Тема 7. Советская культура и современная Россия. Специфика российского социокультурного пространства

Основы культурной политики советского государства. Идеалы мировой революции, коммунистического общества, всеобщего равенства и братства. Ликвидация безграмотности. Изменение семейных ценностей. Политический монополизм в науке, искусстве, философии. Метод социалистического реализма.

Становление советской тоталитарной культуры. Тоталитаризм как тип цивилизации, как феномен утопического сознания. Культ личности вождя. Формирование «железного занавеса».

Культура русской эмиграции. Основные центры расселения русских эмигрантов. Идея о культурной миссии российской эмиграции. «Дни русской культуры».

Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Советская культура в годы «оттепели» и «застоя». Советский андеграунд и диссидентство.

Культура эпохи «перестройки» Культура в условиях социальных реформ конца 80-х 90-х годов. Посткоммунистическая культура.

Культурное развитие России в новейшее время. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. От деидеологизации к реидеологизации.

Противоречия социокультурного развития современной России. Поиски «русской идеи». Специфика современного российского социокультурного пространства. Освоение новых стереотипов и социальных ролей.

 

Используемая литература: [1-3, 4-10, 19-21].

Тема 8. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России. Базовые ценности российского общества

Этническая история России. Этногенез славян, этнические контакты Киевской Руси с соседями. Монголо-татарское иго и проблема межэтнического взаимодействия. Образование Российской империи и проблема взаимоотношения этносов, населяющих ее. «Советский» этап существования российской полиэтнической общности.

Конфессиональная история России. Сложность конфессиональной структуры населения современной России. Наличие большого числа различных религиозных верований. Влияние религии на разные стороны жизни людей, прежде всего на духовную культуру, общественный и семейный быт, политическую ориентацию людей и т.д.

Этнокультурное развитие России на современном этапе. Межэтнические конфликты и способы их разрешения. Полиэтничность как способ осуществления принципа единство в многообразии. Уникальность культуры российских этносов.

Реализация базовых ценностей российского общества. Социальная справедливость и социальная ответственность. Патриотизм. Справедливость в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Законодательство РФ о культуре.

Используемая литература: [1-3, 4-10, 19-21].



Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины на лекционных занятиях

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Самостоятельное изучение тем дисциплины «Культурология» начинается с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего углубленного изучения предложенного материала. После лекции необходимо доработать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной рабочей программой.

Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям семинарского типа

В ходе подготовки к семинарским занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. При работе с литературой по культурологии основное внимание должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, персоналий, классификаций, принципов, встречающихся при изложении материала. Методические рекомендации по подготовке к каждой конкретной теме представлены в учебно-методическом издании «Планы семинарских занятий по дисциплине «Культурология». Целесообразно на основе изученного материала (монографий, учебных пособий, научных статей и т.п.) составить конспект ответа на вопрос и «культурологический словарь». При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы

Основными видами самостоятельной работы по дисциплине «Культурология» для обучающихся по заочной форме являются: самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем курса; изучение рекомендованной литературы и источников, написание контрольной работы и подготовка ее к защите. Содержание самостоятельной работы обучающегося определяется рабочей программой дисциплины, методическими материалами по подготовке контрольных работ, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа обучающихся по «Культурологии» может включать: работу со справочной и методической литературой; изучение учебной и научной литературы; работу с Основами законодательства РФ о культуре; подготовку контрольной работы, написания эссе по предложенным темам. Для слушателей, обучающихся по дистанционной форме обучения, все методические материалы и задания представлены в электронной образовательной среде (ЭОС). В процессе самостоятельной работы закрепляется знание теоретического материала по учебной дисциплине, формируются умения применять полученные знания к анализу текстов, решению практических заданий, способность аргументировано отстаивать свою позицию и вместе с тем готовность и способность к диалогу.

Перечень учебно-методического обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: