Особенности реализации программы

Первым этапом реализации программы является изучение теоретических вопросов психологии зависимостей. В виде дискуссии рассматриваются вопросы природы зависимостей и созависимых отношений, общие признаки химических зависимостей и пр. Теоретические вопросы сочетаются с элементами тренинга.

Следующим, основным этапом реализации программы является изучение теории и практики профилактики зависимостей. На занятиях
раскрываются факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков, а также совместно со специалистами, участвующими в тренинге, разрабатываются факторы защиты от употребления ПАВ. Акцент делается на стимулировании выработки собственной профессиональной позиции
в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников и развитии приоритета командной работы над данной проблематикой.

Завершающим этапом реализации программы является практическая отработка занятий по первичной профилактике аддиктивного поведения
с учащимися разных возрастных категорий. Занятия построены не на акцентировании вреда от употребления ПАВ, а направлены на развитие
и укрепление ценностей здорового образа жизни.

Цель — подготовка специалистов к проведению занятий по профилактике аддиктивного поведения среди детей разных возрастных категорий.

Задачи:

1. Дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений.

2. Дать представление о социальных механизмах давления на подростка, увеличивающих риск употребления ПАВ.

3. Изучить особенности проведения занятий по профилактике аддиктивного поведения с детьми разных возрастных категорий.

4. Стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников.

5. Стимулировать развитие приоритета командной работы над данной проблематикой.

Расчетное время: 16 часов.

Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, маркеры, фломастеры, бумага, листы ватмана и др.

 





Программа занятий

Занятие 1. Психология зависимостей и созависимых отношений

Расчетное время: 4 часа.

Цель — дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений, изучить признаки и виды зависимостей.

Упражнение 1. Ассоциации

Группе предлагается дать любые ассоциации на слово «зависимость». Все, предлагаемые группой ассоциации, записываются на доске или ватмане. Затем все ассоциации анализируются и группируются согласно
следующей классификации зависимостей:

1) витальные зависимости,

2) онтологические,

3) социальные,

4) патологические, разрушающие.

Упражнение 2. Лекция-беседа о заболевании

Тренер в общем виде раскрывает природу и виды зависимостей, описывает мотивы употребления ПАВ и характеристику химических зависимостей (приложения 6, 7).

Упражнения 3. Что чувствует зависимый?

Упражнение имеет целью продемонстрировать сложности выхода из заболевания. Возможны несколько вариантов проведения упражнения:

— группа делится на тройки, человек в центре демонстрирует «зависимого», двое других крепко держат его за руки. Ему даются три задания: почесать нос, поправить волосы, посмотреть, который час. Затем участники меняются ролями. На месте «зависимого» должен побывать каждый;

— участвуют восемь человек, которые образовывают круг. В центре «зависимый», его задача выбраться;

— группа делится на пары. Один плотно сжимает кулак, другой должен разжать.

Обсуждаются чувства, возникшие при выполнении упражнения, важно провести аналогии с чувствами, которые испытывают зависимые, желающие вылечиться.

Упражнения 4. Построениемодели созависимых отношений в семье

Упражнение проводится по типу драматизации. Для этого в группе распределяются роли:

— зависимый (муж-алкоголик),

— созависимый (жена алкоголика),

— дети (4 человека).

Роли детей распределяются согласно основным типам реакций детей на алкогольную ситуацию в семье (Москаленко В. Д., 1991):

1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения».

2. «Клоун», «шут» или любимец семьи.

3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок.

4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».

В свободной форме разыгрываются патологические взаимоотношения, которые выстраиваются в подобной деструктивной семье. Важно акцентироваться на чувствах и желаниях каждого члена семьи и обратить внимание группы на трудности выхода из созависимых отношений. Упражнение можно проводить с подростками.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 


Занятия 2—3. Теория и практика профилактики зависимостей

Расчетное время: 6 часов.

Цель —стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников, проанализировать социальные механизмы давления на подростка, увеличивающие риск употребления ПАВ.

Упражнение 1. Поиск единомышленников

Группа делится на три подгруппы: котята, щенки, поросята. Каждый знает только свою роль. С закрытыми глазами необходимо найти своих собратьев, т. е. образовать три подгруппы, ориентируясь только на голосовые позывные: мяу, гав, хрю.

Упражнение имеет целью командообразование, необходимое при работе над данной проблематикой. Анализируются стратегии поведения.

Упражнение 2. Доверие группе

На полу пять листов бумаги. Человек с закрытыми глазами передвигается по полю, ориентируясь только на команды членов группы. Члены группы руководят движениями человека, давая команды только одним словом. Например: вперед, один, шаг и т. д. Команда считается выполненной, только когда человек двумя ногами встает на лист бумаги. В этот момент группа может поаплодировать. После выполнения задания он двигается дальше, пока не найдет все пять листов бумаги.

Упражнение направлено на доверие, умение ориентироваться на других, командообразование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: