Список инструментальных ценностей

1 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

2 воспитанность (хорошие манеры)

3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

4 жизнерадостность (чувство юмора)

5 исполнительность (дисциплинированность)

6 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

7 непримиримость к недостаткам в себе и других

8 образованность (широта знаний, высокая общая культура)

9 ответственность (чувство долга, умение держать слово)

10 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

12 смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

13 твердая воля (умение настоять на свое, не отступать перед трудностями)

14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16 честность (правдивость, искренность)

17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18 чуткость (заботливость)

Обработка результатов и методика их анализа. Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость – возможность варьировать как списками ценностей так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискренности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсмена и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагностики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тестирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объяснять и применять в целях педагогического и спортивного отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в исследовательских целях можно внести итоговые показатели ранжирования ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценностной (направленность личности) спортсмена с показателями его характера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортивной квалификации.

    Психологическая интерпретация результатов.  Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

· в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;

· при консультировании по вопросам карьерного роста;

· в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

· при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

· при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

· при изучении мотивационной сферы сотрудников;

· при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;

· при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Анализируя иерархию ценностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этнические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций испытуемых. Сформируйте ценности в группы:

ГРУППЫ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

«КОНКРЕТНЫЕ» И «АБСТРАКТНЫЕ»

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни

ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни

ГРУППЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ, ЦЕННОСТИ ДЕЛА

Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни

ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ, КОНФОРМИСТСКИЕ И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: