Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.
Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе.
Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Римское право» является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.
Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения дисциплины рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.
Самостоятельная работа реализуется:
непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;
в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
в электронной образовательной среде;
в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
подготовку и написание эссе, докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,
выполнение домашних заданий разнообразного характера;
поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;
работу с нормативными документами, их конспектирование;
текущее и итоговое тестирование.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.
Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям.
Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.
Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.
Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.
Написание эссе требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Эссе, обсуждаются на семинарском занятии аудиторией, в связи с чем помогают сформировать у студентов навыки работы в коллективе, принятия совместных решений, способность вынесения коллегиальных решений.
Для эффективной организации СРС необходимо:
последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме занятия, творческая работа и т.д.);
постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;
систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования ФГБОУ ВО ВГУЮ.
Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.
При прохождении теста необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- концентрация внимания влияет и на общее время прохождение теста, и на количество случайных ошибок;
- выработка привычки дважды перечитывать задание: определение значимых слов в заданиипоможет избежать ошибок, связанных с неверным пониманием вопроса из-за пропуска, например, частицы «не»;
- исключение заведомо неверных ответов используется, когда вы точно не знаете правильный ответ: исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы;
- контроль времени: пропустите вопрос, на который не можете дать ответа;
– вернитесь к нему после того, как все остальные задания будут выполнены.
Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.
Образцы тестовых заданий
Вариант 1
1. Институт апелляции появился
а) в экстраординарном процессе;
б) в легисакционном процессе;
в) в формулярном процессе;
г) существовал до появления гражданского процесса.
2. Манус – это:
а) власть, которую мужчина (помимо pater) имел над женщиной, замужней или нет;
б) власть, которую pater (глава семьи) имел над своими сыновьями;
в) власть, которую pater имел над всеми подвластными;
г) власть, которую женщина имела над своими дочерьми.
3. Совершеннолетие в Древнем Риме наступало:
а) в 12 лет – для юношей, в 14 – для девушек;
б) в 14 лет – для юношей, в 12 – для девушек;
в) в 14 лет – для юношей, в 16 – для девушек;
г) в 14 лет – для юношей и для девушек.
4. Брак sine manu – это:
а) брак с властью мужа над женой;
б) брак без власти мужа над женой;
в) брак с властью мужа над женой и всеми ее родственниками;
г) брак с властью женщины над имуществом мужа.
5. Исковая давность –это:
а) необходимый срок владения вещью для признания на нее права собственности владеющего лица;
б) срок, в течение которого лицо, чьё право нарушено может обратиться за защитой в суд;
в) срок, в течение которого необходимо принять наследственное имущество, чтобы оно не стало выморочным;
г) срок, в течение которого необходимо выполнить обязательства, возникшие из договора.
6. Негаторный иск – это:
а) иск, направленный на истребование вещи собственником из чужого незаконного владения;
б) иск, направленный на защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения;
в) иск, направленный на защиту прав владельца, не являющегося собственником.
7. Брак cum manu – это:
а) брак с властью мужа над женой;
б) брак без власти мужа над женой;
в) брак с властью женщины над имуществом мужа;
г) брак с властью мужа над женой и всеми ее родственниками.
8. Приобретение права собственности на основе отношения с предшествующим собственником – это:
а) первоначальные способы приобретения права собственности;
б) судебная уступка;
в) производные способы приобретения права собственности;
г) все способы приобретения права собственности.
9. Наследование по праву представления – это:
а) переход права принять наследство к наследникам лица призванного к наследованию, но не успевшего до своей смерти принять наследство;
б) переход права принять наследство к наследникам лица, умершего до смерти наследодателя;
в) переход права принять наследство к подназначенным наследникам;
г) переход права принять наследство в случае отказа от принятия наследства всеми наследниками к кредиторам.
10. Право собственности включает в себя следующие правомочия:
а) владения и распоряжения;
б) пользования и владения;
в) владения, пользования, распоряжения;
г) пользования и распоряжения.
11. Приобретательная давность – это:
а) необходимый срок владения вещью для признания на нее права собственности владеющего лица;
б) срок, в течение которого лицо, чьё право нарушено может обратиться за защитой в суд;
в) срок, в течение которого необходимо принять наследственное имущество, чтобы оно не стало выморочным;
г) срок, в течение которого необходимо выполнить обязательства, возникшие из договора.
12. Виндикационный иск – это:
а) иск, направленный на истребование вещи собственником из чужого незаконного владения;
б) иск, направленный на защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения;
в) иск, направленный на защиту прав владельца, не являющегося собственником.
13. Эмфитевзис – это:
а) наследственное и отчуждаемое право пользования в течение длительного времени строением, возведенным на чужой земле;
б) иск в защиту права собственности;
в) один из видов гражданского процесса в Древнем Риме;
г) наследственное и отчуждаемое право пользования земельным участком в течение длительного времени;
д) право пожизненно обитать в чужом доме или в его части.
14. Наследственная трансмиссия – это:
а) переход права принять наследство к наследникам лица призванного к наследованию, но не успевшего до своей смерти принять наследство;
б) переход права принять наследство к наследникам лица, умершего до смерти наследодателя;
в) переход права принять наследство к подназначенным наследникам;
г) переход права принять наследство в случае отказа от принятия наследства всеми наследниками к кредиторам.
15. К формам залога относятся:
а) фидуция, ипотека;
б) узуфрукт, узус;
в) синграфы, хирографы;
г) легаты, фидеикомиссы.
Вариант 2
1. Цессия – это:
а) прекращение обязательства путем замены его новым обязательством;
б) переход права требования от одного лица к другому;
в) принятие на себя чужого долга;
г) оставление заложенной вещи за кредитором.
2. Новация – это:
а) прекращение обязательства путем замены его новым обязательством;
б) переход права требования от одного лица к другому;
в) принятие на себя чужого долга;
г) оставление заложенной вещи за кредитором.
3. Суперфиций – это:
а) наследственное и отчуждаемое право пользования в течение длительного времени строением, возведенным на чужой земле;
б) иск в защиту права собственности;
в) один из видов гражданского процесса в Древнем Риме;
г) наследственное и отчуждаемое право пользования земельным участком в течение длительного времени;
д) право пожизненно обитать в чужом доме или в его части.
4. Событие, от которого зависит возникновение юридического последствия или результата – это:
а) юридическая сделка;
б) юридический факт;
в) юридическая ответственность;
г) юридическая деятельность лица.
5. Основными элементами сделки в Древнем Риме являлись:
а) воля и волеизъявление;
б) основание сделки и ее форма;
в) волеизъявление и основание сделки;
г) воля, волеизъявление, основание и форма.
6. Какой из перечисленных классификаций исков не существовало в римском праве:
а) вещный и личный иски;
б) иск строгого права и иск, построенный на принципе доброй совести;
в) общий и специальный иски;
г) штрафной иск и иск о восстановлении нарушенного состояния имущественных прав.
7. Могло ли быть владение приобретено не только лично, но и через представителя:
а) да;
б) нет;
в) да, даже в случае совершения неуправомоченного действия;
г) да, даже если представитель приобрел вещь для себя, но впоследствии передал ее управомоченному лицу.
8. Закон Фальцидия устанавливал ограничения в выдаче легатов в размере не более:
а) 1/2 наследуемого имущества;
б) 1/4 наследуемого имущества;
в) 3/4 наследуемого имущества;
г) 2/3 наследуемого имущества.
9. К основным институтам классического римского частного (гражданского) права не относится:
а) право собственности;
б) семейное право;
в) авторское право;
г) право наследования.
10. Интердикт – это:
а) распоряжение претора о немедленном прекращении каких-то действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан;
б) запрещение сената в отношении воинской повинности;
в) указания претора о возможности совершения тех или иных действий;
г) особая разновидность иска о возможности истребования вещи из чужого незаконного владения.
11. Сервитутные права означают:
а) вещное право одного лица пользоваться в определенном отношении чужой вещью;
б) право владения, пользования и распоряжения вещью;
в) обязательственное право пользования чужой вещью;
г) право пользования вещью в силу договора хранения.
12. Имущество, которое приобретает подвластный сын на военной службе (военный пекулий):
а) является собственностью самого подвластного сына;
б) является совместной собственностью домовладыки и подвластного сына;
в) является совместной собственностью супругов;
г) является собственностью домовладыки.
13. Рецепция римского права означает:
а) процесс заимствования норм римского права феодальными, а затем и буржуазными государствами;
б) процесс использования в Западной Европе правил Институций Гая;
в) порядок перехода от римского к феодальному праву;
г) порядок распределения институтов римского права в определенной последовательности.
14. Римское право различало следующие виды правопреемства:
а) универсальное и исключительное;
б) универсальное и сингулярное;
в) исключительное и сингулярное;
г) универсальное и законное.
15. Римское гражданство не могло быть приобретено:
а) путем рождения от римских граждан;
б) путем переезда перегрина из провинции в Рим;
в) путем дарования римского гражданства иностранцу;
г) путем отпущения на свободу из рабства.
Вариант 3
1. Брачное совершеннолетие предполагало достижение возраста:
а) 18 лет;
б) 18 лет для женщин и 16 лет для мужчин;
в) 14 лет для женщин и 12 лет для мужчин;
г) 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин.
2. Виндикационный иск:
а) иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения;
б) иск приобретателя, не оформившего право владения;
в) иск об устранении нарушений права владения;
г) иск, вытекающий из семейных правоотношений.
3. Перегринами в римском праве признавались:
а) чужеземцы (иностранцы);
б) лица без определенного места жительства;
в) жители Лациума;
г) лица в возрасте от 14 (12) до 25 лет.
4. Легисакционный процесс характеризуется:
а) наличием одной стадии;
б) самоуправством потерпевшего;
в) формализованностью;
г) процессуальным равноправием истца и ответчика.
5. В республиканский период издание законов было прерогативой:
а) консулов;
б) народного собрания;
в) правительства Рима;
г) императора.
6. Право называется вещным в случае:
а) когда у субъекта имеется право требовать от другого лица предоставления вещи;
б) когда предметом прав является вещь;
в) когда предметом обязательства между субъектами выступает вещь;
г) если оно предоставляет возможность требования предоставления какой-либо материальной услуги управомоченному.
7. Владение защищалось:
а) исками;
б) интердиктами;
в) формулами;
г) самозащитой.
8. Эмфитевзис – это:
а) наследственное и отчуждаемое право пользования в течение длительного времени строением, возведенным на чужой земле;
б) иск в защиту права собственности;
в) один из видов гражданского процесса в Древнем Риме;
г) наследственное и отчуждаемое право пользования земельным участком в течение длительного времени;
д) право пожизненно обитать в чужом доме или в его части.
9. Брак sine manu:
а) предусматривал свободу развода;
б) не допускал расторжение брака по инициативе жены;
в) не допускал расторжение брака по инициативе мужа;
г) вообще не допускал развода.
10. Кодификация Юстиниана относится к:
а) I в. до н.э.;
б) 212 г. н.э.;
в) III в. н.э.;
г) первая половина VI в. н.э.
11. Конкубинат – это:
а) дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины;
б) дозволенное законом случайное сожительство мужчины и женщины;
в) особая разновидность брака без власти мужа над женой;
г) название брака в раннереспубликанский период развития римской империи.
12. Иски с фикцией:
а) давались при фиктивных браках;
б) предполагали наличие несуществующих фактов;
в) предполагали фиктивность сделки;
г) предполагали фиктивность принимаемого решения.
13. Приобретение права собственности на основе отношения с предшествующим собственником – это:
а) первоначальные способы приобретения права собственности;
б) судебная уступка;
в) производные способы приобретения права собственности;
г) все способы приобретения права собственности.
14. Цессия – это:
а) прекращение обязательства путем замены его новым обязательством;
б) переход права требования от одного лица к другому;
в) принятие на себя чужого долга;
г) оставление заложенной вещи за кредитором.
15. Могло ли быть владение приобретено не только лично, но и через представителя:
а) да;
б) нет;
в) да, даже в случае совершения неуправомоченного действия;
г) да, даже если представитель приобрел вещь для себя, но впоследствии передал ее управомоченному лицу.






