Упражнение 3. Карты Проппа

Участникам группы предлагается совместными усилиями сочинить сказку, используя для этого «опорные пункты». В случайном порядке раздаются пронумерованные карты с обозначением основных этапов сказки. Первым начинает сочинять сказку тот, кому досталась карточка
с номером 1, следующий продолжает, передает ход и т. д. до последней карточки.

1. Жил да был/жили-были...

2. И вот однажды...

3. Нарушение запрета (вредительство)

4. Встреча с волшебником-дарителем. Испытание героя...

5. Как герой справляется с испытаниями...

6. Получение волшебных даров...

7. Встреча с врагом...

8. Битва с врагом

9. Победа над врагом

10. Счастливый конец. Пир на весь мир...

Упражнение можно проводить и с маленькими детьми (старше 5 лет). Но для этого можно упростить содержание карточек (можно также уменьшить их количество). В этом случае взрослый  вслух зачитывает карточки.


Упражнение 4. Метафорический автопортрет «Я чувствую себя, словно...»

Инструкция к упражнению очень проста: «Возьмите бумагу, карандаш и нарисуйте что-нибудь на тему: «Я чувствую себя, словно...».

Сначала неплохо показать на примерах, что имеется в виду: стрела выражает состояние ярости, круг — закрытости; улитка показывает: «Я ничего не желаю знать»; решетка может быть иллюстрацией к чувству, словно тебя заперли и пр. Символы и их обозначение каждый придумывает самостоятельно.

Для наглядности можно нарисовать на доске несколько подобных значков, однако, тут же стереть их, чтобы они послужили только в качестве импульса, но не повлияли на содержание рисунков.

Это упражнение практикуется при работе с группой и является многоцелевым. Так, например, его удобно применять в случае, когда в группе чувствуется некоторое напряжение, но механизм этого напряжения, как и настроение участников, еще не до конца понятны. Можно применять это упражнение и в индивидуальной работе, если, например, процесс «застопорился» или очень трудно начать общение. Упражнение подходит для работы с детьми.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Занятие 2

Цель — отработка навыков анализа сказок, оценки проекций, отражающихся в текстах авторских сказок, психологических приемов работы с чувствами и «внутренним ребенком».

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1).

Упражнение 2. Интерпретация сказки

Каждому дается задание сочинить сказку любого содержания с любыми героями и любым возможным исходом. По очереди каждый спонтанно (без предварительной подготовки!) рассказывает только что сочиненную сказку. Задача группы найти в изложенном проекции автора, попытаться объяснить стоящий за сказкой смысл. Автор сказки обращает внимание на эмоциональные «отклики» данных группой интерпретаций, причем как положительных, так и отрицательных. Особое внимание следует обращать на резко отрицательные «отклики» на интерпретации. Как правило, это указывает на найденную «зону конфликта».

Данное упражнение является учебным, позволяет отработать навыки оценки проекций автора сказки и возникающие в ходе работы переносы
и контрпереносы.


Упражнение 3. Анализ сказки «Ночной гость»

В группе зачитывается психотерапевтическая сказка Владимира Астапчика «Ночной гость» (приложение 2), направленная на актуализацию своего «внутреннего ребенка». Проводится обсуждение содержания сказки и того, какие чувства она вызывает.

Организация обсуждения

— Какой отклик вызвала сказка в вашей душе?

— Зачем к герою приходил маленький ночной гость?

— О чем вы мечтали, когда были детьми и подростками?

— Как воплотились в реальности ваши мечты?

Возможные линии обсуждения

— Разговор со своим «внутренним ребенком». Какие вопросы он задал, если бы, как в сказке «Ночной гость», произошла встреча? В чем нуждается «внутренний ребенок»: поддержке, информации, любви?.. Что может дать «внутренний ребенок»: мысли, чувства, идеи, поддержку?..

— Соответствие «детских устремлений» и «взрослых воплощений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека,
о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.

Дальнейшую работу можно продолжить рисунком своего «внутреннего ребенка». Упражнение актуально для подростков и взрослых.

Групповая рефлексия по итогам занятия.


Занятие 3

Цель — изучение способов диагностики и коррекции индивидуального образа цели детей и подростков и техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой.

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)

Упражнение 2. Начало-конец

Данная сказка-метафора сочиняется в паре. При этом один участник придумывает начало сказки, второй пишет ее завершение.

Желательно организовать спонтанный процесс, без предварительного продумывания и записей содержания истории.

Упражнение 3. Карта сказочной страны (приложение 3)

Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают использовать проективный рисунок «карта сказочной страны» для исследования индивидуального образа цели. Методика может использоваться как диагностическая и психотерапевтическая и позволяет клиенту осознать собственные желания и цели, проанализировать собственную систему ценностей, найти внутриличностные ресурсы и «проблемные зоны». Методика актуальна и для проработки травматического опыта, так как в этом случае человек зачастую не может определиться с собственными желаниями, целями и жизненными ориентирами.

Желательно применять данную методику, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 4

Цель — отработка навыков парного консультирования и оценки проекций посредством использования сказки, изучение техник, позволяющих исследовать способности клиента, противостоять стрессам.

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)

Упражнение 2. Сказка устами…

Группе предлагается вспомнить содержание любой известной сказки. Например, «Курочка Ряба». Далее происходит распределение ролей из сказки (Курочка Ряба, Бабка, Дед, Мышка, Яйцо и пр.). Можно включить в обсуждение персонажей, не задействованных в сказке (например, Василису Премудрую или Бабу-ягу). Далее каждому по очереди предлагается изложить свою версию сказки.

Анализируются проекции участников группы. Упражнение актуально для детей, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).

Упражнение 3. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки» (приложение 4)

Методика позволяет оценить возможности сказки как инструмента психодиагностики межличностных (диадных) отношений, стратегий поведения диады в трудных ситуациях. В качестве клиентов могут выступать супруги, сиблинги, два любых члена семьи, друзья и др.

Упражнение является учебным и позволяет отработать навыки парного консультирования посредством использования сказки.

Упражнение 3. Методика «Дождь в сказочной стране» (приложение 5)

Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают ее использовать для оценки способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

Методика может быть использована, начиная с младшего школьного возраста.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 5

Цель — изучение методов актуализации «внутреннего ребенка», анализ возможностей применения сказкотерапии с целью выявления и последующей терапии нарушений внутрисемейного взаимодействия и «проблемных зон» семьи.

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)

Упражнение 2. Сказки о нас

В группе раздаются карточки, на которых каждый член группы пишет свое имя. Затем карточки собираются вместе, перемешиваются и раздаются вновь. Каждому досталось имя какого-либо члена группы. О нем необходимо будет придумать сказку. Если кому-то досталось собственное имя, карточки необходимо раздать заново. Когда все истории готовы (не более 10 минут), каждый участник по очереди рассказывает только что сочиненную сказку, остальные пытаются отгадать о ком эта история.

Упражнение актуально для подростков и направлено на выявление особенностей восприятия людьми друг друга.

Упражнение 3. Рисунок любимой игрушки

Каждому члену группы предлагается нарисовать свою любимую игрушку, с которой он играл в детстве.

После завершения рисования важно обговорить, почему именно эту игрушку нарисовал, какие события, связанные с ней вспоминались во время рисования, какие чувства сопровождали эти события, как это влияло на выбор цвета.

Упражнение 4. Моя семья в сказке

Каждому члену группы предлагается представить, как будто члены его семьи попали в сказку и превратились в сказочных персонажей. Затем один из членов группы, по желанию, «оживляет» свою сказку. Для этого необходимые роли он подбирает среди членов группы. Далее в свободной форме происходит драматизация. Тот член группы, чья сказка «ожила», может корректировать поведение «актеров».

Упражнение может проводиться и по-другому: разыгрывается воображаемая семья с воображаемыми членами группы. Данная техника может проводиться и с реальной семьей — в этом случае желательно участие каждого члена этой семьи с последующим обсуждением хода занятия. Упражнение направлено на прояснение внутрисемейных ролей, особенностей взаимодействия, «проблемных зон» и «ресурсов» семьи.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 6

Цель — подведение итогов, завершение работы группы, организация совместной творческой деятельности членов группы.

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: