Педагогика и образование в России XVIII века

XVIII век – это уникальный период в истории российского общества. Россия вступает в открытый диалог с культурой Западной Европы, в частности, с культурами Голландии, Германии, Франции. Реализация такого диалога привела к значительным последствиям в русской культуре.

Прежде всего, в России все большую актуальность начала приобретать светская культура. Это при том, что к XVIII веку Россия подошла как страна с высокими религиозными (православными) идеалами. В XVIII веке в российской культуре развиваются сугубо светские области – театр, светская музыка, живопись и т.д.

В самом начале XVIII века в России формируется в зачаточном состоянии два направления философской мысли – западничество и славянофильство. Западники ратовали за освоение новых, западноевропейских ценностей. Славянофилы отстаивали прежние представления, идеалы, нормы.

Очень часто процессы, происходившие в России начала XVIII века сравнивают с «пробуждением спящей красавицы – Руси».

Новые веяния культуры проникают в сферу искусства, но главное – в быт человека. Меняется организация жилища, в обиходе оказывается совершенно иной тип одежды, способы проводить время. И важно то, что меняется быт русской женщины, отношение к женщине в целом. Критики политики Петра I описывали этот процесс следующим образом: Петр I вывел женщину из русского терема и ввел в свет развращенной немецкой и голландской слободы. Это очень важный факт. Поскольку, если меняется быт женщины, обязательно меняется и стиль семьи. А это, в свою очередь, имеет серьезные культурологические последствия.

На фоне культурных преобразований в России ведется активное государственное строительство. На смену княжествам с князьями и царем приходит империя во главе с императором. В результате совершенствования государственной машины возникают новые, светские по своему характеру, государственные структуры – Сенат, Синод, коллегия.

Развивается и армия, необходимая для реализаций новых направлений политики Российского государства.

Все эти процессы, естественно, вызывают отторжение населения, что заставляет развиваться так называемое полицейское государство. Постепенно у людей формируется новое ощущение государства – ощущение слежки, необходимости соблюдения определенных правил (смеяться, когда требуют смеяться; танцевать, когда следует танцевать). Таким образом, изменения в российской культуре проводятся насильственно.

Третьей особенностью культуры и общественной жизни Российского государства, начиная с XVIII века, становится просвещения. В этот исторический период появляются первые газеты («Санкт-петербургские ведомости», 1703 год), журналы, совершенствуется форма доставки почты, организуется Академия наук, при ней Университет. Для нас особенно важно то, что именно тогда начинают формироваться два направления образования: профессиональное и общечеловеческое. Новая система образования стремится охватить определенную часть населения.

Кроме того, XVIII век – это время активного и качественно нового развития идеи и практики поддержки человека человеком, причем в рамках государственных преобразований. Формируется принципиально новая для России просветительская концепция человека. С точки зрения Просвещения, главное в человеке – разум. Эта идея противоположна традиционной для Руси ценности – вере. В соответствии с религиозным мировоззрением, человек при жизни на земле должен бояться Суда Божия, печься о душе и не заботиться о телесной оболочке. Просвещение же утверждает за человеком право смело идти по этой жизни, ничего не бояться (идея Дидро), провозглашает идеал гармоничного развития человека, включающий и развитие тела.

Начиная с XVIII века, начинает проявляться специфика российского Просвещения. Развитие идей Просвещения в России значительно отличаются от подобных процессов в Западной Европе, которая с XVII века постепенно переходит на капиталистический путь существования. Россия, в отличие от ведущих стран Западной Европы, остается феодальной страной (отмена крепостного права состоялась только в 1861 году). Просветительские идеи будоражат Россию и в XVIII и в XIX веках. Уже с XVIII века в стране формируется интеллигенция – образованные люди, разделяющие идеи Просвещения, но лишенные возможности их реализации в жизни. Это острое противоречие находит выход в русской литературе.

 

Периодизация XVIII века

Весь рассматриваемый период можно условно разделить на три примерно равные части:

- Петровская эпоха (первая треть XVIII века);

- Ломоносовская эпоха (вторая треть XVIII века);

- Екатерининская эпоха (последняя треть XVIII века).

Рассмотренные выше особенности характерны для российской культуры всего XVIII века, однако обозначенные периоды имеют свои особенности. Рассмотрим каждый из них подробно.

 

Петровская эпоха

Как уже отмечалось, в Допетровский период истории России развитие отечественной культуры и общества определяла, в первую очередь, идея служения Богу. Существовавшие в стране школы были ориентированы на эту идею. Петровские же реформы предполагали переориентацию России на совершенно иные идеалы. В центре внимания оказывается идея служения государству. Появляется новое понятие «государственный человек». И первым (и главным) в России государственным человеком является сам Петр Великий – «царь плотник», очень много работающий на благо государства. Формируется новый идеал человека, который должен верой и правдой служить России, для чего необходимо много работать и много учиться.

Новое видение идеала человека ярко проявилось, например, в изменившемся отношении к божьим людям (нищим). Для традиционной Руси, начиная с Х-XI вв. эта часть жителей была очень важна. Божьи люди были необходимы для того, чтобы другие люди могли давать им милостыню. К божьим людям на Руси относились с особым трепетом, ими дорожили. И к концу XVI века на Руси сложилась ситуация, когда на одного работающего человека приходилось примерно 10 человек с протянутой рукой. Петр I обращает на этот факт особое внимание. Он считает такое количество божьих людей угрозой государству. Монахов он считает «гангреной общества». Объясняется все просто: новый русский император смотрит на свих подданных с точки зрения той пользы, которую они могут принести Государству Российскому.

В Петровскую эпоху в России в целом сформировалась новая государственная машина, была создана одна из лучших в то время армий. На этом фоне стало разворачиваться строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Одновременно происходит постепенное размывание православной культуры, появляются первые неправославные конфессии. Этим особенно отличается Санкт-Петербурга.

Происходят серьезные изменения и в стиле воспитания. Воспитание становится светским. Так, «Юности честное зерцало», определяет нормы поведения в обществе, призывает не быть праздным, постоянно пополнять багаж знаний и т.д.

В этот же период начинает формироваться система образования, отвечающая новым потребностям государства. Большое значение в этой системе играют профессиональные школы, например, флотские, артиллерийские и т.д. Это происходит на фоне усиления крепостного права: крепостные исключались из системы образования. Зато остальные 40 % населения России обязаны были учиться. Школы формировались по сословному признаку. Священникам вменялось в обязанность открывать духовные школы, торговцам – торговые и т.д.

Для мальчиков из дворянского сословия открывается школа математических и навигацких наук (в Сухаревской башне Московского кремля). Учителями в школе служили иностранцы, не понимавшие русского языка, царила палочная дисциплина. Существовал даже закон, согласно которому убегавшего из школы ученика могли казнить. При этом очень мало времени уделялось молитвам и религиозному образованию в целом. Таким образом, суть обучения в школе математических и навигацких наук противоречила традиционным русским ценностям и, вследствие этого, отторгалась населением. Чтобы привлечь внимание к новому типу школы, Петр I издает оригинальный указ, в соответствии с которым, только в том случае, если мальчик выучивал арифметику (сиречь науку числительную), ему давали венечную грамоту. В этой связи, Петра I в шутку считают первым генетиком России.

Существовали и другие школы. Например, школы Прокоповича, Глюка, Карповича.

В это время в России появляются воспитательные учреждения и для самых незащищенных прежде детей. Религия на Руси во все время очень заботилась о морали и семье. Жизнь в феодальном обществе была подчинена строгому закону: всё передавалось по наследству от отца к сыну. Феодальная культура ориентирована на мужчину. Женщина в ней не имела половой свободы. Но несмотря на это, на Руси во все времена появлялись на свет незаконнорожденные дети, которых называли зазорными младенцами. Это самые несчастные из детей того времени. Само прозвище «зазорный» считалось великим оскорблением. Позор матери ложился на всю жизнь ребенка. У женщины имелось всего несколько путей возврата в семью: убиение младенца или подбрасывание его на церковную паперть. Церковь, зная об убийстве таких младенцев, ввела смертную казнь за преступление и пыталась разными способами сохранить детям жизнь. Во Франции, например, у церквей выставлялись специальные кроватки. Только в 1903 году зазорные младенцы были уравнены в правах с остальными детьми. На эту категорию детей и обращает свое пристальное внимание Петр I. Но Петр Алексеевич руководствовался в этом вопросе исключительно соображениями пользы: молодой России нужны матросы и барабанщики. Их можно вырастить из зазорных детей (следует напомнить, что в эпоху Петра Великого детство в жизни заканчивалось в 10 лет). Специально дня них Петр приказал строить по всех России дома (в губерниях деревянные, а в Москве и Санкт-Петербурге - каменные). Женщины обязаны были приносить туда своих незаконнорожденных детей. Прием младенцев осуществлялся тайно. Запрещалось расспрашивать женщин и пытаться узнать их лицо. Детей воспитывали отдельно от взрослых. О том, сколько именно детей выжило в результате подобной меры, нет. Однако известно, что существовал некий добрый архимандрит Иов Благочестивый, который в 1706 году начал принимать грудных детей. Для них отводились специальные кельи. Благодаря Иову Благочестивому выжило около трех тысяч детей.

 

Ломоносовская эпоха

Ломоносовская эпоха в истории России – смутное время. Однако именно в эти годы возникает первый российский университет – в 1750 году в Москве. Проект университета была разработан графом Шуваловым и М.В. Ломоносовым.

Юность М.В. Ломоносова прошла в обучении за границей. Поэтому М.В. Ломоносов в своих убеждениях был западником. Но при этом, он очень любил Россию, поэтому российский университет открывает в Москве. Московский университет был довольно демократичным заведением. Демократизм проявлялся, в частности, в том, что в университете могли учиться все (за исключением крепостных крестьян), преподавание велось на русском языке, преподавали русские профессора. Московский университет в то время был единственным европейским университетом, в котором не существовало богословского факультета. Причина отсутствия этого факультета кроется в слабости церкви, которая во второй трети XVIII века не была готова вести серьезные дискуссии на религиозные темы.

Другой доминантой образования в России второй трети XVIII века являлось военное образование. В 1739 году отрывается первый кадетский корпус.

 

 

Екатерининская эпоха

 

 

Будущая российская императрица Екатерина II выросла в прогрессивной среде эпохи Просвещения. В Россию она приехала молодой с огромным багажом просветительских идей. Ей хотелось иметь просвещенное дворянское окружение. Но вскоре Екатерина поняла, что главное условие успеха в России – поддержка традиций дворянства, что не совпадало с просветительскими устремлениями. В 1789 году Екатерина II полностью отказывается от этих идей, закрепощает Русь, ссылает А.Н. Радищева.

Возможно, если бы на российском престоле не было Екатерины Великой, революция в России произошла раньше. Но это гипотеза.

Просветительская деятельность Екатерины II была ориентирована на свободнорожденное население России. То есть, словно в огромном море феодальной России появился маленький островок Просвещения. Можно сказать, что именно в период царствования Екатерины Великой начинают развиваться процессы, которые в итоге привели к событиям 14 декабря 1825 года.

Что изменилось в культуре и образовании России в Екатерининскую эпоху?

Естественно, продолжают протекать все те процессы, речь о которых велась в первой части лекции. Строится Санкт-Петербург, развивается светская культура. Но Екатерина II издает ряд указов, благодаря которым в России возникает достаточно серьезная система образования, по сути своей отличающаяся от петровской. В рассматриваемый период продолжает существовать идеал государственного человека, но эта практикоориентированная идея словно бы «одевается» в обертку просветительских идей. Идеи разума, естественного права, гуманизма находят отражение в культуре России. И одновременно с этим, подобная концепция человека выводит педагогическую мысль нашей страны на проблемы осмысления понятия детства. Именно в эпоху Просвещения понятие детства поднимается на серьезную высоту. Согласно Ж.Ж. Руссо, природа ребенка прекрасна. Но общество, люди калечат эту природу. Для эпохи Просвещения характерно стремление воспитать ребенка так, чтобы никто не смог искалечить его природу. Подобный взгляд на проблему детства приводит к совершенно новому в русской педагогике пониманию многих вещей.

Идеи Ж.Ж. Руссо весьма своеобразно преломились в культуре России эпохи Просвещения.

Екатерина II принимает проект учебных заведений России, составленный И.И. Бецким. Проект Бецкого во многом основан на идеях Ж.Ж. Руссо. Согласно проекту, общество порочно, а значит, семья порочна. Поэтому необходимо сформировать закрытые учебно-воспитательные заведения, которые отнимают ребенка от семьи, общества.

В соответствии с проектом И.И. Бецкого, создается несколько типов закрытых сословных учебно-воспитательных заведений: Смольный институт, кадетский корпус, воспитательный дом.

Согласно идеям И.И. Бецкого, отцы меньше матерей калечат детей. Поэтому воспитанникам военных учебных заведений дозволяется чаще, чем девочкам, видеться с родными.

Дети, воспитывающиеся вдали от семьи в закрытых учебно-воспитательных заведениях, должны вырасти прекрасными людьми («новая порода людей») и в дальнейшем работать на благо государства.

Таким образом, реализация проектов И.И. Бецкого – это первая линия развития образования в Екатерининскую эпоху. Вторым направлением этого развития можно считать создание в России светской системы образования. Это был интересный и продуманный процесс. Основные положения системы заложены Ф.И. Янковичем-Мириево. В результате в России открываются малые (2-х-летние) и главные (3-х-летние) училища. Иногда эти училища объединялись.

Важным фактом истории развития образования в Екатерининскую эпоху является создание специальной комиссии по учебным делам, в состав которой входили представители разных сословий. Они предлагали на обсуждения проекты создания в России системы образования. Но подобная практика длилась недолго.

 

Особая страница в истории образования Екатерининской эпохи – создание учреждений социального призрения. По указу самой Екатерины в России создаются приказы (или комитеты) общественного призрения. Этим комитетам было предписано создание ряда воспитательных учреждений строго по сословному принципу. Таким образом, в Российском государстве возникают первые сиротские дома, в которые определяются дети-сироты, социальный статус которых известен (например, купеческий сиротский дом). Подобные учреждения не следует путать с воспитательными домами. Дело в том, что разделявшей во многом идеи Просвещения Екатерине Великой необходимы были художники, врачи, юристы, артисты. Однако в России того периода не существовало сословия, способного обеспечить эту потребность. Возникает проблема: где взять людей? Идею Екатерине предложил опять-таки И.И. Бецкой. Сам И.И. Бецкой являлся внебрачным, но любимым сыном именитого родителя. Отец отправляет сына учиться в Европу, где Иван Иванович знакомиться с идеями Ж.Ж. Руссо и становится их страстным сторонником. Во времена царствования Екатерины II И.И. Бецкой приезжает в Россию. И именно он обращает внимание императрицы на незаконнорожденных детей. Тезис И.И. Бецкого: сам ребенок ни в чем не виноват. В результате в России организуются воспитательные дома для зазорных младенцев, куда принимали детей первого года жизни. Организуется и сбор детей по городам. Например, каждое утро в Петербурге в 4 часа утра подброшенных детей собирала специальная фура.

В 1764 году открывается первый Воспитательный дом в Москве. Затем – в Петербурге, на набережной Невы (сегодня школа № 204).

В воспитательных домах предпринимались попытки реализации следующих идей И.И. Бецкого. От рождения дети прекрасны, они лишены пороков. Поэтому надо дать им возможность вырасти. Они составят тот самый необходимый России разночинный слой, который невозможен в условиях феодального общества.

Было предписано выстроить воспитательные дома во всех губерниях России. Но денег, как всегда, не хватало. В результате реально функционировали только два воспитательных дома. Но указ императрицы никто не отменял. И в эти два воспитательных дома со всей России свозили зазорных младенцев. Сразу возникли трудности: во-первых, проблема встала проблема кормления. Дети умирали. В Мамкином саду паслись стадо коров и стадо коз. Но это не помогало. С некоторого времени младенцев начали отправлять в деревни на выкармливание. Таким образом, в России появился кормильничный промысел. Выкармливать детей имели право свободнорожденные женщины в течение двух лет. Через два года ребенка необходимы было вернуть в воспитательный дом.

В воспитательном доме действовала заповедь «не наказывать!». Здесь давали неплохое образование. Если ребенок показывал успехи. Его отправляли учиться даже за границу. Если успехов особых ребенок не проявлял, его учили полезному ремеслу, дающему возможность заработать на жизнь. При выходе из воспитательного дома воспитаннику выдавался документ о том, что он ни при каких обстоятельства не может стать крепостным. Если такой человек вступал в брак, то его вторая половина автоматически получала вольную. Кроме того, выпускнику предоставлялось жилище, работа. В течение первых пяти лет за его судьбой следили, а в случае необходимости оказывали поддержку.



Лекция 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: