Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Культурология: методические указания по изучению дисциплины - 38.03.01, 2017.

Культурология: методические рекомендации и тематика контрольных работ - 38.03.01, 2017.

Культурология: электронный учебник - 38.03.01, 2017.

Культурология: комплект фондовых лекций (8 лекций) - 38.03.01, 2017.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

Компетенции

Этапы формирования компетенций

(наименование разделов, тем)

Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8
ОК – 4 + + + + + + + +
ОК – 5 + + + + + + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций

Код компетенции Уровень сформированности компетенции; шкала оценивания Критерии и показатели оценивания компетенций  

Форма промежуточной аттестации – зачет

 

ОК- 4

 

«не зачтено»   Несформированные (критерий). Знания: - специфика социокультурного развития своей страны, региона проживания; Умения: - соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности; Навыки: - поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.
Базовый «зачтено» Сформированные (критерий). Знания: - специфика социокультурного развития своей страны, региона проживания; Умения: - соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности; Навыки: - поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.

ОК-5

«не зачтено»   Несформированные (критерий). Знания: - закономерности развития мировой и отечественной культуры, основные этапы развития культуры России, ее место в мировой культуре; Умения: - правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий; Навыки: - навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.
Базовый «зачтено» Сформированные (критерий). Знания: - закономерности развития мировой и отечественной культуры, основные этапы развития культуры России, ее место в мировой культуре; Умения: - правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий; Навыки: - навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Примерный перечень теоретических вопросов к зачету

1. Перечислите основные научные подходы к анализу культуры. Дайте характеристику одному (на выбор).

2. Сформулируйте предмет и задачи культурологии.

3. Раскройте понятие культуры, перечислите несколько определений, назовите и кратко охарактеризуйте основные типологии культуры.

4. Перечислите и раскройте содержание основных функций культуры.

5. Дайте характеристику нормативной системы культуры. Назовите и кратко охарактеризуйте основные культурные нормы.

6. Раскройте сущность основных форм культуры, приведите примеры культурных идей и ценностей по каждой форме.

7. Дайте характеристику историческая типологии культуры. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные культурно-цивилизационые эпохи.

8. Раскройте специфику цивилизаций «Востока» и «Запада» в культурологии.

9. Проанализируйте сущность и содержания культурологического монизма. Приведите примеры.

10. Проанализируйте сущность и содержания культурологического плюрализма. Приведите примеры. Сформулируйте понятие толерантности в современном мире.

11. Охарактеризуйте особенности Российской цивилизации как диалога различных национальных и религиозных культур.

12. Дайте характеристику культуры первобытного общества.

13. Дайте характеристику культуры Древнего Востока.

14. Дайте характеристику Античности как типу культуры. Проанализируйте культуру классической Греции как колыбели западной цивилизации.

15. Дайте характеристику социальной и духовной основам культуры средневековья.

16. Сформулируйте проблема Возрождения в культурологии. Раскройте особенности ментальности человека Возрождения.

17. Дайте характеристику духовной культуры Возрождения. Проанализируйте искусство Высокого Возрождения и его вклад в мировую культуру.

18. Проанализируйте социокультурные черты Нового времени. Опишите культуру эпохи Просвещения.

19. Назовите основные стили и направления в художественной культуре в XVII-XVIII вв. Опишите один из них (на выбор).

20. Дайте характеристику западноевропейской культуре XIX в. как переходу к индустриальному обществу.

21. Назовите основные стили и направления художественной культуры XIX в. Опишите один из них (на выбор).

22. Проанализируйте социокультурные особенности новейшего времени. Опишите феномены культуры ХХ века.

23. Назовите основные стили и направления художественной культуры XX в. Опишите один из них (на выбор).

24. Дайте характеристику русская культуре и её роли в мировой культуре. Перечислите основные этапы развития культуры России.

25. Дайте характеристику периоду язычества и процессу христианизации Руси. Опишите древнерусскую художественную систему.

26. Раскройте основные идеи русской культуры времени становления и развития единого централизованного государства (XIV-XVI вв.).

27. Охарактеризуйте Петровские реформы в области культуры.

28. Дайте характеристику русской классической культуре XIX-го века.

29. Дайте характеристику культуре советского общества.

30. Дайте характеристику современной социокультурной ситуации в России, назовите её основные противоречия и тенденции развития.

31. Дайте характеристику формирования российской полиэтнической цивилизации. Обоснуйте уникальность культуры российских этносов.

32. Дайте характеристику формирования российской многоконфессиональной цивилизации. Обоснуйте межконфессиональные противоречия современного г социокультурного пространства.

33. Раскройте основные направления государственной культурной политики. Обоснуйте необходимость охраны культурного наследия.

34. Сформулируйте базовые ценности российского общества. В чем состоит проблема «поиска национальной идентичности»?

 

Тематика контрольных работ

Тема 1. Предмет культурологи. Научное познание культуры.

Тема 2. Культура и личность. Межкультурная коммуникация.

Тема 3. Современное представление о культурном человеке. Понятие духовной культуры и её значение в жизни человека.

Тема 4. Культура и цивилизация. Функции культуры в жизни человека.

Тема 5. Структура и формы культуры.

Тема 6. Нормативная система культуры.

Тема 7. Специфика цивилизаций Востока. Многообразие культурных традиций – индо-буддийская, арабо-исламская, китайско-конфуцианская.

Тема 8. «Запад» как особый тип цивилизационного и культурного развития.

Тема 9. Культурологический монизм и культурологический плюрализм. Толерантность как феномен культуры современной эпохи.

Тема 10. Основы первобытной культуры.

Тема 11. Особенности древневосточных цивилизаций.

Тема 12. Мифология древних греков

Тема 13. Античная культура.

Тема 14. Эллинизм и Римская Античность.

Тема 15. Культура европейского Средневековья.

Тема 16. Культура европейского Возрождения

Тема 17. Рационалистическая культура Нового времени.

Тема 18. Культура эпохи Просвещения. Основные художественные стили и направления.

Тема 19. Европейская культура XIX века. Основные художественные стили и направления.

Тема 20. Культура XX столетия. Модерн и постмодерн.

Тема 21. Искусство XX столетия

Тема 22. Законодательство РФ о культуре. Региональная культурная политика. Охрана культурных ценностей.

Тема 23. Древнерусская культура. Языческий мир и Крещение Руси.

Тема 24. Русская культура XV–XVII веков.

Тема 25. Русская культура XVIII века.

Тема 26. Золотой век русской классической культуры XIX века.

Тема 27. «Серебряный» век русской культуры

Тема 28. Культура советского общества

Тема 29. Культура современного российского общества. Реализация базовых ценностей российского общества.

Тема 30. Особенности Российской цивилизации как диалога различных национальных и религиозных культур.

 

Примерный перечень практических заданий к зачету

Задание 1. При помощи предложенных ниже определений выстройте логическую схему, характеризующую речные цивилизации.

 

 

Сложные ирригационные работы, распространение рабства, сезоны разлива и засухи, деспотическая власть, огромная роль рек, пренебрежение к личности, концентрация всех ресурсов.

 

Задание 2. Ниже в беспорядке представлены важнейшие положения из трех великих учений Древнего Востока – буддизма, даосизма и конфуцианства. Ваша задача – разбить эти понятия на логические группы, соответствующие трем учениям.

Нирвана, ритуализированный этикет, единение со всем сущим, восмиричный путь, карма, долг, недеяние, влияние изнутри, жень, просветление, дао-путь, семейный отношения, колесо воплощений, благородный муж, ложные ценности, реинкарнация, следование естественности, стыд.

 

Задание 3. На основе полученных знаний об античной культуре заполните таблицу

  Позиции сопоставления Древняя Греция Древний Рим
1. Искусство    
2. Наука    
3. Мифология    
4. Природа человека и его статус в обществе    

Задание 4. Используя предложенный ниже текст, составьте таблицу, указав общие черты и отличия итальянского Возрождения и Реформации.

Эпоха Реформации, хронологически совпавшая с последним периодом Возрождения, все же выделяется своей внешней непохожестью. Гуманисты Возрождения подчеркивали самоценность человеческой личности, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных возможностях. Они воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение «по образу и подобию» как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя в нем созидателя и преобразователя мира.

Этому понимаю величия человека Реформация противопоставила идею полной ничтожности человека перед лицом Бога, оптимистичному и жизнерадостному мироощущению, способности наслаждаться красотой природы и радостями жизни – суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Превознесению могущества человеческого разума и силы познания противопоставлено протестантское презрение к умствованию и абсолютное доверие к вере, доходящее до прямого обскурантизма (мракобесия и ненависти к науке). Реформация в отличие от итальянского Возрождения – это культура народных масс, неграмотных, но привыкших упорно трудиться и добиваться своих целей. Гуманисты Возрождения – прекрасно образованные люди, знатоки философии, поэзии, искусства.

 

Характеристика Возрождение Реформация
Общие черты 1. 2.   1. 2.  
Отличия 1. 2. 3. 1. 2. 3.

Задание 5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1. Благовещенский собор Московского Кремля.

2. Покровский собор в Москве.

3. Успенский собор Московского Кремля.

4. Храм Покрова на Нерли.

5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А) Б) В) Г)  Д)

А Б В Г Д
         

Задание 6. Вспомните официальные символы России. Подумайте, какие элементы герба России символизируют победу добра над злом, единство и независимость нашей страны? Как вы думаете, что обозначают цвета флага Российской Федерации?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: