Тематический план
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Аудиторная контактная работа | Самостоятельная работа | ||||
Всего | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | ||||||
1 курс (установочная сессия, лабораторно-экзаменационная сессия) | ||||||||
Раздел 1. Введение в теорию культуры | ||||||||
1. | Предмет культурологи. Структура и формы культуры | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
2. | Культурное многообразие современной цивилизации | 8 | 8 | |||||
Раздел 2. История мировой культуры | ||||||||
3. | Культура цивилизаций Древнего мира. Античная культура. | 8 | 8 | |||||
4. | Культура Средневековья и Возрождения | 8 | 8 | |||||
5. | Культура Нового времени | 8 | 8 | |||||
Раздел 2. Отечественная культура | ||||||||
6. | Социодинамика российской культуры: от Руси к России. | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
7. | Советская культура и современная Россия. Специфика российского социокультурного пространства | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
8. | Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России. Базовые ценности российского общества | 12 | 2 | 2 | 10 | |||
Форма контроля: контрольная работа, зачет
| ||||||||
Итого за семестр | 72 | 8 | 4 | 4 | 64 | |||
Всего по дисциплине | 72 | 8 | 4 | 4 | 64 |
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Предмет культурологи. Структура и формы культуры.
Основные подходы к определению понятия «культура». Этимология слова «культура». Многозначность понятия «культура». Обыденное, историческое, этнографическое, искусствоведческое и философское понимание культуры.
Виды, структура, функции культуры. Материальная и духовная культуры. Мировая, национальная и этническая культуры. Субкультура и контркультура. Культурные нормы. Табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки. Культурная аномия.
Формы культуры. Особенности элитарной и народной культуры. Технотронное общество и особенности массовой культуры. Структура массовой культуры.
Основные стадии формирования индивидуальной культуры личности. Политическая, правовая и гражданская культура личности. Экономическая и экологическая культура личности. Профессиональная культура (на примере профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы).
Используемая литература: [4-9,11,12,15-17].
Тема 2. Культурное многообразие современной цивилизации
Основания типологии культуры. Соотношение культуры и цивилизации.
Основные отличия динамики развития восточного общества от западного. Специфика цивилизаций Востока.
«Запад» как особый тип цивилизационного и культурного развития. Древнегреческая философия и христианство как два важнейших фактора, оказавших влияние на формирование западной цивилизации. Исходные предпосылки для культивирования частнопредпринимательского успеха и частной собственности. Демократия как важный компонент, характеризующий духовную жизнь Запада.
|
|
Запад-Восток, Север-Юг в современном мире: унификация цивилизации и проблема сохранения культурной самобытности народов. Культурологический монизм и культурологический плюрализм. Виды культурологического монизма: европоцентризм, американоцентризм, негритюд, нацизм. Кризис европоцентризма и попытка синтеза культур (синтетическая цивилизация). Несовместимость культурных представлений прошлого с реалиями XX века и разрушение нормативного образа культуры.
Экология культуры и международная охрана культурных ценностей. Диалог культур и толерантность как основы цивилизационного развития в XXI веке.
Используемая литература: [4-9,11,12,13-18].
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 3. Культура цивилизаций Древнего мира. Античная культура
Первобытная культура: проблемы изучения. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Первобытная мононорматика: табу, обычаи, инициации. Первобытные формы религии. Мифологическая картина мира.
Переход от предыстории к цивилизации: единство и многообразие. Основные черты древневосточных обществ. Развитие ремесел, образование и роль писца в трансляции культуры. Проблема восточной деспотии и «азиатского способа производства». Сакрализация культуры. Жречество.
Древний Египет, Месопотамия, Махенджи-Даро – речные цивилизации. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов. Процесс кодификации законов. Храмовая и дворцовая архитектура. Эпические произведения.
Хронологические и географические рамки античной эпохи. Особенности формирования древнегреческой культуры. Античность как мировоззрение. Греческий полис. Мифы, религия и философия Древней Греции. Греческий миф (Гомер и Гесиод) и его отражение в искусстве. Боги и люди в системе ценностей древних греков. Эстетическое сознание древних греков.
Классический период – колыбель европейской цивилизации. Система образования в Древней Греции. Развитие наук – Фалес, Пифагор, Эвклид, Гиппократ, Аристотель. Рождение театра – Аристофан, Эсхил, Софокл, Эврипид. Архитектура и скульптура.
Истоки древнеримской культуры. Особенности взаимодействия древнегреческой и древнеримской культуры. Доминанты римской культуры: гражданственность, республиканские традиции, правовая культура патриотизм, культ полезности.
Вклад античности в мировую культуру. Античная культура как основа европейской цивилизации.
Используемая литература: [4-9,11,12,13-18].