В Православной Церкви

 

План:

 

1. Устройство православного храма.

2. Три степени священства.

3. Смысл Божественной Литургии.

4. Таинства Православной Церкви.

 

Вопрос 1.

Православное церковное Богослужение – это служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов). Богослужение совершается по определенному чину, т.е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

Церковное Богослужение отличается от домашней молитвы тем, что оно совершается священнослужителями и преимущественно в храме.

 

 


Православный храм делится на три части:

 

                                    Притвор

Алтарь – это святое святых, это образ Царства Небесного. В алтаре священнослужители совершают Богослужение. Алтарь обычно устраивается на возвышении, он выше прочих частей храма. (Алтарь в переводе с греческого - «возвышенный жертвенник»). В алтаре находится святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь отделяется от средней части храма перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

Средняя часть храма – это молельный зал, где во время Богослужения стоят православные христиане.

Притвор сейчас существенного значения не имеет. Раньше там стояли оглашенные – люди, готовящиеся стать христианами, но еще не сподобившиеся таинства крещения. Теперь же в притворе могут находиться для исправления православные, тяжко согрешившие и отступившие от Церкви..

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце. Для православных Иисус Христос есть «восток», ибо от Него воссиял людям вечный Божественный Свет.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память священного события или угодника. Например, Троцкий храм, (праздник Святой Троицы), Преображенский (праздник Преображения Господня), Вознесенский (Вознесение Господне), Благовещенский (Благовещение Пресвятой Богородицы), Михаило-Архангельский (праздник Архангела Михаила), Никольский (праздник святителя Николая Мир Ликийских чудотворца или, как обычно говорят на Руси – Николая-угодника или Николая-чудотворца), Петропавловский (праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла). В храме могут устраиваться несколько алтарей, каждый их которых освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

По своей внешней форме храм выстраивается в виде креста. Нередко храм устраивается в виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, ведет христиан по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол заканчивается сверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят несколько глав. Две (2) главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять (5) глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 глав – семь таинств и семь вселенских соборов, 9 глав – девять чинов ангельских на Небесах, 13 глав – Иисуса Христа и 12 апостолов. Над входом в храм или рядом с храмом строятся колокольня или звонница.

 

Вопрос 2.

Церковь Ветхого Завета знала три степени священства:   

      

- Первосвященник;

- Священник;

- Левиты.

 

Новозаветная христианская Церковь также имеет три степени:

 

Епископы

|

Пресвитеры

(т.е. священники)

|

Диаконы

 

     Все они называются священнослужителями, так как через таинство священства получают благодать Святого Духа для священного служения Христовой Церкви.

     Епископы составляют высший чин в Церкви. Они называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Старейшие и наиболее заслуженные епископы называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами. Епископы древних столиц, как то: Иерусалим, Константинополь, Рим, Александрия, Антиохия, Москва, называются патриархами.

     Священники, по-гречески иереи или пресвитеры, могут совершать все таинства, кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов. Христианская община, которой ведает епископ, называется епархией, а которой ведает священник приходом. Более достойным священникам дается звание протоиерея или (еще выше) протопресвитера. Если священник является монахом, то он называется иеромонахом. Настоятель монастыря обычно получает звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

     Диаконы. Они служат епископу или священнику при Богослужении, но сами совершать их не могут. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона (т.е. перводиакона). Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон – архидиаконом.

     Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они не проходят таинство Священства, а поставляются по благословению епископа.

     Псаломщики читают и поют при Богослужении в храме, руководят непрофессиональным хором, а также при совершении священником треб в домах прихожан.

Пономари созывают верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигают свечи в храме, подают кадило, помогают псаломщикам в чтении и пении.

       Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники, подают их архиерею, помогают ему на церковной службе.

 

Вопрос 3.

 

Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения. Это Таинство установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, в четверг вечером.

     Это событие называется Тайная Вечеря (вечерять – ужинать). Воспоминание Тайной Вечери происходит в Великий Четверг Страстной Седмицы (Страстной Недели), за 3 дня до Пасхи. На Тайной Вечери Христос умыл ноги своим апостолом (учеником) для показания им примера смирения. Затем Он, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое»; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам говоря: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

     Причастив учеников, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26,26-28,Лк.22,19).

Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священнодействиями, что нарушало в разных церквях единообразие в совершении ее. Возникла потребность объединить все существовавшие чины Литургий, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан, и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни. В этой время святой Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а святой Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.

   Святой Василий Великий был архиепископом Кесари Каппадокийской (в Малой Азии). «Великим» его называют за великие подвиги на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных произведений, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.

    Святой Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. «Златоустом» его прозвали за его особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Скончался в 402 г. в ссылке.

«Литургия» - слово греческое и означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Причащения есть Жертва Богу за грехи всего общества верующих – живых и умерших. Еще Литургию называют Евхаристия, т.е. «благодарственная жертва», а в России нередко называют «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время. Важно также отметить, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Святого Причащения, называются в послании апостола Павла коринфянам «Трапезой» и «Вечерей» Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Литургия имеет свой порядок. Вначале приготовляется вещество для Таинства Причащения, затем верующие, пришедшие в храм, приготовляются к Таинству и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются. Таким образом, Литургия разделяется на три части: 1) проскомидия, 2) Литургия «оглашенных» и 3) Литургия «верных».

Проскомидия – слово греческое и значит «принесение». Так называется первая часть Литургии, когда от обычая первых христиан приносится хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому и сам хлеб, употребляемый на Литургии, называется просфорой, что значит «приношение». Хлеб (просфора) должен быть квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос взял для совершения Таинства Причащений квасной хлеб, а не пресный.

Литургия оглашенных называется так потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Литургия верных называется так потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные. Ее можно разделить на следующие части: 1) перенесение честных Даров с жертвенника на престол, 2) приготовление верующих к освящению Даров, 3) освящение (пресуществление) Даров, 4) приготовление верующих к причащению, 5) причащение, 6) благодарение за причащение и отпуст.

На Литургии верных верующие в храме поют Символ веры, а незадолго перед Причастием поют молитву «Отче наш», которую заповедал творить Сам Господь Иисус Христос:

 

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится Имя Твое. Да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Священник же, служащий Литургию, завершает молитву Господню возгласом: «Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Хор же поет: «Аминь». К этому следует добавить, что молитва «Отче наш» читается не только на Литургии, но на всех прочих Богослужениях Православной Церкви.

 

 

Вопрос 4.

 

Православная Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащения, брак, священство и елеосвящение.

 

· Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха. Он также омывается от всех грехов, совершенных им самим до крещения. Он возрождается благодатью Святого Духа в новую духовную жизнь и делается членом Православной Церкви.

       Таинство крещения установил Сам Иисус Христос, крестившись у Святого Иоанна (Крестителя) на реке Иордан. Для принятия крещения необходима вера и покаяние. При крещении младенцев присутствуют и молятся восприемники (крестные). Таинство крещение над человеком совершается однажды.

 

· Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

 Миро. Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Освящать миро могут только епископы.

 

· Таинство покаяния.

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника (не – от священника, а именно – через священника) прощение грехов от Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанн 20,22-23)

Для получения прощения грехов от христианина требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах устное исповедание грехов, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в милосердие Господа Иисуса Христа.

В особых случаях на кающегося налагается «епитимия» (греч. – запрещения). Это благочестивые дела и ограничения с целью преодоления греховных привычек.

 

· Таинство причастия.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство причащения установил Сам Господь во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти (см. Евангелия от Матфея 26, 26-28; от Марка 14,22-24; от Луки 22,19-24 и от Иоанна 6,53-56).

Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви на Литургии. К таинству святого причащения христиане должны говеть (говение), т.е. поститься, молиться, примириться со всеми, а затем должны исповедоваться в грехах. Только после разрешительной молитвы священника на исповеди и после благословения священника на причащение христианин может приступить к Чаше Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

 

· Таинство брака.

Брак есть таинство, в котором благословляется супружеский союз жениха и невесты, которые перед священником и церковью свободно обещают взаимную верность друг другу. В этом таинстве испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установил Сам Бог еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Книга Бытие 1, 28). Иисус Христос освятил брак своим присутствием на браке в Кане Галилейской. По христианским канонам, муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. [Читай Послание апостола Павла Ефесянам глава 5, стихи 22-23,25,28] 

 

· Таинство священства.

Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа или пресвитера или диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый в диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

 

· Таинство елеосвящения.

Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Это таинство еще называется соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников.

Это таинство ведет свое начало от апостолов. Об этом пишет в своем послании апостол Иаков:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. И пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,14-15).

 

Контрольные вопросы по теме:

 

1. Назовите основные части православного храма.

2. Каково назначение алтаря в храме?

3. В чем состоит отличие епископов от пресвитеров?

4. Каков мистический смысл Божественной Литургии?

5. Дайте определение таинству брака.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: