Роль социального окружения в совладании со стрессом

Наряду с личностными признаками и особенностями совладания с каким-то событием важную роль играют признаки социального окружения, являясь модераторами стресса.

Считается, что социальная поддержка смягчает негативный эффект стрессовых событий, оказываемый на самочувствие, психические и соматические системы, за счет того, что сопровождается более позитивным душевным состоянием и некоторым сглаживанием психических и соматических симптомов. Этот эффект был назван буферным эффектом (Schwarzer R., Leppin А., 1989). Однако гораздо чаще, чем буферные эффекты, можно наблюдать прямые воздействия — так называемые главные эффекты — социальной поддержки; они проявляются независимо от размера имеющейся перегрузки.

В результате появилась «модель поддержки и совладания со стрес­сом», где был добавлен социальный аспект (Cohen S., 1992). Согласно этой модели, социальное окружение и структура социальных отношений индивида потенциально обладают не только протективными, но и отягощающими функциями. Ниже мы обсудим все-таки в первую очередь протективные функции. В свете изучения проблем совладания рассмотрим позитивное воздействие социальных отношений и поддержки.

Выделяют пять таких путей:

1) Социальный эффект «щита». Социальная структура отношений способствует переработке стрессовых событий и приумножению позитивных событий,которые могут стабилизировать и даже повышать эффективность совладания и общее состояние индивида.

2) Когнитивный эффект «щита». Предполагается (Cohen S., 1992), что восприятие социальной поддержки стимулирует позитивное восприятие окружающего мира. Это способствует положительной оценке объективных признаков ситуации и их субъективного значения.

3) Эффект эмоционального облегчения. Уже одно знание о том, что
у тебя есть близкие люди, а тем более их конкретное присутствие может уменьшить эмоциональные реакции, особенно страх и неуверенность, вызванные какой-то предстоящей или происходящей стрессовой ситуацией, а значит, противодействовать ей. С другой стороны, отсутствие или недостаток близких лиц и поддержки может непосредственно ослаблять общее состояние и тем самым повышать подверженность стрессам (Cohen S., Wills Т. А., 1985).

4) Когнитивный эффект совладания/решения проблемы. Этот механизм воздействия влияет на когнитивный процесс вторичной оценки,
а значит и на выбранные при этом цели совладания и стратегии совладания. Знание, что можешь привлечь кого-то к решению определенной проблемы или посоветоваться, уже одна мысль, что близкий человек понимает проблему, может изменить представление о стрессе и возможностях совладания с ним и в этом смысле представляет собой когнитивную операцию совладания.

5) Социальное совладание/помощь в совладании. Еще один путь воздействия касается функций полученной поддержки. Можно предположить, что реально полученная поддержка — то есть помощь в совладании — обладает тремя функциями: поддержание конкретных психологических систем совладания (укрепление самоценности, самопродуктивности), активная поддержка в совладании со стрессом и решении проблем (помощь при выработке возможных решений) и прямое вмешательство
в совладание
(предоставление денежных сумм, снятие забот). Само по себе получение социальной поддержки, разумеется, еще не гарантирует успешного совладания со стрессом. Так, отмечают, что необходимо уметь вчувствоваться в человека, которому тяжело, и обладать некоторым опытом в области пережитого стресса. Поддержка должна быть адекватной потребностям в адаптации и совладании, возникающим в связи с конкретной перегрузкой. Только в том случае, если эти условия выполняются, социальная поддержка действительно позитивно воздействует на результат совладания.

Таким образом, социальное окружение участвует в возникновении психических или соматических расстройств не только в форме отягощающего воздействия на индивида, но и представляет собой ресурсы, благодаря которым эффекты подобных воздействий различным образом смягчаются и блокируются.




Вопросы для самоконтроля

1. Опишите основные концепции совладания со стрессом.

2. Охарактеризуйте основные виды психологической защиты.

3. Что означает понятие «копинг»?

4. Чем отличаются психологическая защита и копинг-поведение?

5. Охарактеризуйте влияние социального окружения на совладание со стрессом.

6. Опишите пути позитивного влияния социального окружения на совладание.

7. Охарактеризуйте формы реагирования на травму.

Список рекомендуемой литературы

1. Санджвеладзе, Н. Травма и психологическая помощь / Н. Санджвеладзе,
З. Беберашвили, Д. Джавахишвили [и др.]. — М.: Смысл: ЧеРо, 2005. — 180 с.

2. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.

3. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — СПб.: Питер, 2007. — 400 с.

4. Lazarus, R. S. Emotion and adaptation / R. S. Lazarus. — New York; Oxford: Oxford University Press, 1991.

2.2. Специфика психологического консультирования
подростков, имеющих психотравмирующий опыт

2.2.1. Индивидуальное консультирование подростков.

2.2.2. Кризисное консультирование.

2.2.3. Диалогический подход к психологическому консультированию подростков, имеющих психотравмирующий опыт.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: