Педагогика свободного воспитания Л.Н. Толстого

 

К третьей четверти XIX века относится также и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Педагогические идеи Л.Н. Толстого весьма необычны и оригинальны. Л.Н. Толстой считается теоретиком свободного воспитания. В этом смысле принято разделять два периода его педагогической деятельности.

К первому периоду относят работу Л.Н. Толстого в Яснополянской школе (с 1859 по 1862 гг.). В 1859 году великий русский писатель открывает в своем имении школу для крестьянских детей и сам становится в ней учителем. В этот же период он выпускает журнал «Ясная Поляна», в котором публикует дневники Яснополянской школы. «Это было трехлетнее страстное увлечение», - напишет Лев Николаевич позже.

Второй период – с 1870 по 1876 гг. – Л.Н. Толстой посвящает методической работе и общественной деятельности по организации народного образования. Кроме того, он создает ряд ярких учебных книг.

Что характерно в целом для педагогической системы Л.Н. Толстого? Многие исследователи утверждают, что главная идея его педагогического учения – свобода. И именно с позиции принципа свободы Л.Н. Толстой рассматривает ребенка. Однако возможна и другая позиция, которую мы разделяем. Главное во взглядах Л.Н. Толстого – его отношение к детству. С этой позиции интересно читаются педагогические дневники Льва Николаевича, в которых дается подробнейшее описание уроков, бесед с детьми, прогулок, долгих разговоров у камина после уроков. В этих описаниях много теплоты, света, добра.

В 1870-1876 гг. земства активно открывают школы. Л.Н. Толстой оказывает большую поддержку этому процессу. Для начальной школы он создает учебники, разрабатывает в этих учебниках глубокие по содержанию и интересные для ребенка упражнения.

Свобода в педагогическом учении Л.Н. Толстого проявляется как главный принцип организации и цель воспитательной деятельности.

 

Основные тенденции образования в России последней четверти XIX века. Противоречивость развития образования

 

Последняя четверть XIX века проходит под знаком контрреформ, внедрения всевозможных способов подавления человеческой личности. Этот период неплохо охарактеризован в учебнике В.А. Капрановой, где отмечаются следующие особенности образования рассматриваемого периода.

Прежде всего, меняется роль государства в образовании: государство-жандарм всеми способами пытается подавить прогрессивные тенденции в образовании. Деятельность учебных заведений подлежит строгой регламентации на основе разрабатываемых в больших количествах циркуляров.

Серьезно пересматривается учебный план гимназий. На древние языки и математику в этих планах отводится около 40 % учебного времени. В качестве второстепенных предметов рассматриваются новые языки, география и т.д.

В 1875 году Министерством образования издается известный приказ о кухаркиных детях, по которому директора гимназий не имеет права принимать в гимназию соответствующие слои населения, которым не следует стремиться к образованию.

Большое значение имеют наказания. Актуальной становится система И.Ф. Гербарта, в частности, его идея штрафной книги. Государство выполняет функцию надзирательного органа, в школах и гимназиях вводится должность классного надзирателя.

Но этот же период характеризуется усилением внимания к развитию педагогической науки. Разрабатываются яркие педагогические концепции (например, концепция К.Н. Вентцеля). Выходит большое количество педагогических публикаций, имеющих прогрессивное значение, например, работы П.Ф. Каптерева.

Таким образом, для последней четверти XIX века характерно противоречивое развитие педагогической практики и науки.

 

Итак, рассмотрев ситуацию в российском образовании XIX века с помощью анализа тенденций, определявших особенности системы образования в разные четверти века, мы получили ценностную взаимосвязанную картину периодов, смогли привести в единую систему, казалось бы, разрозненные процесса. Иными словами, можно сказать, что рассмотрение истории образования через призму ведущих тенденций – это эффективные методологический подход.



Лекция 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: