Великий русский педагог К.Д. Ушинский

 

Педагогическое учение К.Д. Ушинского во всех учебниках разобрано весьма полно и подробно. Обозначим главные положения его педагогической системы.

По специальности К.Д. Ушинский был юристом. После окончания университета он работал в Ярославском педагогическом лицее. Однако был подвергнут гонениям и ушел в отставку. Возникновению живого интереса к педагогическим проблемам способствовало знакомство К.Д. Ушинского с фондами педагогической библиотеки Гатчинского сиротского института. С этим событием принято связывать начало педагогической карьеры ученого. Именно находясь в Гатчине, К.Д. Ушинский пишет свою знаменитую статью «О пользе педагогической литературы».

Обозначим наиболее значимые положения педагогической системы К.Д. Ушинского.

Во-первых, русский педагог обосновал необходимость подхода к воспитанию как к социальному и национальному явлению. Им была развита идея народности воспитания, т.н. необходимости построения воспитания на основе самобытных черт народа. Эта идея ярко представлена в работах К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» и «О нравственном элементе в русском воспитании». Весьма современным является положение педагогического учения К.Д. Ушинского о том, что нельзя механически переносить систему образования одной страны в другую. Российский педагог всесторонне обосновал это положение. Воспитание, по К.Д. Ушинскому, - явление сугубо национальное.

Во-вторых, значима идея К.Д. Ушинского, согласно которой национальные особенности в полной мере выражаются в языке народа. Поэтому именно изучение родного языка должно стать основой воспитания. Как это сделать? Прежде всего, обучение должно вестись на родном языке, необходимо создать соответствующие учебные книги. И российский педагог не останавливается только на обосновании идеи, а сам создает великолепные учебные книги – «Детскую литературу» и «Родное слово». Кроме того, К.Д. Ушинский разрабатывает методику обучения на основе объясняющего чтения. Его букварь «Родное слово» предполагает буквослагательный метод обучения чтению. В книге много русских пословиц, поговорок, сказок. Обучаясь таким образом чтению, дети осваивают основы народной национальной культуры.

В учебных книгах К.Д. Ушинского присутствуют также элементы естествознания.

В-третьих, К.Д. Ушинский разрабатывает многие положения педагогической науки. И делает он это на основе антропологического подхода, то есть, основывается на идее глубокого понимания детства, разностороннего развития ребенка (физического, психического, нравственного и т.д.).

К.Д. Ушинским был задуман грандиозный педагогический труд – «Педагогическая антропология». В этом труде К.Д. Ушинский предполагал полностью раскрыть идею о том, что педагогическая наука должна быть основана на психологии, на понимании проблемы развития человека. Российский педагог успевает написать, к сожалению, только два из трех задуманных томов труда.

В-четвертых, важно понимание К.Д. Ушинским роли человеческого фактора в педагогике. К.Д. Ушинский утверждает, что педагогика – это не только наука, но и искусство. Как искусство, она предполагает необходимость подхода к детству как к особому периоду в жизни человека. Детство протекает по своим собственным законам. А педагогике важен учет человеческого фактора. Об этом идет речь уже в статье «О пользе педагогической литературы».

И, наконец, в-пятых, К.Д. Ушинский всестороннее разрабатывает многие проблемы дидактики, и, прежде всего, проблему принципов дидактики, особенно наглядности. Учебные книги К.Д. Ушинского – яркий пример осуществления принципа наглядности.

Бесспорны ли взгляды К.Д. Ушинского? Конечно, со многими положениями его педагогического учения можно спорить, но важно помнить то, что нет практически ни одной области педагогики, о которой бы он не размышлял. Главные акценты педагогической системы К.Д. Ушинского – человек, детство, ребенок, учитель. Кроме того, К.Д. Ушинский известен как разработчик проблемы педагогического образования. Он создал и воплотил в жизнь «Проект учительской семинарии».

Проблемы нравственного воспитания особенно ярко представлены в труде К.Д. Ушинского «Труд его в психическом и воспитательном значении».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: