Рабочая программа основывается на следующих

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 102 Г. ТОМСКА _________________________________________________________________________

634062, г. Томск, ул. Бирюкова, 4  тел. 67-67-42, 67-67-69  факс 67-67-69 mdou102@mail.tomsknet.ruhttp://ds-102.dou.tomsk.ru

ИНН 7017043340                                        КПП 701706001

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЯ ЮжанинойИ.В.

 

Средняя группа №09.

2014 – 2015 уч.год.

г.Томск.

 

Рабочая программа основывается на следующих

 нормативно-правовых документах:

 

- Образовательной программе МАДОУ № 102 в соответствие с ФГОС ДО;

- Программе развития МАДОУ № 102 на 2014-2018 г.г.;

- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – Спб.-      - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N226;

- Устав МАДОУ № 102 г. Томска.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста:

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В возрасте 4-5 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани. Движения ребенка становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнообразнее. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая ксвоего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

 

Задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста:

 

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.

4. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.

5. Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

 

Принципы и подходы к формированию программы:

 

- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации массовой практике дошкольного образования);

- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания и умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- Основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;

- Предусматривает решения проблемных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- Предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения и др. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

Организационные условия жизнедеятельности детей:

 

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Задачи воспитания и развития детей пятого года жизни:

 

1. Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.

2. Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.

5. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

6. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

7. Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.

8. Основой здорового образа жизни и полноценного развития ребенка в детском саду является режим.

 

Взаимодействие воспитателя с педагогами ДОУ:

В детском саду с детьми работает сразу несколько квалифицированных специалистов: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по плаванию, педагог ДО по художественно- эстетическому развитию, педагог ДО по каратэ.

В обучении и воспитании детей коллектив специалистов и воспитателей ДОУ должен не только понимать задачи и стратегии воспитательной и развивающей работы, но и действовать в четкой согласованности, знать последовательность и направления действия каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

Основные задачи каждого из участников педагогического процесса: Воспитатели:                                                                                                                   Задачи работы: Развитие мелкой и общей моторики, координация двигательного процесса.                                                                                                                          Развитие основных психических процессов: внимание, памяти, мышления.
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, фонематического восприятия.
Развитие артикуляционной, тонкой моторики при устранении недостаточности развития.                                                                                                                       Развитие речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений.              Закрепление и автоматизация звукопроизношения.                                                            Закрепление, уточнение и активизация словаря.                                                      Закрепление сформированных лексико – грамматических категорий.                          Развитие и совершенствование правильного речевого дыхания; Совершенствование диалогической и монологической форм речи.                 Закрепление навыков звуко - слогового анализа, синтеза.
Учитель-логопед: Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Отвечает за развитие речи, формирование коммуникативных способностей, подготовку к обучению грамоте.
Задачи работы: Создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: фонетико – фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры, лексико-грамматического строя, связной речи, предпосылок для овладения навыками чтения и письма.                                                    Коррекция звукопроизношения: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
 Развитие и совершенствование правильного диафрагменно-речевого дыхания. Совершенствование мелкой и общей моторики.
 Развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.                                                                                                      Развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.

Педагог-психолог: Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия. Отвечает за развитие эмоционально – волевой сферы.
Задачи работы: Развитие эмоционально – волевой сферы (фон настроения, устойчивость эмоциональных состояний, коррекция страхов, тревог)
 Формирование положительных личностных качеств.                                                Развитие социальных контактов, социальных эмоций (со сверстниками, педагогами, членами семьи).                                                                                       Предупреждение трудностей в усвоении норм поведения: негативизм, драчливость, аутизм.                                                                              Совершенствование адаптационных механизмов, предупреждение школьнойдезадаптации.                                                                                                         Создание условий для развития самооценки, самосознания.                                 Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.

Музыкальный руководитель: Проводит групповые занятия с детьми, утренники, развлечения.
Задачи работы: Развитие музыкальной стороны речи: сила, высота, темп, выразительность и т.д.                                                                                           Развитие чувства ритма и темпа.                                                                            Автоматизация звуков при исполнении песен.                                                                  Коррекция нарушений дыхания.
Развитие слоговой структуры речи.                                                                             Совершенствование неречевых средств общения: выразительности мимики и пластики движений.                                                                                                           Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.                            Коррекция двигательных нарушений: темп, координация, характер.                      Развитие навыков ориентировки в пространстве.
Расширение представлений об окружающем.

Хореограф: Проводит дополнительные платные занятия по хореографии.

Инструктор по плаванию: Проводит дополнительные платные занятия по плаванию.

Педагог ДО по художественно-эстетическому развитию: Проводит дополнительные платные занятия по рисованию.

Педагог ДО по каратэ: Проводит дополнительные платные занятия по каратэ.

 

Организация развивающей среды:

 

Среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую стимулирующую, организационную, коммуникативные функции. Она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принципы построения

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;

- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду,       вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;

- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);

- учет половой дифференциации;

- принцип интеграции.

 

Организация предметно-развивающей среды в средней группе №09:













Спортивный центр.

Доска ребристая; дорожка массажная, со следочками (для профилактики плоскостопия) Мячи, скакалки, кегли, кубы;                                                                                                            флажки, ленточки.мешочки малые (150-200 гр.); мешочки большие (400 гр);ленты, флажки;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: