Упражнение 1. Принятие правил

Начав занятие, очень важно представить учащимся правила работы группы. Эти правила необходимы для установления безопасной обстановки, в которой все учащиеся будут чувствовать себя комфортно, для того чтобы откровенно выражать свои чувства и мысли. Учащихся необходимо подвести к пониманию важности каждого из следующих правил:

1. Уважайте друг друга:

— мысли и чувства каждого из нас важны и очень интересны;

— говорите по очереди;

— рассказывайте только о себе;

— слушайте рассказывающего;

— не трогайте соседа.

4. Поддерживайте и поощряйте друг друга.

5. Обеспечьте конфиденциальность: все, что здесь было сказано, здесь и останется.

Упражнение 2. Что значит жить здоровым образом жизни?

На доске записывается вопрос «Что значит жить здоровым образом жизни?

Необходимо внимательно выслушать любые ответы детей, при этом важно сделать резюме по итогам обсуждения и записать на доске результат представлений школьников о здоровом образе жизни: например, «Жить здоровым образом жизни — это быть благополучным, успешным и счастливым». Необходимо подвести детей к комплексному пониманию здоровья.

Упражнение 3. Введение в тему занятия

Скажите группе: «Сегодня мы проведем занятие, посвященное здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это выбор, который делаете ВЫ сами. Если вы знаете, как совершить мудрый выбор, ваша жизнь может стать здоровой. Однако, беря за образец вариант плохого, нездорового выбора, вы способствуете нарастанию ваших проблем, с которыми столкнетесь позже в своей жизни. Совершить мудрый выбор — беречь
и сохранять собственное здоровье — задача непростая! Более того, это — тяжелая работа. И вам будет необходимо овладеть новыми умениями
и навыкам. Мы приступим к изучению этих ценных жизненных навыков».



Упражнение 4. Мозговой штурм «Что мы делаем для того, чтобы быть здоровыми»

Разделите класс на две команды. Скажите классу: «Теперь давайте обсудим, что каждому из нас делать для того, чтобы быть здоровым, достичь успеха, благополучия, счастья».

По очереди члены команды высказывают свои способы (соревновательный момент стимулирует активность группы). Каждая команда должна составить список способов сохранения ЗОЖ.

Каждый ответ записывается на маленьком клейком листочке. Общее время выполнения задания 5—10 минут.

Приклеивайте листочки с предложениями в лепестки, соответствующие 4 областям (физической, психологической, социальной и духовной). Внешние вещи (деньги, машина, дача и т. д.) записывайте в стороне от круга здорового образа жизни (ромашки).

Обобщитеответы, добавьте несколько наиболее значимых положений, не названных учащимися. Представьте «Ромашку».

Упражнение 5. Постановка цели

Попроситеучащихся выбрать один из компонентов круга здорового образа жизни, который, по их мнению, они могли бы изменить. Затем обозначьте каждый из углов классной комнаты для представления каждого сектора: физического, психологического, социального и духовного. Пусть учащиеся займут угол класса, представляющий ту область жизни, которую они хотят изменить. В этих группах попросите учащихся сформировать команды. Пусть они вместе подумают над одним специфическим изменением, которое бы хотели осуществить в своей жизни, и выдвинут идеи, которые помогли бы этому осуществлению. Через несколько минут попросите добровольцев от каждой группы поделиться своими идеями.

Пусть теперь учащиеся вернуться на свои места.

Попросите их написать свой окончательный выбор изменения, которое они хотели бы осуществить, и что они могли бы сделать для этого изменения. Проинструктируйте учащихся, чтобы цель, выбранная ими, была достаточно реалистичной так же, как и средства для ее достижения.

Физический сектор:

Нереальная цель: я похудею на 7 кг к этому понедельнику.

Реальная: Я буду худеть на 200 г. в неделю в течение следующих 15-ти недель.

Как осуществить: каждый день во время завтрака я буду употреблять здоровую пищу вместо конфет.

Психологический сектор:

Нереальная цель: я исправлю все свои двойки на пятерки в течение этой четверти.

Реальная: я улучшу свою оценку по математике, по крайней мере, на один бал за эту четверть.

Как осуществить: я буду посвящать занятиям математикой, по крайней мере, один час в день после школы.

Социальный сектор:

Нереальная цель: я сделаю так, что мои мама и папа будут снова вместе.

Реальная: я буду больше общаться (беседовать) со своей мамой.

Как осуществить: я буду помогать ей готовить и мыть посуду, и во время этой совместной работы мы будем разговаривать.

Духовный сектор:

Нереальная цель: я буду всегда совершать хорошие поступки.

Реальная цель: я буду ежедневно совершать не менее одного хорошего поступка.

Как осуществить: сегодня я помогу маме убрать в квартире.

Ведущий может занять место в центре комнаты, подчеркивая важность каждого из секторов.

Групповая рефлексия по итогам занятия.



Заключение

Оказание психологической помощи детям и подросткам, подвергшимся влиянию сильного стресса, сложная и многосторонняя задача. Экстремальные ситуации характеризуются сильнейшим воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве. Особенно тяжело эти ситуации переживают дети. Это накладывает отпечаток на личностном и психическом развитии ребенка, что существенно осложняет организацию психологической помощи этим детям.

Данное учебно-методическое пособие не ставит целью охватить все возможные методы и формы работы с данной категорией клиентов. Оно отражает научную позицию и опыт работы автора с хроническими психическими травмами детей и подростков.

Представленная книга стала итогом работы над исследованием, посвященным влиянию психической травмы на развитие личности подростка. В пособии была предпринята также попытка обобщить накопленный теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением травматических стрессов и особенностей работы с их последствиями.

 



Словарь терминов

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — зависимость) — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении
к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Виды аддикции: наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, пищевые, сексуальные, зависимости от людей, предметов и событий и др.

Арт-терапия —специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь, изобразительной и творческой деятельности, позволяющая в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Архетип —содержание коллективного бессознательного, выражающаяся как форма, организующая и канализирующая психологический опыт индивида. Любые персонажи волшебных сказок или метафор — добрые феи, злые волшебники, ведьмы, драконы и пр. — являются архетипическими образами, представленными на глубинных уровнях психического.

Бессознательное — понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др.

Всемогущество (omnipotence) — механизм совладания путем поступков или переживаний, диктуемых ощущением превосходства над другими, обладанием особыми силами или способностями, по механизму бессознательного отрицания ограниченности собственных возможностей.

Вытеснение, или репрессия (repression) — механизм совладания путем бессознательного изгнания тревожащих желаний, мыслей или переживаний из сознания. Вытеснению подвергаются и чувства, и идеи. Подобно амнезии, вытеснение опирается на механизм диссоциации.

Гармоничная (нормально функционирующая) семья — семья, которая ответственно и дифференциированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Девиантное (отклоняющееся) поведение —действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся
в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, проституция.

Дезадаптация — неспособность приспособиться к изменившимся
условиям жизни. Социальная дезадаптация — неспособность приспособиться к жизни в обществе. Школьная дезадаптация — трудности приспособления к школьным требованиям.

Диссоциация (от лат. dissociatio — разделение, разъединение) — механизм бессознательного отделения переживаний, идей или аффектов от процессов осознания и памяти, фрагментирование личности на составляющие ее части или комплексы, своего рода, «разъединение с собой». Диссоциированное содержание недоступно для воспоминания и осознания в силу того, что чрезмерно по силе и интенсивности боли и превышает способность Эго синтезировать и интегрировать его.

Дистресс — такие психические состояния и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов. Дистресс всегда неприятен, и связан с вредоносным воздействием.

Дисфункциональная семья —семья, в которой выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом.

Жалоба — внешние проявления имеющейся психологической проблемы, которые беспокоят клиента.

Заболевания психосоматические —телесные болезни, вызванные психологическими причинами.

Заключительная беседа сообщение клиенту выводов и рекомендаций, их конкретизация в процессе совместного обсуждения.

Запрос — конкретная просьба, с которой клиент обращается к психологу.

Защита психологическая система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Изоляция (isolation) — механизм бессознательного отчуждения от окружающего мира в попытке защитить себя от дезорганизующего воздействия контактов с другими людьми или определенной ситуации.

Интеллектуализирование (intellectualization) — механизм совладания путем излишних абстрактных размышлений или обобщений в бессознательной попытке обрести контроль над тревожащими чувствами. Эти чувства отрицаются, подавляются или диссоциируются в соответствии со стилем совладания. Интеллектуализирование представляет собой разновидность компенсации.

Консультирование психологическое —особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, имеющим трудности в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности
и межличностных отношений. Цель консультирования — с помощью совокупности процедур помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Копинг ( от англ. «соре» — преодолевать) —адаптивное поведение совладания («психологическое преодоление»), используемое человеком для восстановления психологического равновесия.

Личностные особенности —устойчивые психологические образования, приобретаемые в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения и мало меняющиеся со временем.

Мышечная броня —телесные проявления, такие как мышечная зажатость, напряжение, стесненное дыхание и др., возникшие в ответ на стрессовые ситуации, психические травмы, психологические защиты.

Неблагополучная семья — семья, в которой выражено отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, проявляющееся в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. В такой семье нарушена внутренняя структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. К основным видам неблагополучных семей относят проблемные, конфликтные, кризисные семьи.

Негативизм (oppositional defiant behavior) — механизм совладания путем поведения, отрицающего социальные нормы взаимодействия. Наиболее часто при негативизме игнорируются правила общения с авторитетными, властными или родительскими объектами. Разновидность отрицания.

Обесценивание (devaluation) — механизм совладания путем приписывания отрицательных характеристик себе или другим; в его основе
лежит бессознательное отрицание неоднозначности.

Отрицание (denial) — механизм бессознательного отказа признать некоторые болезненные аспекты внешней реальности или субъективных переживаний, очевидные другим людям.

Посттравматические личностные расстройства —патологическая трансформация личности человека, пережившего массированную психотравму, характеризующаяся присутствием на протяжении всей последующей жизни хронических симптомов ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) —непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, проявляющаяся комплексом симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс.

Проекция — один из механизмов психологической защиты:приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.

Психическая депривация —психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Рационализация — один из механизмов психологической защиты:«подмена» своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Созависимость — личностное образование, развивающееся у членов семьи зависимого в результате длительной подверженности стрессу
и сконцентрированности на его проблемах, вплоть до самоотречения
и игнорирования своих обязанностей по отношению к другим членам семьи. Созависимость — это психологический фе­номен, означающий симбиотические отношения между близкими людьми, один из которых болен болезнью химической зависимости.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека как реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации повседневной жизни или появлению особых обстоятельств. Устойчивость к стрессу — способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса.

Стресс травматический — Психологическое состояние особого рода, возникающее у человека, который пережил сложные, травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта.

Стрессовое расстройство острое —психическая реакция на травматический стресс, возникшая в течение первого месяца после критического инцидента (от двух суток до четырех недель).

Стрессор — неблагоприятное, значительное по силе и продолжительности внешнее и внутреннее воздействие, ведущее к возникновению стрессовых состояний.

Травма психическая — событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом.

Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное
с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Уход в алкогольное опьянение (alcohol abuse) — механизм совладания путем погружения в алкогольное опьянение как реакции на стрессовое событие. Разновидность изоляции.

Уход в апатию (apathetic withdrawal) — механизм совладания путем бессознательного погружения в безразличие, равнодушие и безмолвие. Разновидность изоляции.

Флэшбэк-эффект —внезапное, без видимых причин, воскрешение
в памяти с полной достоверностью и полным ощущением реальности травмирующего события или его эпизодов.

Фобия — навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Эустресс —такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.












Список используемой литературы

1. Абрамова, Г. С. Психология в медицине / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. — М.: Кафедра-М, 1998. — 272 с.

2. Барцалкина, В. Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. Н. Барцалкина // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева. — М.: изд. АПН СССР, 1987. — С. 133—139.

3. Бассин, Ф. В. Проблемы бессознательного / Ф. В. Бассин. — М.: Медицина, 1968. — 468 с.

4. Бахтин, М. М. Человек в мире слова / сост., предисл., примеч. О. Е. Осовского. — М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. — 140 с.

5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.

6. Берн, Э. Групповое лечение / Э. Берн. — Екатеринбург: Литур, 2003. — 352 с.

7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /
Э. Берн. — Мн.: Совр. литератор, 2002. — 448 с.

8. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — СПб.: Речь, 2000. — С. 374—379.

9. Болл, Б. Интеграция научных исследований, практики и теории в арт-терапии / Б. Болл // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. — 2000. — Т. 3, № 4. — С. 10—32.

10. Большаков, В. В. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры /
В. В. Большаков — СПб.: СПЦ, 1996 — 380 с.

11. Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. — М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001. — 352 с.

12. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. — М.: Просвещение, 1989. — С. 34—38.

13. Васильева, О. С. Рисунок как средство диагностики и коррекции эмоциональных состояний ребенка / О. С. Васильева, С. А. Чупрова // Валеология. —
№ 2. — 2000. — С. 27—28.

14. Винникотт, Д. Разговор с родителями / Д. Винникотт. — М.: Класс, 1994. — 112 с.

15. Волошин, В. М. Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и вопросы дифференцированной психофармакотерапии / В. М. Волошин // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2001. — № 4. — Т. 3. — С. 15—27.

16. Воронович, Б. Т. Без тайн о зависимостях и их лечении / Б. Т. Воронович; пер.с пол. — Киев: Сфера, 2004. — 270 с.

17. Галигузова, Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 101—116.

18. Галигузова, Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 17—25.

19. Губачев, Ю. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский. — Л., 1976. — 258 с.

20. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков / Р. Гудман; под ред. А. И. Копытина // Практикум по арт-терапии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 136—157.

21. Гурьева, В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В. А. Гурьева, Т. Б. Дмитриева [и др.]. — М.: Мед. информ. агентство, 2007. — 488 с.

22. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности /
Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000. — 123 с.

23. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.

24. Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома /
И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. — М.: Педагогика, 1990. — С. 205—221.

25. Дубровина, И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И. В. Дубровина. — М.: Академич. проект, 2002. — 128 с.

26. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова. — СПб.: Речь, 2004. — 368 с.

27. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.

28. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. — СПб.: Речь, 2003. — 248 с.

29. Иванова, Н. П. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. — М.: Дом, 1993. — 120 с.

30. Ильина, С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С. В. Ильина // Вопросы психологии. — 1998. — № 6. — С. 65—74.

31. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.

32. Кевля, Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф. И. Кевля // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацион-ной работы, 1998. — 217 с.

33. Козюля, В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: краткое руководство / В. Г. Козюля. — М.: Фолиум, 1994. — 64 с.

34. Копытин, А. И. Основы арттерапии. — СПб.: Лань, 1999. — 256с.

35. Кораблина, Е. П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова [и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001. — 319 с.

36. Красило, А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А. И. Красило. — М.: Моск. псих.-социал. ин-т, 2004. —96 с.

37. Кривцова, С. В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. — М.: Генезис, 1999. — 192с.

38. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авиценум, 1984. — 542 с.

39. Ланская, А. Язык рисунка. Характер человека как на ладони / А. Ланская. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 383 с.

40. Лебедева, Л. Д. Арт-терапия в системе психологической помощи учителям с дефицитом здоровья / Л. Д. Лебедева // Народное образование. — № 1. — 2001. — С. 166—171.

41. Лебедева, Л. Д. Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.

42. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 256 с.

43. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

44. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс. 2000. — 576 с.

45. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н. Ю. Максимова: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 384 с.

46. Маликова, Т. В. Психологическая защита: направления и методы / Т. В. Маликова, Л. А. Михайлов [и др.]. — СПБ.: Речь, 2008. — 231 с.

47. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2005. — 960 с.

48. Малышева, С. В. Особенности чувства одиночества у подростков / С. В. Малышева, Н. А. Рождественская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — М., 2001. — № 3. — С. 63—68.

49. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

50. Менегетти, А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов
и сновидений / Менегетти А. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005. — 130 с.

51. Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В. С. Мухина // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991. — С. 113—123.

52. Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В. С. Мухина // Вопросы психологии. — 1989. —
№ 1. — С. 33—35.

53. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / под ред.
Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004. — 154 с.

54. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.

55. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. — М.: Класс, 2001. — 336 с.

56. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М.: Сфера, 2000. — 512 с.

57. Остер, Дж. Рисунок в психотерапии: методич. пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж. Остер, П. Гоулд. — М.: ВИНИТ, 2000. — 184 с.

58. Пашина, А. Х. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома / А. Х. Пашина, Е. П. Рязанова // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 1. — С. 44—52.

59. Пезешкян, Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия /
Н. Пезешкян. — М.: Прогресс, 1992. — 239 с.

60. Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе /
С. В. Петрушин. — М.: Академич. проект, 2000. — 256 с.

61. Практикум по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000. — 448 с.

62. Прихожан, А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991. — С. 77—81.

63. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.

64. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2004. — 336 с.

65. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.

66. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999. — 256с.

67. Пушкарев, А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий,
Е. Г. Гордеева. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 128 с.

68. Райх, В. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. — М.: Когито-Центр, 2006. — 368 с.

69. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М.: Прогресс, 1994. — 482 с.

70. Романова, О. Л. Позитивная анти­наркотическая профилактика в начальной школе / О. Л. Романова, М. В. Самойлова // Вопросы наркологии. — 1994. — № 1. — С. 72—82.

71. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

72. Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / Пер. с англ.; К. Руддестам; общ. ред. и вступит. статья А. П. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.

73. Руководство по предотвращению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. — М.: Владос, 1997. — 162 c.

74. Санджвеладзе, Н. Травма и психологическая помощь / Н. Санджвеладзе,
З. Беберашвили, Д. Джавахишвили [и др.]. — М.: Смысл; ЧеРо, 2005. — 180 с.

75. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 48 с.

76. Сирота, И. А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике/ И. А. Сирота, В. М. Ялтонский [и др.]. — М., 2001. — 534 с.

77. Соколова, Е. Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия / Е. Д. Соколова, Т. В. Барлас, Ф. Б. Березин // MateriaMedica. — 1996. — № 1(9). — С. 5—25.

78. Соколова, Е. Т. К обоснованию метода диалогического анализа случая /
Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 61—76.

79. Сосницкая, Е. А. Значение изобразительной деятельности в эмоциональном благополучии детей / Е. А. Сосницкая // Валеология. — № 2.— 2000. — С. 28—29.

80. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

81. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практич. пособие / пер. с нем.; К. Фопель. — М.: Генезис, 2001. — 240 с.

82. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.

83. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — СПб.: Питер, 2007. — 400 с.

84. Фромм, Э. Бегство от свободы. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. — 446 c.

85. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье / Г. Т. Хоментаускас. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 224 с.

86. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 208 с.

87. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006. — 271 с.

88. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.

89. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров. — М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.

90. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку / Е. М. Черепанова. — М.: Академия, 1997. — 96 с.

91. Шипицина, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова. — СПб., 2000. — С. 13—18.

92. Шутценбергер, А. А. Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / А. А. Шутценбергер. — М.: Психотерапия, 2007. — 256 с.

93. Эриксон, Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / пер. с англ. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.

94. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — М.: АСТ, 2008. — 761 с.

95. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг. — М.: Когито-центр, 2003. — 326 с.

96. Assagiolli, R. Psychosynthesis / R. Assagiolli. — New York: Viking, 1965. — Р. 162.

97. Cohen, S. Stress, social support, and the buffering hypothesis / S. Cohen,T. A. Wills // Psychological Bulletin. —1985. — № 55. — 310—357.

98. Cohen, S. Stress, social support, and disorder / S. Cohen // The meaning and measurement of social support / H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.). — Washington DC: Hemisphere, 1992. — Р. 109—124.

99. Cohen, S. Measuring stress. A guide for health andso-cial scientists / S. Cohen, R. C. Kessler, L. U. Gordon (Eds.). — New York; Oxford: Oxford University Press, 1995.

100. Freedy, J. R. Traumatic stress. From theory to practice / J. R. Freedy, S. E. Hobfoll (Eds.). — New York: Plenum, 1995.

101. Haan, N. Coping and defending. Process of self-environment organization /
N. Haan. — New York: Academic Press, 1977.

102. Lazarus, R. S. Emotion and adaptation / R. S. Lazarus. — New York; Oxford: Oxford University Press, 1991.

103. Perrez, M. Stress, coping, and health. A situation-behavior approach / M. Perrez, M. Reicherts// Theory, methods, applications. — Seattle: Hogrefe & Huber Publishers. 1992.

104. Roheim, G. Psychoanalysis and Anthropology. Culture, Personality and Unconscious / G. Roheim. — New York: International University Press, 1950. — Р. 3.

105. Roheim, G. The Psychoanalytic Interpretation of Culture / G. Roheim // Man and his Culture: Psychoanalytic Anthropology after Totem and Taboo / W. Mensterberger (ed.). — L.: Rapp and Whiting, 1969. — Р. 46—47, 50.

106. Schwarzer, R. Sozialer Ruckhalt und Gesundheit:EineMeta-Analyse / R. Schwarzer, A. Leppin. — Gottingen: Hogrefe, 1989.

107. http://www.cka3ka-pro.ru/index.html


Приложения

Приложение 1

Психодиагностика личностных особенностей детей и подростков,
сформированных в условиях психотравмы

Данный раздел представлен комплексом методик для диагностики особенностей личности детей и подростков, переживающих психотравмирующие события прошлого. Личностные особенности выступают
в данном случае как последствия воздействия сильного стресса на ребенка. Опросники — Методика сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ) (Козюля В. Г., 1994) и тест-опросник самоотношения В. В. Столина (Бодалев А. А., 2000) могут быть применимы только по отношению к подросткам. Выявление личностных особенностей с помощью данных методик в детском возрасте малоинформативно. Использование же описанных проективных методик по отношению к детям допустимо начинать с младшего школьного возраста.

Как психодиагностический комплекс, эти методики были нами апробированы и хорошо себя зарекомендовали применительно именно к подростковому возрасту (14—16 лет).

Методика сокращенного многофакторного обследования
личности (СМОЛ)

В настоящее время одной из универсальных считается Методика многостороннего исследования личности (MMPI). Она позволяет получить дополнительные данные для оценки различных аспектов психического состояния и уточнения основных характеристик личности испытуемого. Данный опросник является сокращенной версией MMPI. Методика содержит 71 утверждение и имеет 11 шкал, из которых 3 оценочные и 8 клинические.

Последовательность проведения исследования следующая.

Первый этап. Заполнение регистрационного бланка и ответы на
поставленные вопросы.

Второй этап заключается в получении числовых значений по каждой из 11 шкал и последующем составлении типологического профиля. Для каждой из шкал теста СМОЛ существуют «ключи», по которым отмечается совпадение ответов с ответами на регистрационном бланке. Сумма совпадений и обозначает количество сырых баллов для каждой из шкал. Затем на профильном бланке отмечаются точки, соответствующие полученным цифровым результатам (число сырых баллов по каждой шкале),
с учетом коррекций по показателю шкалы К (к 1-й шкале прибавляется 0,5 числового значения шкалы К; к 4-й — 0,4 К; к 7-й — 1 К; к 8-й — 1 К; к 9-й — 0,2 К). Соединение полученных точек (по трем оценочным
и 8 клиническим шкалам) показывает личностный профиль испытуемого.

Третий этап — собственно, интерпретация полученного профиля.























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: