Упаковка мумии в картонаж

Мумии после пеленания обычно упаковывались в ящики. Дополнительная упаковка, получившая у археологов название <картонаж>, изготовлялась из 20- 30 льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой, гипсом или соком акаций. Эти простыни влажными накладывались на запеленутое тело.

Чтобы материал туго обтягивал мумию, его стягивали на спине шнуром. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его покрывали тонким слоем штукатурки и расписывали красками. Картонажный футляр клали в два или более деревянных ящика из кедра или сикаморы, входивших один в другой. Гробы в форме человеческого тела получили название антропоидов. Если покойник происходил из знатной семьи, его мумию заключали в каменный саркофаг из мрамора, известняка, сланца или гранита.

Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат – физическое тело человека в ибу, «место очищения». Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета – «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб – «тот, кто над свитком» – жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту – жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.

В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности. Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.
Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.

Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу. Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с I Переходного периода приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.
По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер – «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.

Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Условно египетскую технику мумификации можно разбить на несколько видов: для бедняков, для среднего класса и дорогая мумификация.

• Для бедняков.

Самые древние мумии были забальзамированы при помощи битума. Раствор настолько смешивался с тканями тела, что различить какие-либо признаки человека при раскопках практически не представлялось возможным. Наполненные битумом тела имеют черный цвет и очень хрупки, поэтому до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. Позднее была изобретена более эффективная методика. У простолюдинов извлекали все органы, а в брюшную полость заливали сок редьки. Затем тело помещалось в раствор натрового щелока на 70 дней, после чего возвращалось родным для погребения.

• Для среднего класса.

Для людей среднего класса предназначалась более сложная процедура. Через специальную трубку в тело умершего вливали большое количество кедрового масла. Затем зашивали все отверстия, чтобы масло не вытекло раньше срока, а тело на некоторое время помещали в натровый щелок. По истечению необходимого периода умершего вынимали из щелочной ванны и выпускали из кишечника масло, которое выходило наружу вместе с внутренностями. После таких процедур от тела оставались только кожа и кости.

• Дорогая мумификация (для фараонов и влиятельных людей).

Первым этапом является извлечение всех внутренностей брюшной полости и мозга. Стоит отметить, что ничего не выбрасывалось, все аккуратно складывалось в специальные сосуды – канопы. Затем брюшную полость промывают пальмовым вином и растирают ароматическими составами. После этих процедур пустое тело наполняют касией, миррой и другими благовониями, после чего оно отправляется в щелочную ванну на 70-80 дней. По истечении срока тело обматывают лентами виссонного полотна и обмазывают камедью. Только после всех этих процедур уже готовую мумию помещали в саркофаг и запирали со всеми ценными вещами в гробнице.

Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

*В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия. В Египте во время мумификации вместо настоящего сердца в мумию вкладывали сердце из керамики, камня или другого освященного материала с амулетом скарабея наверху или же замещали настоящее сердце фигуркой скарабея из керамики, камня и т. д. Это делали для того, чтобы в теле умершего находился один центральный символ нетленной сущности, бессмертия и Воскресения. Во многих египетских текстах скарабей сердца описывается тонко и красиво как «Бог, обитающий в моем сердце, мой Создатель, мой Владыка, охраняющий свет во мне». Для египтян сердце человека было центром его сознания, глубоких знаний, мудрости и воспоминаний о Вечном. Это была отдельная сокровенная сущность, обитающая в теле и уходящая из него в мир иной вместе с душой после смерти, руководящая всем существованием человека...

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: