг. Задания поискового и творческого характера     Рассматривать примеры памятников монументаль-ной живописи, выполненных в техниках фрески и сграффито, фрески Древней Руси, эпохи Возрождения. Различатьфрески, сграффито. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения. Сравнивать фрески древних и современных авторов (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия. Объяснять смысл понятий художник-монумента-лист, фреска, сграффито, высокий иконостас.     Участвоватьв обсуждении тем и сюжетов фресковых росписей христианских храмов, особенностей художественного метода создания фресок, сграффито, их художественно-выразительных средств.     Выполнятьтворческое задание согласно с усло-виями. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу фрески или сграффито. Выполнить эскиз композиции для оформ-ления школьного интерьера (класса, актового или спортивного зала, столовой, рекреаций) в технике сграффито. Выполнить упражнение в технике сграф-фито. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.     Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презентацию
11—12. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика Восприятие памятников мозаичного искусства раннехристианского и византийского периодов Древней Руси, мозаичного наследия М. В. Ломоносова, мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурке, церкви Воскресения Христова,  мозаичных панно станций метро Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, мозаичных форм современных дизайнеров. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Сходство и различия в создании образов на библейские сюжеты в произведениях художников-мозаичистов Византии, древнерусских мастеров. Творческое задание с использованием выразите-льных средств монументально-декоративной живописи. Материалы: карандаш, клей, картон для основы, многоцветная бумага или картон (возможен другой материал) для изготовления элементов мозаики. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Памятники мозаичного искусства в городах России Задания поискового и творческого характера     Рассматривать мозаичный ансамбль Мавзолея Галлы Плацидии, мозаики Равенны (V—IV вв.), собора Святой Софии Киевской, Исаакиевского собора, церкви Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, мозаичных панно М. В. Ломоно-сова и современных мозаичистов на станциях метро в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Различать фрески, мозаики и иконопись. Высказывать суждение о сюже-тах, композиции и колорите мозаичных панно древних и современных мозаик. Объяснять смысл понятий фрески, мозаики, ико-нопись, панно, смальта. Сравнивать мозаичные панно (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) древних и современных мозаичистов и находить в них общее и различия.     Участвоватьв обсуждении особенностей художест-венного метода создания мозаичных панно (прямой и обратный набор), особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения мозаичных панно, творческого наследия в области изобразительного искусства М. В. Ломоносова, использования мозаичного искусства в городском дизайне. Выполнять творческое задание согласно усло-виям. Описывать словами замысел своей орнаменталь-ной или сюжетной композиции. Выбирать соответст-вующие замыслу мозаичной композиции материалы. Выполнять эскиз декоративной композиции (орна-ментальной или сюжетной) для техники мозаика. Выполнять мозаику в материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.     Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презен-тацию по собранным материалам на тему «Древние традиции в искусстве мозаики» или «Мозаика в современном дизайне». Выполнять исследовательский проект по искусству с использованием средств инфор-мационно-коммуникативных технологий
13—14. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж Восприятие памятников искусства витража (храмовая живопись Западной Европы и Востока, гражданская архитектура разных эпох, витражные формы современных дизайнеров). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов. Использование витражного искусства в городском дизайне (в оформлении интерьеров (окна, двери, интерьерные перегородки), предметов быта (вазы, плафоны)). Типы витражей. Творческое заданиес использованием средств выразительности монументально-декоративной живописи. Материалы: карандаш, маркер или кисть и чёрная гуашь (акварель, тушь); бумага, картон (чёрный или белый), «сетка»-каркас для имитации витража, поли-мерные цветные плёнки, ножницы, скотч. Советы мастера.   Подведение итогов     Рассматривать витражи в храмовом зодчестве Западной Европы и стран Востока, Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге,  в Храме Архангела Михаила «что в бору» в Ярославской области; «Ангел молитвы» (Государственный музей-заповедник г. Павловска); в гражданской архитектуре разных эпох, витражные формы современных дизай-неров. Различатьфрески, мозаики, витражи и иконопись. Высказывать суждение о сюжетах, композиции и колорите древних и современных витражей. Сравнивать древние и современные витражи (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия; типы витражей (классический, накладной витраж (фьюзинг), расписной, плёночный, комбиниро-ванный). Участвовать в обсуждении особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения витражных панно, витражных форм современных дизайнеров (витраж-рельеф, витраж-стена, витраж-стол, витраж-решётка), особенностей художественного метода создания витражей: технологии окраски, обработки, декорирования стекла.   Выполнятьтворческое задание согласно условиям. Выполнятьэскиз декоративной композиции (орнаментальной или сюжетной) в технике витража. Работать в малых группах при оформлении окна в классной комнате. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать соответствующие замыслу витражной композиции материалы. Завершать работу над изготовлением витража. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
15—16. Монументально-декоративная живопись вокруг нас Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Виды монументально-декора-тивной живописи в современном мире. Процесс работы над проектом. Творческое задание с использованием средств монументально-декоративной живописи. Материалы: древплита, глина, гуашь двух-трёх цветов или цветной пластилин (белый, коричневый, терракотовый), стека или скребок (для сграффито); аэрозольные баллончики (для граффити); плотная бумага или картон для основы, цветные полимерные плёнки, скотч (для витража). Инструменты: ножницы, канцелярский нож. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать работы современных мастеров различных техник монументально-декоративной живо-писи. Различать примеры монументальной живописи: фрески, сграффито, граффити, мозаики, витражи. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения.   Участвоватьв обсуждении особенностей художест-венного метода создания фресок, граффити, мозаики, витража. Выполнятьтворческое задание согласно условиям. Работать в творческих группах. Создавать декоративные элементы — вставки в технике сграффито (мозаики, витража) для оформления школьных рекреаций или одного из учебных кабинетов (по эскизам, разра-ботанным на предыдущих уроках). Создавать композицию в технике граффити для декора забора в школьном дворе. Описыватьсловами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие виду монументальной живописи (фрески, сграффито, мозаика, витраж, граффити). Участвовать в подведении итогов работы. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

ДИЗАЙН В РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ОТ ФУНКЦИИ К ФОРМЕ И ОТ ФОРМЫ К ФУНКЦИИ (9 ч)

Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (4 ч)

17—18. Транспортные средства. Массовое про-изводство автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов Восприятие промышленных транспортных средств, создаваемых человеком средствами индустрии по законам красоты, пользы и функциональности. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Диалогоб искусстве. Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями совре-менных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры. Творческое заданиес использованием графического проектного рисунка. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов.     Страница для любознательных. Кроссворд Заданияигрового характера на проверку и расширение знаний. Страница для любознательных. Дизайн торговой марки продукции Заданиятворческого характера   Рассматриватьпромышленные транспортные средства ихарактеризовать их. Определять харак-терные особенности легкового и грузового автомобиля. Сравнивать разные типы транспортных средств,выяв-ляя их основные пропорции (кузов, капот, колеса и др.). Находить общее и различия в пропорциях, пластике и деталях транспортных средств. Узнавать марки авто-мобилейи называть их.   Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как сферы эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной и технической сфере), технических и внешних качеств автомобилей. Высказывать своё суждение о проектировании автомобилей, ориентированных на современную технологию моделей, и общественного транспорта начала XX в., их пропорциях, пластике, конструкции и торговой марке. Выполнятьзадание, согласно условиям. Учитывать пропорции, пластику и точность конструкции авто-мобиля. Выполнять подготовительный рисунок лёгкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задание игрового характера, применяя знания в изменённых условиях. Выполнять задания творческого характера. Придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз

Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 ч)

19—20. Художественные и функциональные ка-чества интерьера и его проектирование Восприятие художественно-сконструированных ве-щей (дизайнерские разработки мебели и дизайн интерье-ров разных жилых и офисных интерьеров). Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование предметов интерьера. Творческое заданиес использованием методов проектирования предметной среды. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера.     Подведение итогов     Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров. Высказыватьсуждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении.   Участвовать в проектировочной идеи дизайнерского изобретения, функциональном назначении предметов интерьера и их декоративным решением. Выражать в творческо-художественной деятель-ности свою основную идею для выполнения макета мебели. Представлятьобщую композицию интерьера, составленную в классе вместе с одноклассниками. Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования. Определять функциональное и эстетическое назначение предмета. Выполнятьтворческое задание, согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности

Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 ч)

21. Российская мода: исторический опыт XVIII—XX вв. Восприятиеодежды XVIII—XX вв. разнообразных художественных стилей и их частных проявленией в моде. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Развитие национального моде-лирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Исторический опыт и особенности одежды романского, готического стилей Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна и современных стилей. Творческое заданиес использованием средств выра-зительности проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать одежду XVIII—XX вв. Сравниватьконструктивные решения одежды разнообразных художественных стилей модельеров (Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Мака-ровой и др.). Определять общее и различия в них. Высказывать суждение о понравившемся силуэте одежды. Аргументировать ответ. Выявлять харак-терные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды. Объяснять смысл понятий романский, готический стили, Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна. Участвоватьв обсуждении развития национального моделирования одежды, вклада модельеров Н. П. Ламановой, В. Степановой и др.   Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовки — повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей. Составлять коллективное панно. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
22. Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-г. XX в. Восприятие одежды молодёжного стиля, созданной модельерами А. Курреж и П. Карденом (Франция), М. Куант (Англия) в 60—70 гг. XX в. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Творческое задание с использованием средств выразительности проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера.   Подведение итогов Рассматриватьфотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами. Сравниватьпластические и декоративные решения моделей. Высказывать суждение о понравившемся ансамбле молодёжной одежды. Аргументировать ответ.     Сравниватьмодели одеждымолодёжного стиля из коллекций французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Выявлять общее и различия в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях. Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору). Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
25. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. Восприятие моделей одежды фольклорного направления с использованием элементов народного искусства. Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов.     Творческое задание с использованием художест-венных выразительных средств проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов     Рассказать, что восхищает тебя в одежде выпол-ненной в фолк-стиле разными модельерами. Высказывать свои суждения о значении творчества художника-модельера В. Зайцева, благодаря которому русская мода достигла мирового уровня.     Участвовать в обсуждении (использования фор-мообразования и конструктивных особенностей русского народного и традиционных костюмов других народов России в фольклорном направления моды известными дизайнерами одежды (В. Зайцев, Л. Телегина, Е. Стер-лигова, С. Качарава, Т. Осьмёркина и др.), отличи-тельных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма. Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле.   Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
26. Спортивный стиль одежды. Восприятие одежды спортивного стиля. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.).     Творческое заданиес использованием художест-венных выразительных средств проектной графики. Материалы: цветная бумага, фломастеры, тушь, клей. Советы мастера.   Подведение итогов   Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды. Рассказыватьо дизайнерском подходе к рацио-нальности формы и конструкторско-технологического решения и эстетической функции в спортивной одежде.   Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, которая в повседневной жизни призвана обеспечить максимальное удобство, раско-ванность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях. Высказывать свои суждения об одежде спортивного стиля, её рациональных формах и конструкторско-технологических решениях. Выполнятьколлективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта (соревнование на лыжах, фигурное катание, футбол, хоккей и др.)» в технике аппликации с дорисовкой. Применять разно-образные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза. Выполнять подготовительный рисунок. Про-рисовывать фигуры человека и модели одежды. Передаватькрасоту и изящество костюмов. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ 30-х гг. XX в. И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕГО РАЗВИТИЕ

Тема 6. От импрессионизма к авангардной живописи XX в. (8 ч)

25—26. Художественные поиски свободы в искус-стве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к пред-метному миру Восприятиепроизведений известных зарубежных (К. Моне, К. Писсарро, П. Сезанна, П. Гогена,М. Дени, П. Бонара, Ф. Ходлера, Э. Мунка, Г. Климта) и отечест-венных (М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Сомова, М. З. Шагала, Р. Р. Фалька) художников, выступавших новаторами в реалистическом искусстве конца XIX — начала XX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Период последней трети XIX в. — начала ХХ в. — начало новаторских поисков в искусстве (импрессионизм, пуантилизм постимпрессио-низм, модерн, кубизм). Специфика художественно-образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве. Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для техники пуантилизма. Материалы: бумага, графические материалы. Советы мастера     Рассматривать живописные произведения отечест-венных и зарубежных художников конца XIХ — начала XХ в., которые отражают процесс поиска новых худо-жественных форм в искусстве живописи, раскрывают основные особенности авангардного направления в живописи — кубизма. Сопоставлятьобразы реалисти-ческого и авангардного решения. Рассказывать о специфике средств художественной выразительности их воплощения, связыватьпоявления авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеалами эпохи рубежа веков. Выска-зывать суждение об авангардной живописи. Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм.     Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX — начала ХХ в., средств художественной выразите-льности живописи в технике пуатилизма.   Выполнятьразработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству с использованием техники пуантилизма
27—28. Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира Восприятие произведений отечественных (М. А. Вру-бель, И. И. Билибина, В. В. Кандинского, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, К. О. Сомова, К. C. Малевича, Н. М. Альт-мана) и зарубежных (П. Сезанна, А. Матисса, Х. Гриса, Ж. Брака, П. Пикассо) художников, в творчестве которых наиболее ярко отразились новаторские искания, авангардные взгляды, направления и стили, в том числе — кубизм. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей дейст-вительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов). Особенности изображения предметного мира кубистами — констру-ирование объёмной формы на плоскости, расчленению объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересе-кающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для кубизма. Материалы: бумага, графические материалы. Советы мастера.   Подведение итогов     Рассматривать произведения выдающихся худож-ников конца XIX — начала ХХ в. различных направ-лений.     Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических средств художественной выразительности кубистической живописи. Сравниватьпроизведения художников,называть приёмы и средства художественной выразительности, которыми пользовались авторы работ.   Выполнять разработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству в жанре кубистического натюрморта. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
29—30. От примитивизма к абстракции Восприятие произведений отечественных живопис-цев, принадлежавших к разным художественным объединениям, чьё творчество определяло характер художественной жизни в России в начале XX в. («Мир искусства» — Е. Е. Лансере, М. В. Нестеров, А. Бенуа, А. Рябушкин, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, Б. М. Кус-тодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин; «Голубая роза»; «Союз русских художников» —А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов; «Союз молодёжи»; «Бубновый валет» — Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Кандинский и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи. Диалог об искусстве. Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Средства художествен-ной выразительности, которыми пользуются художники-лучисты. Средства эмоционального воздействия абстрак-ционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма. Творческое задание с использованием средств выразительности искусства лучизма. Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть, фломас-теры, мелки, карандаши; компьютерные графические программы: Fotoshop, CorelDRAW (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать произведения самобытных русских художников начала ХХ в., художников, обратившихся в искусству городского фольклора и ставших основа-телями — русского авангарда. Сопоставлять произведе-ния художников-реалистов, импрессионистов, кубистов. Находить различия в средствах художественной выразительности. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений разных живописцев.     Участвоватьв обсужденииведущих художественных объединений в России рубежа XIX—XХ вв. («Мир искусства», Абрамцевский художественный кружок, «Голубая роза», «Союз русских художников», «Союз молодёжи», «Бубновый валет»), обращения художников «Бубнового валета» к городскому фольклору, ярмарочному искусству, лубку — основе творчества художников примитивистов, средств художественной выразительности произведений абстракционизма, влияния их цветового решения, динамики и экспрессии на настроение и эмоциональное состояние человека. Сравнивать произведения разных направлений между собой.Находитьассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями.Рассказыватьо своих впечатлениях. Выполнять беспредметную композицию в технике лучизма или абстракционизма. Выполнять творческое задание согласно теме и условиям.Выражать в творческой работе своё отношение к искусству абстракционизма. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
31. Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор Восприятиефотоизображений произведений агитационного фарфора художников 20-х г. ХХ в. (С. В. Чехонина, Н. И. Альтмана, И. А. Пуни, В. В. Лебе-дева, М. Моха, К. С. Петрова-Водкина, Р. Ф. Вильде, А. Н. Самохвалова, М. М. Адамовича, К. С. Малевича, Н. М. Суетина; мелкой пластики Н. Данько). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художест-венного изображения. Средства художественной вырази-тельности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной вырази-тельности русского агитационного фарфора (лако-ничность, графичность, орнаментальность, изобрази-тельность).   Творческое задание с использованием средств выразительности супрематизма. Материалы: белый фарфор (или белый картон, картонные тарелочки) краски по фарфору, акрил или гуашь. Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать произведения агитационного фарфора. Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделий. Находить связи декора изделий и направлений в живописи этого периода. Высказывать свои суждения о красоте и простоте бытовых изделий; о функции пропаганды и агитации, заложенных в содержании росписи фарфоровых изделий.   Участвоватьв обсуждении отражения в аги-тационном фарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитационного фарфора на основе лучших традиций искусства прошлого, на основе смелых экспериментов в поиске форм посуды, новых выразительных пласти-ческих и живописных изобразительных средств, мотивов росписи (призывные тексты, революционные лозунги, символика (серпы, молоты, организованные в орна-менты), роли художников-супрематистов в становлении оригинальной росписи агитационного фарфора, сущности творческой концепции художников-супре-матистов, средств художественной выразительности агитационного фарфора. Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита. Понимать смысл стиля «супрематизм». Сравнивать произведения в технике супрематизма. Находитьв них специфические супрематические признаки. Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелочки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитационного фарфора 1920-х г., но с современ-ной тематикой. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отно-шение к изображаемому. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
32. Художественная афиша: от модерна к авангарду Восприятие произведений плакатного искусства зарубежных (Ж. Шере, А. Мухи) и отечественных (И. И. Билибина, М. А. Врубеля, К. О. Сомова, Л. Н. Ке-кушева, Е. С. Киселёва, Н. Герардова, Е. П. Самокиш-Судковской, П. Ассатурова, А. В. Дурново, Г. П. Паш-кова, Э. Лисицкого, Г. Б. Якулова, С. Ю. Судейкин, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, Б. В. Зворыкина, В. Г. Сварога, А. М. Родченко, Б. М. Кустодиева и др.) авторов первой трети ХХ в., современной художественно-рекламной продукции (плакатов, афиш, входных билетов, флайеров и т. д.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние аван-гардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат. Средства художественной выразительности рекламного плаката, художественной афиши (композиция, начертание шрифта текста, изобразительные элементы, цвет, услов-ность, лаконичность и т. д.); информация, заложенная в рекламном плакате, соотношение изображения и текста. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты оформления рекламной продукции». Творческое задание с использованием средств выразительного языка плаката периода первой трети ХХ в. Материалы: ватман, гуашь, линейка, карандаш, кисти, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры. Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать произведения художников-плака-тистов первой трети ХХ в. в области художественной рекламы. Выявлять актуальные темы рекламных плакатов. Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами. Высказы-вать свои впечатления от восприятия художественных афиш начала прошлого века. Сравнивать стиль оформ-ления художественных афиш со стилем модерн, со стилем декора агитационного фарфора.   Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности художественной афиши, в работах разных художников. Сравнивать средства вырази-тельности произведений начала ХХ в. и современной рекламной продукции. Находить приёмы авангардного искусства, заимствованные в рекламе начала ХХ в.   Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматриватьсвоеобразие художественной афиши и другой рекламной продукции, посвящённой определен-ному событию. Выполнять комплект рекламной продукции в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала ХХ в. для открытия школьной арт-галереи. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Тема 7. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти (2 ч)

33. Советское искусство. Соцреализм Восприятие произведений выдающихся отечествен-ных художников (К. С. Петров-Водкина, А. Т. Матвеева, Л. В. Шервуда, М. Б. Грекова, С. В. Ренгиной, С. В. Гера-симова, Д. А. Налбандяна, В. И. Мухиной, Т. Н. Яб-лонской. К. Ф. Юона, В. Е. Татлина, Ю. И. Пименова, В. Герасимова, А. А. Пластова, Г. М. Коржева, А. А. Дей-неки, В. Е. Попкова и др.), в которых отразились самые яркие и характерные события и признаки советской эпохи. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Социалистический реализм, соц-реализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой. Диалог об искусстве. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей дейст-вительности. Утверждение идеи социалистического гуманизма, идеи искусства национального по форме и социалистического по содержанию. Средства выразитель-ности, с помощью которых создавали образы человека в разные десятилетия XX в. в своих произведениях худож-ники соцреализма. Творческое задание с использованием средств художественной выразительного языка и стилистики искусства соцреализма. Материалы: гуашь, акварель (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству социалистического реализма. Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений социалистического реализма. Сопоставлять содержание художественных произведений и реальными событиями, известными из истории России. Высказывать, свои впечатления от восприятия художественных произведений социалистического реализма.   Участвовать в обсуждении принципов искусства социалистического реализма (правдивое описание и изображение действительности в сочетании историчес-кой конкретности образов с их героикой и романтикой; согласование художественного выражения с содержа-нием идеологических реформ и задачами воспитания трудящихся в социалистическом духе), произведений художников, работавших в советскую эпоху. Выявлять средства выразительности, с помощью которых живо-писцы, графики, скульпторы передавали пафос строи-тельства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества. Сравнивать средства худо-жественной выразительности произведений с произве-дениями начала ХХ в. Высказывать своё отношение к этим произведениям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
34. Музей в современной культуре. Наш школьный музей Восприятиеэкспонатов музеев мира и России (Британский музей (Лондон); Музей С. Гуггенхайма (Нью- Йорк); Политехнический музей (Москва); Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва); а также школьных музеев — Музей «Память» (Красноярск); Музей истории школы (Невьянск); Музей Природы и Человека (Югра, Ханты-мансийский округ), Музей «Русская изба» (Видное. Московская область)). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Художественно-эстетическое значение истори-ческих памятников. Художественный диалог культур. Крупнейшие художественные музеи мира. Взаимо-отношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Диалог об искусстве. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений. Музей как возможность общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений.   Работас компьютером (виртуальные экскурсии по музеям мира и России). Творческое задание с использованием компью-терных средств и с помощью поисковых систем Internet. Материалы: компьютеры. Советы мастера. Подведение итогов Резерв времени– 1 ч     Рассматриватьэкспонаты крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых российских городов. Сопо-ставлять их экспозиции исистематизировать прин-ципы организации по содержанию — исторические, художественные, этнографические археологические, краеведческие, школьные и т. д. Выявлятьосновное предназначение музея. Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение. Называть крупнейшие музеи мира и России, музеи своего края.   Участвоватьв обсуждении экспозиций крупных музеев мира, России, своего края, соотнесения известных художественных произведений с их основным храни-лищем-музеем, музея — социального института истории-ческой памяти, особой роль музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к Отечеству, к своему краю, экспонатов из разных музеев. Обсуждатьвопросы о принадлежности известных произведений искусства конкретным музеям мира и России. Называтьмузеи, знакомые по предыдущим годам обучения и определять основную направленность их деятельности. Высказыватьсвоё суждение о музеях как важных и необходимых культурных центрах. Работать с поисковыми системами Internet и прово-дить виртуальные экскурсии по музеем мира и России. Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку Internet-концепции и мульти-медийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея. Подбирать с помощью поисковых систем Internet информацию о существующих школьных музеях в нашей стране. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать своё отношение к творческой работе. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: