Основные принципы отбора материала и логика структуры программы

Ø Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формировании навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется как средство для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

Ø Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.

Ø Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения видеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.

Ø Принцип культуросообразительности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа – сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Ø Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

 

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципа гармоничности образования, было предусмотрено для органичного вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, математикой, игрой и трудом.

Был сделан акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждаются чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки и дела, участвовать в охране окружающей среды.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка проходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со сверстниками и взрослыми, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению. Самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Перспектива школьного обучения создает определенный настрой в группе. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевых игр на школьную тему.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идей единства всего живого. Программа ориентирует на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека. Сострадать человеку, животному, растению.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольника любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению кругу объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и т.д.). содержание программы предусматривает последовательный переход от представления об объекте к выделению существенных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

Программа ориентирует на многообразие проявление детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представления о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаниях о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Все содержание программы центрировано на ребенке, создание ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.

Организуя деятельность детей, необходимо развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятие) назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегрированный характер.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное пользование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдении, экскурсии, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и пр. Содержательные связи между разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Реализация данной программы не возможна без условий тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов по интересам способствует установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Режим дня.

Режимные моменты Время
Прием, осмотр, игры, прогулка 7 30 - 8 10
Утренняя гимнастика 8 10 - 8 20
Подготовка к завтраку, завтрак 8 20 - 8 50
Игры. Подготовка к НОД 8 50 - 9 00
НОД 9 00 - 10 50
Подготовка, выход на прогулку, прогулка 10 50 - 12 30
Возвращение с прогулки 12 30 - 12 40
Подготовка к обеду, обед 12 40 - 13 10
Подготовка к дневному сну, сон 13 10 - 15 00
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры 15 00 - 15 25
Подготовка к полднику, полдник 15 25 - 15 40
Игры, подготовка к прогулке 15 40 - 16 30
Прогулка, уход детей домой 16 30 - 17 30

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: