Механизмы и последствия развития ПТСР

УДК 159.9(075.8)

ББК 88я73

    П99

 

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей
и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета

В. В. Гриценко;

Кандидат психологических наук, доцент Балашовского института (филиала)
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Э. Ю. Чикирева.

При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской
Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.2007.6.

 

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского

филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.




Пятницкая, Е. В.

П99 Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события: учеб.-методич. пособие для студентов психол. специальностей и практикующих психологов  / Е. В. Пятницкая. — Балашов: Николаев, 2008. — 180 с.

ISBN 978-5-94035-353-9

 

Учебно-методическое пособие посвящено описанию методических основ оказания психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт. В издании рассматриваются особенности и механизмы переживания психотравмы в детском и подростковом возрасте. Изучено влияние анализу хронических психических травм (воспитание в неблагополучных семьях, вне семьи,
в детских учреждениях закрытого типа и пр.) на развитие личности. Пособие содержит результаты эмпирического исследования автора, посвященные исследованию специфических личностных особенностей подростков, воспитывающихся
в психотравмирующих воспитательных условиях школы-интерната.

Особое внимание уделено описанию особенностей и преимуществ применения диалогического подхода к психологическому консультированию. Представлены три авторских программы, направленные на оказание психологической помощи детям и подросткам, подвергшимся влиянию сильного стресса. Две из них обучающие и предназначены для специалистов, занимающихся данной проблематикой, но содержание каждой из программ может быть использовано непосредственно при работе с подрастающим поколением.

Представленные материалы будут интересны не только студентам психологических специальностей и практикующим психологам, но и всем представителям помогающих профессий.



УДК 159.9(075.8)

ББК 88я73

ISBN 978-5-94035-353-9                                  © Пятницкая Е. В., 2008


О г л а в л е н и е

Предисловие................................................................................................................... 6

Глава 1. Особенности и механизмы переживания психотравмы
в детском и подростковом возрасте............................................................................. 8

1.1. Психическая травма: механизмы развития и последствия............................. 8

1.1.1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство»    8

1.1.2. Механизмы и последствия развития ПТСР.......................................... 11

1.2. Психотравма и психическое развитие детей и подростков........................... 13

1.2.1. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.. 13

1.2.2. Психологический анализ внесемейного воспитания как психотравмирующего фактора 16

1.3. Эмпирическое исследование влияния психотравмы на развитие личности подростка — воспитанника школы-интерната 22

1.3.1. Обоснование выборки и методов исследования................................... 23

1.3.2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов.......................................................................................................... 30

1.3.3. Влияние психотравмы на стрессоустойчивость подростка.................. 37

1.3.4. Семья как психотравмирующий фактор и представления
о ней воспитанников школ-интернатов............................................................ 40

1.3.5. Развитие личности и образа «Я» подростков, имеющих психотравмирующий опыт       43

Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт..................................... 51

2.1. Совладание со стрессом: основные формы, механизмы, факторы влияния 51

2.1.1. Психологические концепции совладания со стрессом.......................... 51

2.1.2. Индивидуально-личностные формы реагирования на травму как способ совладания со стрессом 54

2.1.3. Роль социального окружения в совладании со стрессом..................... 55

2.2. Специфика психологического консультирования подростков, имеющих психотравмирующий опыт   57

2.2.1. Индивидуальное консультирование подростков.................................. 58

2.2.2. Кризисное консультирование................................................................. 59

2.2.3. Диалогический подход к психологическому консультированию подростков, имеющих психотравмирующий опыт  62

2.3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт      65

2.3.1. Психологическая программа «Арт-терапия как метод развития способности к самопознанию и самовыражению подростков»............................................................................................................................ 66

2.3.2. Психологическая программа «Сказкотерапия как метод работы с психотравмой»         85

2.3.3. Психологическая программа «Психология зависимостей и созависимых отношений с основами первичной профилактики аддиктивного поведения школьников»........................................................... 99

Заключение................................................................................................................. 115

Словарь терминов...................................................................................................... 116

Список используемой литературы............................................................................ 121

Приложения

Приложение 1. Психодиагностика личностных особенностей детей и подростков, сформированных в условиях психотравмы................................................................................................................. 127

Методика сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ) 127

Тест-опросник самоотношения В. В. Столина.................................... 144

Методика «Человек под дождем»....................................................... 150

Методика «Рисунок семьи в образах животных».............................. 154

Методика «Метафорические автопортреты»...................................... 159

Приложение 2. Ночной гость (психотерапевтическая сказка Владимира Астапчика) 162

Приложение 3. Проективная методика «Карта сказочной страны» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов 167

Приложение 4. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки»  174

Приложение 5. Проективная методика «Дождь в сказочной стране»... 177

Приложение 6. Дерево зависимостей....................................................... 180

Приложение 7. Методические материалы для тренера........................... 180

 





Предисловие

За последнее десятилетие наблюдаются тенденции резкого увеличения числа ситуаций, вызывающих у человека острые стрессовые расстройства. Техногенные катастрофы, военные действия, аварии и прочие психотравмирующие ситуации стали постоянными спутниками современного общества. Однако существуют ситуации, которые во все времена вызывали у человека негативные личностные и психические последствия. Это так называемые хронические психические травмы, т. е. такие жизненные обстоятельства, которые длительное время, практически ежедневно, оказывают неблагоприятное воздействие на развитие психики человека. Это такие ситуации постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора как насилие в семье, воспитательные условия неблагополучной семьи и детских учреждений закрытого типа, сиротство, армейские условия и пр.

Особенно тяжело подобные ситуации переживают дети, которые, как правило, имеют специфические личностные особенности, обусловленные влиянием психотравмы. Пережитые детьми и подростками сильные стрессовые ситуации, а также воспитание в психотравмирующих условиях обусловливают наличие внутриличностных конфликтов, нарушений самопринятия, проблем развития эмоционально-личностной сферы и пр. Они же играют немалую роль в возникновении и проявлении социально неодобряемых форм поведения, таких как злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), побеги из дома, драки, воровство и пр. Подобные ситуации существенно усугубляются в подростковом возрасте в силу сложности и кризисности данного возрастного периода.

Это делает необходимым и особо актуальным поиск эффективных методов оказания психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания ими сильных стрессовых событий и хронических психических травм.

Данное учебно-методическое пособие сосредоточено на описании
методов психологической помощи, использующихся в работе с детьми
и подростками, имеющими психотравмирующий жизненный опыт. Представлены программы, техники и особенности работы с психотравмированным ребенком. Все программы апробированы автором и были успешно применены при организации психологической помощи данной категории клиентов.

Представленные в пособии материалы дают возможность психологу теоретически и практически подготовиться к психологическим занятиям
с детьми и подростками, пережившими сильный стресс.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов психологических специальностей, а также практикующих психологов, социальных педагогов, учителей. В его основе лежат материалы лекций, читаемых в Балашовском филиале Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, а также собственный эмпирический материал автора.


Глава 1. Особенности и механизмы переживания
психотравмы в детском и подростковом возрасте

Данная глава посвящена изучению теоретических вопросов, касающихся особенностей переживания психотравмирующих событий в детском и подростковом возрасте. В качестве психотравмирующего фактора рассматриваются как конкретные жизненные события, так и хронические психические травмы, к которым по классификации В. А. Гурьевой (Гурьева В. А., 1996) относятся армейские условия, условия детских учреждений закрытого типа и воспитание в неблагополучных семьях. Пособие сосредоточено на описании влияния последних двух факторов данной классификации на личность детей и подростков. В данной главе представлены также результаты эмпирического исследования автора, посвященные изучению психотравмирующего влияния на личность подростка, воспитательной среды детских учреждений закрытого типа.

1.1. Психическая травма: механизмы развития
и последствия

1.1.1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство».

1.1.2. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.

1.1.3. Механизмы и последствия развития ПТСР.

1.1.1. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о стрессе пишут в популярной, научной и художественной литературе, ищут способы, как избежать этого состояния. Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и стресс травматический, результатом которого является нарушение в психической сфере.

Понятие травмы определяется как событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания
и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E, 1995). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совер­шенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.

Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).

Травматический стресс имеет некоторые отличительные особенности и обнаруживается, когда (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):

1) происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;

2) имеются внешние причины, вызывающие это состояние;

3) пережитое разрушает привычный образ жизни;

4) происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только
у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.«Посттравматическое стрессовое расстройство» (PTSD — Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс.

Согласно dsm-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией) этот комплекс симптомов сводится к следующему.

А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта:

1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событиями, которые включают смерть, угрозу смерти, угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной).

2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.

B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов:

1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания.

2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.

3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь.

4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.

5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и «оцепенение» (numbing) — блокировка эмоциональных реакций (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей:

1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных
с травмой.

2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.

3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия).

4. Заметно сниженный интерес к участию в ранее значимых видах деятельности.

5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей.

6. Сниженная выраженность аффекта.

7. Чувство отсутствия перспективы в будущем.

D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижеперечисленных симптомов:

1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).

2. Раздражительность или вспышки гнева.

3. Затруднения с сосредоточением внимания.

4. Повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, состояние постоянного ожидания угрозы.

5. Гипертрофированная реакция испуга.

E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D) более чем 1 месяц.

F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией — посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD —posttraumatic personality disorder), поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.











Механизмы и последствия развития ПТСР

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) могут быть следствием многих стрессовых ситуаций. В зависимости от различных причин (характер травмы, индивидуальные личностные особенности, поддержка социального окружения и пр.), совладание с травматическими переживаниями может иметь свои особенности. Однако психотравма всегда вызывает душевную боль. Человек хочет избавиться от этих болезненных переживаний, но при этом редко стремится что-либо менять
в себе. Работа над собой в подобных ситуациях, как правило, длительна
и болезненна. Травматические переживания отторгаются сознанием, поскольку они слишком тяжелы и непереносимы. Человек как бы отделяет их от себя и, вытесняя из сознания, помещает их, условно говоря, в «контейнер», инкапсулируя травматические, разрушительные переживания, такие как гнев, вина, страх и др. (Черепанова Е. М., 1997).

Травмированный человек, переживший чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего боится их повторения. Он предпринимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с травматическим событием. Он вынужден прилагать титанические усилия, чтобы «контейнер» не «расконсервировался» и разрушительные сверхсильные эмоции не вырвались наружу. Любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, звук и т. д.), мгновенно оживляет все переживания,
и человек вновь и вновь вынужден испытывать то, что он уже чувствовал во время травматического события. Поэтому человек вынужден защищать свой «контейнер» от того, чтобы случайно не наткнуться на соответствующий стимул, — он вынужден постоянно быть внимательным, избегать всего, что может напомнить травматическую ситуацию. Сохранение «контейнера» со временем требует все больше и больше сил, истощая человека. Отсюда переутомление, бессонница, раздражительность, нарушение внимания, памяти и другое. Человек истощается в борьбе с самим собой (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).

Хроническое эмоциональное напряжение и приводит к ухудшению физического здоровья. Возникают так называемые психосоматические нарушения. Деструктивные переживания, как и психологические защитные механизмы также имеют телесные проявления, такие как мышечная зажатость и напряжение. Стрессовые ситуации и психологические травмы формируют так называемую «мышечную броню». В. Райх полагал, что механизмы психологической защиты используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания» и способствуют формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Формирование характера и «мышечной брони» взаимосвязано, тело и психика
в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Поэтому люди, перенесшие психологическую травму, часто имеют проблемы с физическим здоровьем, причем можно установить связь между характером телесной проблемы и типом травмы.

Человек, как правило, переживает одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события резко отличаются от всего предыдущего опыта и причиняют настолько сильные страдания, что человек отвечает на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации, естественно, стремится смягчить дискомфорт: человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а это,
в свою очередь, вызывает психическое напряжение, что делает вероятным формирование психологических защит. Психологические защиты, в данном случае, развиваются в ответ на переживаемые человеком стрессовые ситуации, являя собой некий механизм совладания с теми событиями
и эмоциями, которые травмированный человек не в состоянии принять
и осознать.








Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

2. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

3. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

4. Опишите признаки посттравматических стрессовых расстройств.

5. Как формируется посттравматическое стрессовое расстройство?

6. Каковы следствия посттравматических стрессовых расстройств?

Список рекомендуемой литературы

1. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2005. — 960 с.

3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: МЕДГИЗ, 1991. — 54 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 48 с.

6. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авиценум, 1984. — 542 с.

1.2. Психотравма и психическое развитие
детей и подростков

1.2.1. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.

1.2.2. Психологический анализ внесемейного воспитания как психотравмирующего фактора.

1.2.1. Факторы повышенного риска
психической травматизации ребенка

Наиболее характерная черта ребенка — его эмоциональность. Он очень живо откликается на любые изменения в своем окружении — как негативные, так и позитивные. Именно дети — категория уязвимая и неустойчивая по отношению к воздействию стрессовых ситуаций.

Д. Н. Исаев выделяет ситуации повышенного риска психической травматизации, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации. Их можно представить следующим образом:

А. Ранний и дошкольный возраст.

1. Отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности:

— враждебная, жестокая семья,

— эмоционально отвергающая семья,

— не обеспечивающая надзора и ухода семья,

— утрата или болезнь близкого человека,

— негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная),

— чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека),

— появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра),

— противоречивое воспитание или смена его типа,

— чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Беззащитность из-за отрыва от семьи:

— помещение в чужую семью,

— направление в детское учреждение,

— госпитализация.

Б. Школьный возраст (помимо ситуаций, упомянутых выше):

— невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом),

— переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи,

— неприятие семьей, детским коллективом, педагогами,

— неспособность справляться с учебной нагрузкой,

— враждебное отношение родителей, педагогов,

— отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства,

— ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание),

— заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

Одним из наиболее негативных факторов психической травматизации ребенка можно назвать явление психической депривации. Согласно классификации В. А. Гурьевой, это явление относится к хроническим психическим травмам.

Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее
в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Выявляя сущность основных жизненных потребностей, которых
лишается личность вследствие психической депривации, Й. Лангмейер
и З. Матейчек называют следующие:

— потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

— потребность в основных условиях для действенного учения;

— потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

— потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.

Соответственно основным потребностям выделяют различные формы психической депривации (Лангмейер Й., Матейчек З., 1984; Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 2005):

1. Депривация стимульная (сенсорная), характеризующаяся наличием пониженного количества сенсорных стимулов или их органической изменчивостью и модальностью. Сенсорная депривация — состояние, при котором человек по тем или иным причинам испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов — зрительных, слуховых, осязательных и прочих, т. е. у человека «обедненная среда». Среда, вызывающая сенсорный голод, вредна для человека
в любом возрасте, однако особенно губительна она для ребенка. У ребенка, воспитывающегося в условиях сенсорной изоляции, наблюдается резкое отставание и замедление всех сторон развития, отмечается недоразвитие движений, речи, торможение умственного развития. Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов.

2. Депривация значений (когнитивная), характеризующаяся наличием слишком изменчивой, хаотичной структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает личности возможность понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Ребенок, воспитывающийся в условиях когнитивной депривации, отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Нарушение эмоциональ-ных контактов приводит к тому, что он чувствует себя слабее других, у него развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Основным переживанием таких детей является кажущаяся враждебность мира по отношению к нему.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная), характеризующаяся наличием недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрывом подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана ранее. Тип личности, формирующийся в условиях эмоциональной депривациии, называют безэмоциональным.

4. Депривация идентичности (социальная), характеризующаяся наличием ограниченной возможности для усвоения автономной социальной роли. В общении детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации, бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявление этих чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой аффективной окрашенностью. Таким детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости.

5. Депривация материнская характеризуется нарушением ранних эмоциональных связей с матерью или другими близкими взрослыми
и отсутствием доверия к миру, что порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, учиться. Дж. Боулби (Bowiby, J., 1969), исследуя феномен материнской депривации, вводит термин «патогенное родительское воспитание» (pathogenic parenting), определяя его как ключевой этиологический фактор многих невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем. Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Дж. Боулби отмечает, что «мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным».

Таким образом, тяжелая и продолжительная депривация, являясь сильнейшим стрессовым фактором, вызывает в психической структуре ребенка глубокие изменения, которые могут быть постоянными. Чем моложе ребенок и чем дольше депривация продолжается, тем меньше надежды на устранение последствий без остатка. Даже короткий депривационный опыт, который проходит без видимых нарушений, оставляет хотя бы одно скрытое последствие, а именно повышенную «уязвимость»
в случае повторного возникновения подобного опыта или другой неблагоприятной жизненной ситуации.

1.2.2. Психологический анализ внесемейного воспитания
как психотравмирующего фактора

Идеальными для полноценного психического развития ребенка являются условия семьи. Но, по разным причинам (алкоголизация семьи; сиротство, в т.ч. и социальное; лишение родителей родительских прав; бродяжничество и др.) значительное число детей воспитываются вне семьи —
в учреждениях закрытого типа. Как показывают результаты многочисленных исследований (Лангмейер Й., Матейчек З., 1984; Лисина М. И., Рузская А. Г., Дубровина И. В., 1990; Мухина В. С., Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 1991), пребывание детей в интернатных учреждениях
и учреждениях закрытого типа само по себе является психотравмирующим.

Из множества психотравмирующих факторов, негативно воздействующих на психическое развитие ребенка, одним из наиболее сильных является социальное сиротство. По официальным данным, в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тыс. детей-сирот, более 2 млн детей и подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних граждан России постоянно нуждаются в защите со стороны государства и общества, так как проживают в социально неблагополучных семьях. Восемьдесят пять процентов беспризорных — «социальные сироты», то есть дети, у которых родители есть, но по разным причинам в их воспитании не участвуют. По данным МВД, ежегодно из дома уходят около 90 тыс. детей. Каждый месяц погибают или исчезают около 1 тыс.

Понятие «ребенок-сирота» относится к категории детей в возрасте до 18 лет, которые соответствуют хотя бы одному из перечисленных параметров:

— ребенок остался сиротой, т. е. у него умерли оба или единственный родитель;

— родители ребенка лишены родительских прав в результате злостного уклонения от воспитания своих детей, жестокого обращения с детьми или в результате того, что являются хроническими алкоголиками или наркоманами и т. п. (ст. 69 СК РФ);

— родители ограничены в родительских правах, т. е. у них отобран (как правило, временно) ребенок при наличии определенных условий (психическое расстройство родителей, хроническое заболевание и др.) (ст. 73—77 СК РФ);

— родители признаны безвестно отсутствующими (безвестно отсутствующим гражданин может быть признан только судом в том случае, если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании) (ст. 42 ГК РФ);

— родители признаны недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 29 ГК РФ);

— родители объявлены умершими;

— родители находятся на длительном лечении в лечебных учреждениях при отсутствии у ребенка других родственников или лиц, которые могли бы заняться его воспитанием;

— родители отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей в качестве обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления;

— родители уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав
и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательно-лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения
и других аналогичных учреждений.

Очевидно, что все перечисленные параметры являются стрессовыми
и тяжело переживаются детьми, вызывая у них яркие эмоциональные проявления. Часто в таких случаях ребенок оказывается в детском учреждении закрытого типа — интернате, приюте или детском доме. Однако
и эти условия являются далеко не идеальными для нормального психического развития ребенка. Пытаясь адаптироваться к сложным, психотравмирующим обстоятельствам жизни, дети приобретают специфическое защитное поведение и личностные особенности. Психические особенности воспитанников интерната, по мнению многих авторов (Галигузова Л. Н., 1990; Дубровина И. В., 1990; Мухина B. C., 1991; Прихожан A. M., Толстых Н. Н., 2005 и др.), являются как следствием специфики воспитательных условий, присущих закрытым учреждениям, так и обусловлены наличием деструктивных переживаний, выступающих следствием травмирующего прошлого опыта.

Отечественные и зарубежные исследователи (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др.) отмечают — чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке полноценного межличностного общения. В тех случаях, когда межличностный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым.
В результате воздействия подобных стрессовых ситуаций у него развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая
в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием, своего рода характеристикой воспитанников учреждений интернатного типа. Многочисленные экспериментальные данные показали, что люди, у которых в раннем онтогенезе в результате длительного воздействия стрессовых ситуаций был нарушен контакт с окружающими, в среднем возрасте (около 30 лет) труднее приспосабливаются к обществу, чаще обнаруживают невротические симптомы и, как правило, не способны к совместной деятельности.

В исследованиях С. В. Ильиной отмечается, что социальная депривация — явление, наблюдающееся в условиях внесемейного воспитания — переживается ребенком как потеря или насилие. Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой — искажает формирующийся образ «Я». Таким образом, депривация выступает как сильнейший стрессовый фактор, оказывает исключительно неблагоприятное воздействие на формирующийся образ Я и картину мира ребенка и в то же время создает психологический базис для возникновения других форм насилия.

Известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве травматический опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем развитии ребенка, ведет к недоразвитию «аффективных схем»
и к нарушениям взаимоотношений с окружающими.

Отмечено, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Для их поведения характерны агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признавать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта. В этих условиях довольно часто возникает проблема отверженных и третируемых детей, что особенно обостряется в подростковом возрасте, потому что ведущая деятельность в этот период — межличностное общение. Наиболее характерными особенностями детей-«жертв» можно назвать: неадекватность защитных реакций на обиды; повышенную чувствительность к тому, как к ним относятся окружающие; некоторые личностные черты.

В своих исследованиях С. В. Малышева, Н. А. Рождественская отмечают, что результатом психической депривации являются частые правонарушения воспитанников интерната. Дети с мелкими и повторными кражами, бродяжничеством и непосещением школы, дети лживые, злорадные, агрессивные — это нередко дети с аффективными лишениями
в течение длительного времени своего развития. Недостаток настоящей симпатии к людям, неспособность установить с ними тесный эмоциональный контакт, аффективная невыразительность и общая социальная неприспособленность и здесь подкрепляет диагноз депривационного нарушения.

В исследованиях Е. И. Казаковой, Л. М. Шипициной отмечается, что
у воспитанников интернатов довольно часто имеют место нарушения социальной и школьной адаптации. Чаще всего дезадаптация возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе, нарушения межличностных отношений с родителями, учителями, сверстниками, что формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Й. Лангмейер и З. Матейчек в своих работах выделяют несколько типов депривационых личностей, формирующихся в детских учреждениях закрытого типа.

«Социальная гиперактивность». Такие дети вступают в контакт без затруднений и не смущаясь, причем они отличаются выраженными тенденциями к действиям на показ, однако общение бывает совершенно поверхностным и непостоянным. Эти дети чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают
в этом лишь совершенно поверхностное участие. Социальный интерес явно преобладает над интересом к вещам, игре, задачам. У них не отмечается ни агрессии, ни социальной провокации.

«Социальные провокации». Уже в возрасте около одного года дети добиваются внимания взрослых особым образом — они провоцируют. Такие дети добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их
не отдают, требуют различных преимуществ. В своих отношениях к остальным детям они агрессивны и ревнивы, хотят, чтобы воспитатель был только для них. В школьном возрасте агрессивность у этих детей еще более возрастает, они делают все назло.

«Подавленный тип». В группе детей и в общении с воспитателем ребенок явно пассивен. Предлагаемую игрушку он берет лишь после длительных сомнений и играет с ней монотонно, примитивно, хотя иногда
и сравнительно стойко. Интерес к вещам обычно преобладает над социальными интересами. На долю этих детей достается значительно меньше стимулов для развития, чем более активным детям. Тем самым опасность задержки развития только углубляется.

«Хорошо приспособленные». Уже на исходе первого года пребывания в учреждении эти дети находят «свое место» и «своих людей». Такой ребенок умеет сосредоточиться на каком-либо воспитателе и снискать его расположение. Обычно они спокойно и сдержанно вступают в контакт. Таким образом, они вызывают у взрослого спокойное, уравновешенное, эмоционально теплое отношение. Опасность для них представляет, несомненно, перемена среды учреждения, что имеет следствием разрыв имеющихся эмоциональных связей. «Хорошее приспособление» этих детей действительно только для жизненной среды, в которой оно возникло, причем среда учреждений закрытого типа в целом более бедна стимулами, отличается более простой структурой и предъявляет меньше требований, чем обычная семья.

«Замещающий тип». Для детей, с грудного возраста воспитывающихся в детских учреждениях, характерно, что они в целом лучше едят
и отличаются большим весом тела, чем дети, которые поступили в учреждения позднее из семей. У некоторых детей это единственная деятельность, которую они проводят в покое, так как не ощущают потребности защищаться от конкуренции других или добиваться здесь «своих прав». Детей, длительно содержавшихся в учреждениях, весьма часто характеризуют в школьном возрасте как «ябедников», тогда как дети, поступившие в учреждения позднее и покинувшие его раньше, отличаются более открытой агрессивностью. «Ябедничество» выступает здесь как определенная форма замещающего удовлетворения потребности, когда детям
не предоставлялась возможность получать удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу и когда они сами не способны обеспечить для себя подобное место в группе.

Таким образом, если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей в учреждениях интернатного типа, то можно отметить их преобладающую в большинстве случаев тождественность, что указывает на невыгодные стороны данных учреждений как воспитательной среды для ребенка. У психотравмированных детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться
к жизни в особых условиях. Несоответствие этих механизмов социальным нормам, предъявляемым «реальным» обществом, и приводит к отклонениям в поведении детей из детских учреждений закрытого типа.



























Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте факторы риска психической травматизации ребенка.

2. Дайте определение понятию «психическая депривация».

3. Перечислите основные потребности человека, нарушающиеся вследствие психической депривации.

4. Охарактеризуйте основные формы психической депривации.

5. Опишите категорию «социальные сироты».

6. Почему именно категория «социальные сироты» подвергается наибольшему риску возникновения психотравм?

7. Опишите последствия длительного пребывания детей в интернатных учреждениях.

8. Какие дополнительные психотравмы получает ребенок, воспитывающийся в школе-интернате?

9. Дайте характеристику типов депривационных личностей.

Список рекомендуемой литературы

1. Галигузова, Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101—116.

2. Иванова, Н. П. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. — М.: Дом, 1993. — 120 с.

3. Ильина, С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С. В. Ильина // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65—74.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авиценум, 1984. — 542 с.

5. Пашина, А. Х.Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома / А. Х. Пашина, Е. П. Рязанова // Психологический журнал. 1993. Т 14. № 1. — С. 44—52.

6. Прихожан, А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991. — С. 77—81.

7. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.

1.3. Эмпирическое исследование влияния психотравмы
на развитие личности подростка — воспитанника
школы-интерната

1.3.1. Обоснование выборки и методов исследования.

1.3.2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов.

1.3.3. Влияние психотравмы на стрессоустойчивость подростка.

1.3.4. Семья как психотравмирующий фактор и представления о ней воспитанников школ-интернатов.

Тенденции развития современного общества обусловливают появление все большего числа факторов риска психической травматизации ребенка. Это проблемы семьи, алкоголизация, перенесенные заболевания, угроза смерти и т. п. Подобные факторы, вне сомнения, являются психотравмирующими для неокрепшей детской психики, зачастую оставляя негативные последствия на всю жизнь ребенка.

Это указывает на необходимость исследования влияния психотравмирующего прошлого опыта на формирование специфических личностных особенностей подростков, выявления психологических механизмов, способных облегчить процесс внутренней переработки психотравмирующих переживаний и выработки наиболее оптимальных путей взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, что стало целью данного эмпирического исследования.

В связи с этим, предметом данного эмпирического исследования
являются специфические личностные особенности подростков, сформированные в условиях психотравмы.

Задачи исследования формулируются следующим образом.

1. Выявить способы переработки психотравмирующих событий прошлого подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

2. Выявить особенности личности и самоотношения, обусловленные психотравмирующими переживаниями прошлого у подростков, воспитывающихся в школах-интернатах.

3. Определить способы реагирования подростков с психотравмирующим опытом на стрессовые ситуации.

4. Проанализировать особенности развития образа «Я» подростков, имеющих психотравмирующий опыт.

5. Изучить характер взаимоотношений ребенка в семье и среди сверстников.

Таким образом, исследование предполагает углубленное изучение влияния психотравмы на различные стороны развития личности и межличностных отношений подростков.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: