Направленность личности в спорте

Вводные замечания. Цель и научно-практическое значение предлагаемого в данном задании экспериментального изучения ценностных ориентаций  спортсменов состоит в определении направленности личности спортсмена, проявляющейся в структуре их ценностных ориентаций. Как известно, ценностные ориентации личности представляют собой социально-психологический базис, на котором формируется характер, сознание и самосознание спортсмена. Изучение ценностных ориентаций спортсменов входит в задачу спортивной психологии.

Домашнее задание. Для повышения эффективности исследования до начала эксперимента необходимо изучить следующие вопросы: 1. Что такое ценностные ориентации личности спортсмена? 2. Каким образом можно классифицировать ценности как элементы мировоззренческой сферы личности? 3. В чем выражается направленность личности спортсмена?

Методика исследования. Наиболее распространенной в настоящее время для решения вышеуказанной задачи является методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, т.е. определяет основу характера и мировоззрения личности, синтез в субъективной сфере личности которых порождает мотивацию жизненной активности, определяет жизненную Я-концепцию и «философию жизни» человека как личности – члена и гражданина общества.

      В тесте М.Родича различают два класса ценностей:

1. Терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика работы. Каждая «ценность» напечатана на отдельной карточке, всего 2х18, итого 36 карточек. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), на карточках, расположенных в алфавитном порядке. Находя нужную ему ценность, испытуемый присваивает каждой выбранной ценности ранговый номер, раскладывая карточки с ценностями по порядку значимости в один ряд. Карточная форма подачи материала дает более надежные результаты, чем списочная. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем предъявляется набор инструментальных ценностей.

Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию в отношении ранжирования представленных ценностей от первой до последней.

Список терминальных ценностей

1 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом).

3 здоровье (физическое и психическое)

4 интересная работа

5 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8 наличие хороших и верных друзей

9 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

10 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

11 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12 развитие себя (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

13 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15 счастливая семейная жизнь

16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17 творчество (возможность творческой деятельности)

18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: