Обработка тела солью натрон

Врачи Древнего Египта

Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с религией. Основоположником ее считался бог мудрости – Тот.

Первым мастером бальзамирования считается древнеегипетский бог Анубис, проводник душ умерших людей в царство мертвых. Как именно он передал свои знания простым смертным, неизвестно.

В Древнем Египте была особая каста медиков. Ее представители обучались в специализированных школах в Саисе и Гелиополе. Врачи особо чтили правила, описанные в священных текстах Герметических книг. Пока лекарь их придерживался, ему ничто не грозило, даже если пациент умер. Но при любом отступлении его ждала смертная казнь. Правом бальзамировать тела умерших, владели исключительно жрецы, и это право передавалось ими по наследству.

У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно.

Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.

Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела.

Каждая мумия содержит ценнейшую информацию, закодированную в ней. Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет».

Знания о строении человеческого тела и болезнях

Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об анатомии и физиологии человека оставались на низком уровне. Это связано с тем, что существовало множество запретов касательно мертвого тела. Даже бальзамированием занимались не лекари, а особые специалисты.

Представления о болезнях были основаны на идеях вселения злых духов. Поэтому неотъемлемой частью лечения были заговоры и специальные магические ритуалы. Другими причинами заболеваний считали отравления и погоду. Хирургическое лечение практически не применялось из-за страха повредить тело перед загробной жизнью. Проводились только простейшие процедуры: вправление вывихов и наложение шин при переломах.

Тем не менее, диагностика была на достаточно продвинутом уровне. Так, египтяне умели определять пульс на разных артериях и имели представление о кровообращении. Жизненно важным органом считалось сердце, а одной из важнейших функций – дыхание. Температуру измеряли прикладыванием руки. По некоторым данным, египтяне умели прослушивать сердце и легкие, прикладывая ухо к груди больного.

Лекарственная терапия

Фармакотерапия была хорошо развита. Было известно большое количество лекарств и описаны их точные дозы при тех или иных заболеваниях. Некоторые из них активно используются по настоящий день, например, оливковое и касторовое масла, шафран и опиум. На высоком уровне находились также знания о гигиене. А в терапии различных заболеваний большое внимание уделялось диете.

Вначале мумификация производилась исключительно с телами фараонов и жрецов. В ранние периоды наличие души у простолюдинов вообще было под вопросом. В более позднее время, приблизительно с 3400 г. до н.э. данная процедура производилась с телами всех, у кого на нее хватало средств. В некоторых гробницах даже были обнаружены мумии животных, чаще всего это были кошки, считавшиеся у египтян проводниками по загробному миру. Кошка почиталась как священное домашнее животное, ведь кошки уничтожали мышей и крыс, которые, являлись бедствием для зернохранилищ, ведь грызуны могли уничтожить запас зерна. Еда, помещавшаяся в гробницы умерших фараонов Древнего Египта, подвергалась бальзамированию, выяснили ученые. Более того, процесс бальзамирования продуктов питания иногда был более сложным, чем бальзамирование тел людей.

Современные египтологи считают отчеты Перфрия и Плутарха ненадежными, но признают достоверность отчетов Геродота и Диодора. Современные исследования достаточно точно восстановили процесс бальзамирования в Древнем Египте, который подразделялся на несколько стадий.

Первый этап бальзамирования

Сначала из тела извлекался мозг. Делали это специальным крюком или ложкой через ноздри. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Для сохранения головы в неизменном виде мозг удалялся через ноздри – использования мозга в загробной жизни не предполагалось, поскольку о его функции египтяне не имели понятия. Удалить весь мозг так не удавалось, остальное растворяли с помощью специальных снадобий. Есть запись о случае, когда мозг вычищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка..  Далее наступала очередь внутренностей.

Их удаляли через разрез на левом боку трупа. Впрочем, место и характер разреза в течение истории египетского бальзамирования неоднократно менялись. Разрез делался ритуальным каменным ножом. Извлекались все внутренности за исключением почек и сердца. Они тщательно промывались и погружались в пальмовое вино.

Обработка тела солью натрон

Следующая стадия - обработка тела натроном - солью, получаемой из высохших озер в пустыне. Она состояла из хлорида, карбоната и сульфата натрия, нитратов натрия и калия. Из-за его разъедающего действия на ткани тела бальзаматорам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевали металлические наперстки.

Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона, как это описывает Геродот. Современные исследователи, изучая труды Геродота и другие источники, обнаружили ошибки в текстах переводов. Оказывается, добиться обезвоживания тела для его сохранения можно только погружением в сухую концентрированную соль.

Эксперименты с растворами натрона различной концентрации были неудачными и не предотвращали разложения. К концу двадцатого дня пребывания в натроне тело обмывалось водой и высушивалось на солнце. Тогда же череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении из черепа мумии восьми метров бинта. Иногда череп наполняли жидкой нагретой смолой через воронку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: