Специфика содержания ВПР по направлению «Логопедия»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГБОУ ДПО НИРО)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ?

СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ?

ВЫПУСКНЫХ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для слушателей факультета переподготовки по направлениям «Логопедия»,«Олигофренопедагогика»,

 

Составители:

 

 

Нижний Новгород

2018 г.

Содержание

 

1. Общие положения……………………………………………………………..3

2. Требования к содержанию и структуре ВПР………………………………4

2.1 Общие требования ………………………………………………………...4

2.2 Специфика содержания ВПР по направлению «Логопедия»…………..8

2.3 Специфика содержания ВПР по направлению

«Олигофренопедагогика» ………………………………………………….…10

3. Требования к оформлению ВПР ….…………………………………….…13

3.1 Основные требования к оформлению и объему ВПР ………………...13

3.2 Порядок оформления списка использованных источников ….………15

3.3 Порядок оформления ссылок на авторов и литературу в тексте.……16

3.4 Оформление таблиц и рисунков ……………………………….………..17

4. Защита ВПР, критерии ее оценивания …………………………………….21

Приложение 1. Образец оформления титульного листа ВПР

Приложение 2. Образец оформления содержания ВПР

 

Общие положения

Выпускная проектная работа (далее – ВПР) является самостоятельным практико-ориентированным исследованием в проблемно-предметной области соответствующего профильного направления профессиональной переподготовки.

ВПР отражает способность слушателя к систематизации, обобщению и углублению знаний, приобретенных в процессе освоения профессионально-образовательной программы, готовность использовать эти знания при решении конкретных задач исследовательского и практического характера. Выполнение ВПР предполагает достаточный уровень владения логикой и методами прикладного исследования, а также умение связывать теорию с практикой.

Выпускная работа выполняется на тему, которая кратко и конкретно отражает предмет и содержание исследования. При этом предмет и содержание выпускной работы должны соответствовать направлению профессиональной переподготовки, а также отражать актуальную проблематику теоретико-практической работы по данному направлению.

Темы выпускных работ разрабатываются кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии с учетом видов и задач профессиональной деятельности учителя-логопеда и олигофренопедагога, осуществляющих свою деятельность на разных уровнях образовательной системы, в разных видах и типах образовательных организаций.

Слушатель имеет право выбора темы из рекомендованного перечня в соответствии со своим направлением профессиональной переподготовки, а также личными интересами и предпочтениями. Слушатель имеет право предложить свою тему выпускной работы вместе с обоснованием ее актуальности при условии соответствия темы направлению программы и при наличии потенциальных возможностей ее успешного выполнения.

Выпускная работа выполняется слушателем полностью самостоятельно. Кафедра назначает из числа преподавателей индивидуальных консультантов, которые по запросу слушателей помогают разрешать возникающие у них при выполнении ВПР принципиальные вопросы.

 

Требования к содержанию и структуре ВПР

Общие требования

Выпускная проектная работа представляет собой законченную разработку актуальной и практически значимой проблемы в области соответствующего профильного направления профессиональной переподготовки. В соответствии с выбранной тематикой автором в работе представляется, как правило, содержание и технологии разрешения проблемы не только в теоретическом, но и в практическом (опытно-конструктивном, прикладном) плане.

В содержательном отношении выпускная проектная работа должна удовлетворять следующим требованиям:

· основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию дефектологической науки и смежных с ней областей знания и практики;

· опираться на обоснованный фактологический материал, полученный как в ходе изучения и анализа нормативно-правовых источников, научно-методических работ, так и в процессе проведения собственного диагностического исследования;

· иметь преимущественно аналитический, а не описательный характер;

· показывать пути и способы решения обозначенных коррекционно-образовательных задач в работе с конкретной возрастной и нозологической группой;

· предлагать рекомендации по оптимизации процессов обучения, социализации, социально-личностного развития и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Изложение материала в выпускной работе должно быть грамотным, логичным и последовательным. В тексте выпускной квалификационной работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: введение, две содержательные части, заключение, список использованных источников, приложение (при необходимости).

Во введении кратко должны быть изложены:

· обоснование актуальности выбранной темы;

· определение цели и задач выполняемой работы;

· обозначение группы методов исследования, а также использованных диагностических методик;

· описание структуры работы.

Актуальность темы выпускной проектной работы – объяснение того, почему к данной теме необходимо обратиться, каковы научная и практическая необходимость ее изучения.

Цель работы – основной предполагаемый результат, формулировка желаемого конечного итога работы. При постановке цели можно использовать такие слова (и словосочетания), как «выявить и обосновать…», «разработать…», «апробировать…», «изучить возможности…», «доказать эффективность…» и т.п.

Для достижения цели ВПР необходимо решение задач – более частных конкретизированных целей деятельности в определенных условиях. Задачи работы указываются последовательно, в соответствии с планом (части и параграфы) ВПР. Обычно количество задач соответствует количеству параграфов в работе (4-5). Задачи могут быть теоретические, опытно-экспериментальные, методические.

Выбор методов (методик) исследования определяется спецификой замысла работы, зависит от его цели. В работах научно-практического характера обычно используются следующие общенаучные и специальные методы: научный анализ, синтез, интерпретация; наблюдение; опросы (анкетирование, интервьюирование); изучение и обобщение педагогического опыта; анализ продуктов деятельности учащихся; экспертная оценка и др. Для проведения запланированного обследования группы обучающихся привлекают современный диагностический инструментарий, включающий: диагностические беседы, тесты, апробированные авторские методики.

Первая содержательная часть проектной работы представляет собой краткий аналитический обзор научных концепций, идей, подходов, передовых практик, непосредственно связанных с предметом изучения в соответствии с выбранной темой. Материалы этой части представляют собой научную базу для собственного исследования, определяющего ценность всей работы.

Логика представления материалов в первой теоретической части – от общего к частному. Имея в виду незначительный рекомендованный объем этой части, проводить научно-исторический анализ идей нецелесообразно. Важно представить актуальное состояние основных содержательных вопросов, обратить внимание на традиционные и инновационные подходы к их решению.

Желательно поделить текст теоретической части на 2-3 параграфа, каждый из которых должен иметь относительно законченный характер, т.е. завершаться обобщающим абзацем. Изложение материала в параграфах должно быть последовательным, не рекомендуется многократное возвращение к одной и той же мысли в разных параграфах. Каждая часть и параграф в тексте работы обозначаются цифрой и заголовком. Заголовки частей и параграфов вточности воспроизводятся в оглавлении.

При изложении материалов теоретической части необходимо правильно оформить используемые в работе заимствованные положения, факты, фрагменты из документов и т.д.: дословные цитаты заключаются в кавычки с непременной ссылкой на источник; заимствования, близкие к тексту автора, а также оригинальные точки зрения, спорная информация должны быть оформлены ссылками на источники.

Абсолютно недопустимой является компиляция (написание работы на основе чужих исследований, то есть «списывание») чужих мнений, которая рассматривается как грубое нарушение научной этики.

Теоретическая часть завершается краткими выводами – итоговыми тезисами, в которых суммируются результаты осуществленного анализа научно-методических идей.

Практическая часть ВПР логически развивает выбранную тему, поэтому должна быть тесно связана с теоретической главой. В большинстве случаев в первом параграфе второй части работы дается характеристика программы исследовательской деятельности (цель, этапы, организационные условия, методики). Далее представляются основные полученные результаты, осуществляется их количественный и качественный анализ. В ходе анализа необходимо не просто констатировать факты, но и оценивать их с точки зрения критериев сформированности, классифицировать и обобщать полученный материал. Для целесообразного наглядного представления всех материалов в этой части работы используются таблицы и иллюстрации (графики, гистограммы, диаграммы), отображающие результаты исследования. Все таблицы и иллюстрации должны иметь название и порядковый номер. На таблицы и иллюстрации необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные Таблицы1…».

Второй параграф практической части работы содержит описание системы / методики коррекционно-образовательной работы, направленной на решение поставленных задач. Наконец, третий параграф практической части дает представление о том, насколько эффективной оказалась предложенная система коррекционно-образовательной работы. Для подтверждения ее эффективности (оценки общей результативности, инновационного потенциала и т.д.) автор работы осуществляет повторные диагностические процедуры, анализирует и интерпретирует полученные результаты.

Иногда содержание второй части работы может быть посвящено описанию и обобщению передового опыта профессиональной деятельности специалистов конкретного учреждения, его оценке, анализу использования традиционных и инновационных методик и технологий и разработке условий их практического использования и т.д. В этих случаях автор работы самостоятельно определяет целесообразную структуру второй ее части.

Во всех случаях практическая часть также завершается краткими, но емкими выводами.

Заключение содержит обобщенные выводы и практические рекомендации, намеченную перспективу дальнейшей проработки темы. В заключении не должно быть цитат и перечислений разных точек зрения. Выводы можно давать в виде отдельных абзацев с нумерацией или без нее.

Список использованных источников должен включать в себя научные, методические, практические и другие источники, материалы из которых использовались при написании ВПР. К ним относятся научные монографии (авторские или коллективные), методические сборники, статьи из журналов, а также другие материалы, интернет-ресурсы и электронные ресурсы.

В конце оформленной работы помещается приложение. Обычно это материалы методики обследования, некоторые иллюстративные материалы, практические материалы коррекционного обучения (конспекты занятий, дидактический материал и др.) и т.п.

 

 

Специфика содержания ВПР по направлению «Логопедия»

Название первой части должно отражать теоретические аспекты изучения проблемы, обозначенной в теме работы. Каждый параграф этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание, но не дублирующий название работы. Теоретический анализ предполагает полное и систематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Обзор источников и литературы по теме должен быть по возможности полным. Взгляды наиболее видных ученых на данную проблему должны быть проанализированы и сопоставлены.

В зависимости от темы работы, предметом анализа могут быть следующие аспекты:

1) клинико-психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями;

2) структура речевых нарушений (специфика нарушений речи у разных категорий детей с ОВЗ);

3) закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;

4) специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи;

5) оказание логопедической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;

6) современные требования к организации и осуществлению логопедической помощи, коррекционно-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.

Так же в первой части целесообразно провести анализ диагностических и коррекционных методик по выбранной теме.

Обзор литературы заканчивается формулировкой основных выводов, содержание которых должно сводиться к тому, что исследуемая проблема нуждается в более детальной проработке и глубоком изучении той или иной стороны речевого развития. Такая структура текста позволяет сделать логичный переход от обзорной к экспериментальной части работы.

Вторая часть работывключает описание практической деятельности студента в рамках обозначенной темы.

В первом параграфе второй частипредлагается представить программу диагностического исследования, в которой четко должны быть сформулированы:

· задачи диагностического исследования;

· этапы исследования (если таковые присутствуют);

· время проведения, база;

· контингент обследуемых детей: имя ребенка, возраст, логопедическое заключение, при необходимости, сопутствующие нарушения(например, состояние психомоторного развития);

· перечень использованных методик обследования(подробное описание методик представляется в приложении, в самой же части указывается название методики, задачи и параметры оценивания);

· результаты обследования, в том числе отрицательные, их интерпретация и анализ.

Заканчивается параграф формулировкой выводов, содержание которых отражает обобщенные результаты проведенного обследования и предположение относительно коррекции выявленных нарушений.

Во втором параграфе второй части предлагается представить содержание мероприятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений:

· разработанную (подобранную) программу;

· современные логопедические технологии (в том числе ИКТ, технологии инклюзивного образования и др.);

· традиционные методики и технологии логопедической помощи;

· систему (комплекс)коррекционных занятий;

· систему приемов, речевых и дидактических упражнений, игр; речевой и дидактический материал;

· специальные условия, необходимые для обучения, воспитания лиц с речевыми нарушениями (в том числе в условиях инклюзивного образования);

· рекомендации к разработке индивидуальной программы (индивидуального образовательного маршрута) для ребенка с ТНР;

· рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи;

· рекомендации по профилактике нарушений речи;

· и др. мероприятия, реализуемые в экспериментальной работе.

Картинный материал, конспекты коррекционных занятий, описание игр, упражнений должны быть вынесены в приложение.

Втретьем параграфе практической части должны быть представлены результаты диагностического исследования (программа обследования та же, что в начале работы). Полученные данные анализируются и сравниваются с результатами первичной диагностики. На основании полученных данных подтверждаются либо опровергаются предположения об эффективности проведенных коррекционных мероприятий.

Выводы по практической части должны содержать оценку соответствия результатов работы поставленным целям и задачам исследования и целесообразности предложенных коррекционных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: