Раздел 6. Методические указания по освоению дисциплины для обучающихся

Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 1.

При изучении источников римского права особое внимание следует уделить кодификации Юстиниана, так как именно Corpus iuris civilis (Свод гражданского права) дает наиболее полное представление о римском праве.

Говоря о римском гражданском процессе, следует подчеркнуть его значение как способа защиты нарушенного права. Легисакционный (самый ранний) вид процесса характерен для республиканского Рима, формулярный – для периода принципата, экстраординарный – для периода абсолютной монархии. Для последнего характерно появление апелляционного обжалования, протоколов, а также то, что судебное решение приводилось в исполнение органами государственной власти.

Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 2.

Полная правоспособность римского гражданина складывалась из 3-х основных элементов или состояний: свободы, гражданства и семейного. Отпадение или изменение одного из этих состояний влекло за собой и прекращение либо изменение объема или содержания правоспособности.

Необходимо знать, что в римском праве не было разработано понятие дееспособности. Однако не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями, а это зависело, прежде всего, от возраста.

Режим имущества супругов в Древнем Риме зависел от формы брака. При браке cum manu имущество жены поступало в полную собственность мужа, при браке sine manu – раздельное имущество, простое управление имуществом осуществлялось, если жена поручала мужу это на основании договора поручения. Рассматривая положение подвластных детей в семье, необходимо обратить внимание на то, как оно менялось в сторону ограничения власти домовладыки, а также на появление эмансипации.

При рассмотрении положения юридических лиц, необходимо отметить неразработанность этого понятия римскими юристами, несмотря на фактическое их наличие.

При разграничении вещных и обязательственных, прав следует уяснить, что их различие проводят по объекту права: «В тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое представляет его носителю возможность непосредственного воздействия на нее (когда предметом права является вещь), право называется вещным (т.е. правом на вещь), в тех же случаях, когда у субъекта нет непосредственного права на вещь, а только есть право  требовать от другого лица предоставления вещи, такое право называется обязательственным». Поскольку нарушителем вещного права может быть неопределенный круг лиц, вещное право пользуется абсолютной (т.е. против всякого нарушителя) защитой. Нарушителями обязательственного права могут быть одно или несколько определенных лиц, и только против них субъект права может предъявить иск. В этом смысле защита обязательственного права носит относительный характер.

Приводя примеры различных классификаций, следует остановиться подробнее на классификациях вещей и рассмотреть практическое значение каждой классификации.

Необходимо уяснить, что собственность и владение – различные категории, которые могли совпадать в одном и том же лице, но могли принадлежать и разным лицам.

Владение представляло собой фактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, прежде всего снабженное юридической защитой, которая давалась вне зависимости от того, имеет ли данный владелец вещи право собственности на нее или нет. Необходимо также различать владение и держание. Владельческая защита носила предварительный характер и защищалась интердиктами. 

Собственность представляла собой право полного и исключительного господства над вещью. «Полное» означает, что собственник может делать со своей вещью все, что ему угодно (пользоваться ею, отчуждать, уничтожать), «исключительное» означает, что никто другой не может воздействовать на вещь.

Рассматривая право собственности, внимание следует обратить на первоначальные и производные способы его приобретения. Основными средствами защиты права собственности являлся виндикационный иск. К иным вещным правам в Древнем Риме относились права на чужие вещи. Самой важной категорией из них были сервитутные права, помимо них к правам на чужие вещи относились также эмфитевзис и суперфиций (права вещного наследственного пользования чужой землей или строением на чужой земле), залоговое право, которое устанавливалось в обеспечении исполнения какого-нибудь обязательства. Суперфиций и эмфитевзис от сервитутов отличались широким правом пользования в течение длительного срока, от простого найма или аренды – абсолютной защитой права. Среди форм залога следует выделить ипотеку, при которой предмет залога оставался и в собственности, и во владении должника, а кредитору давалось право в случае неисполнения обязательства истребовать заложенную вещь, у кого бы она к тому времени ни оказалась, продать ее и из вырученной суммы покрыть свое требование к должнику.

Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля3.

Изучая данный модуль, необходимо выделить и рассмотреть четыре основания возникновения обязательств: 1) из договора, 2) как бы из договора, 3) из деликта, 4) как бы из деликта.

Говоря об особой значимости договорных отношений, следует уяснить, что римская договорная система включала в себя два вида договоров: контракты и пакты. Необходимо понимать, что к числу контрактов относился только определенный исчерпывающий круг договоров. Неформальное соглашение, не подходившее ни под один из типов системы контрактов, носил название пакта. Следует исходить из того, что пакты не пользовались исковой защитой.

Освоение всех трех модулей дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Во время чтения лекций и проведения семинарских занятий студентам рекомендуется использовать не только учебно-методическую, но и источниковую литературу, доступ к которой имеется через электронные библиотеки. С целью обеспечения обращения студентов к учебной, научной и источниковой литературе на семинарских занятиях проводится промежуточный контроль знаний в виде решения ситуационных задач, выполнения тестовых заданий, в том числе с применением компьютерных средств.

Методика проведения зачёта по дисциплине «Римское право»

В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по дисциплине «Римское право» проводиться в форме зачёта.

Экзамен включает в себя выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.

Основные критерии оценивания знаний студентов

Для контрольного измерения результатов изучения дисциплины «Римское право» вводятся два вида контроля:

текущий;

промежуточный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, решения задач, исполнения упражнений, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) – зачет по дисциплине, может включать:

итоговый тест, содержит вопросы по всей дисциплине, осуществляется аудиторно;

выполнение упражнения – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

собеседование по разделам и темам дисциплины при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

Методы контроля:

устный;

письменный;

с помощью технических средств и информационных систем;

самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т. п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

Формы контроля включают:

опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

собеседование, анкетирование;

выступление на семинарском занятии;

тестирование;

рейтинговое оценивание;

зачет.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала; умеющему свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему основную литературу и знакомому с дополнительной, рекомендованной программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины «Наследственное право» в их значении для приобретаемой профессии; проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Оценка «зачтено» может быть выставлена студенту, обнаружившему полное знание программного материала; успешно выполнившему предусмотренные в программе задания; усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе; показавшему систематизированный характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе профессиональной деятельности.

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине, а также не сумевшему решить содержащуюся в билете ситуационную задачу.

Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «Римское право» – основополагающая дисциплина, установленная учебной программой как дисциплина общепрофессионального цикла. Данная дисциплина преподается студентам первого курса, либо не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, либо обучавшихся в ВУЗах по другой специальности. В связи с этим главной задачей преподавателя является помощь студентам в адаптации к учебному процессу в новых для них условиях.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При подготовке и проведении занятий по данной дисциплине преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики, его связи с другими предметами), так и специфическими особенностями дисциплины.

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию дисциплины федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и промежуточной аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой КИ ВГУЮ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

временем, отведенным на изучение того или иного материала;

уровнем подготовленности слушателей;

уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении дисциплины «Римское право» является семинар (проблемный семинар). Также использована такая форма, как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели, на основе проведения семинарских занятий.

Назвав тему занятий, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

В ходе проведения проблемного семинара отрабатываются проблемы, изучается известная по историческим источникам практика применения норм римского права. Проводятся аналогии и сопоставляются ситуации, связанные с применением современного права, сформировавшегося на основе традиций, заложенных римским правом. Исследуются и обсуждаются подходы римских юристов к регулированию правоотношений, способы разрешения конфликтных ситуаций между гражданами и иными участниками правоотношений.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов, если подготовка таковых предусмотрена в плане семинарского занятия, необходимо подчеркнуть положительные аспекты доклада, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Одной из составляющих проведения семинарского занятия является решение ситуационных задач по теме семинара. Необходимо помнить, что для лучшего усвоения материала, а также приобретения навыков правоприменительной практики, студент должен решить все предлагаемые преподавателем задачи, основываясь на действовавших в Древнем Риме нормах законодательства. Следует обратить внимание, что приобретение навыков применения права не ограничивается решением задач, предложенных преподавателем. Положительный эффект имеет составление задач студентами. При этом хорошей мотивацией добросовестной работы и составления задач высокого уровня сложности является составление задач для решения студентами, не участвовавшими в составлении конкретной задачи. В этом случае работа малыми группами также является удобной.

В целях охвата всей аудитории, а также в целях контроля уровня знаний студентов по теме семинарского занятия, равно как и формирования у них навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной преподавателем тематике, можно проводить небольшие контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль самостоятельной работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить план самостоятельной работы.

При изложении материала преподаватель должен обратить внимание на усвоение терминологии, необходимой для адекватного и полного понимания и усвоения курсового материала. Для этого необходимо в течение всего занятия делать записи на доске (демонстрировать на экране) новых юридических понятий (на латинском языке и в русской транскрипции), фамилий и имен римских ученых-юристов, дат, поскольку подобная информация тяжело воспринимается на слух. Кроме того, преподавателем может использоваться схематическая подача материала. Для этой цели необходимо использовать мультимедийные средства.

Одним из продуктивных с точки зрения оценки является такой метод проверки знаний студентов, как проведение брейн-ринга. Для этой цели учебная группа разбивается на малые группы по 5-6 человек, которые размещаются за разными столами и выполняют заранее приготовленные задания преподавателя. Для проведения брейн-ринга целесообразно использовать следующие виды заданий: экспресс-опрос (команда, давшая правильный ответ первой, получает один балл за каждый такой ответ); решение задачи на время (команда быстрее всех решившая задачу правильно, получает 5 баллов, вторая – 4, третья – 3 балла и т.д.); подготовка речи на заданную тему за ограниченное время без использования дополнительных материалов (для команд, вышедших в финал); команды, не вышедшие в финал, подготавливают по одному вопросу каждой команде-финалисту. По окончании игры преподаватель должен подвести итоги и прокомментировать основные ошибки и достижения.

Материал каждого из трех модулей изучается в соответствии со следующим дидактическим циклом:

- обзорный материал;

- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

- предметно-проблемные задания по наиболее важным вопросам;

- закрепление материала, приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов:

- подготовка эссе «Римские юридические школы: конфликт юридической мысли Древнего Рима»;

- конспектирование и обсуждение монографии С.А. Муромцева «Гражданское право Древнего Рима»;

- решение и обсуждение задач по теме семинарского занятия;

- тестирование.

Процесс преподавания включает в себя применение личностно ориентированной технологии образования, направленной на сочетание обучения и воспитания, для чего в материалы всех модулей включена информация разных типов:

- информация о научных исследованиях ученых Древнего Рима, средневековых государств, современных научных исследований, в том числе российских ученых;

- справочная информация, включающая в себя факты и связи существовавших доктрин с известными учащимся сведениями, приобретенных ими при изучении других общепрофессиональных дисциплин;

- информация для самообразования, содержащаяся в лекционных разделах модуля и состоящая из пояснений, примечаний, комментариев, смысловых схем и таблиц, текстов первоисточников и их разъяснений.

Посредством анализа и решения предложенных учебных задач реализуется деятельностный подход в технологии образования.

Предусмотрены активные формы проведения занятий. В частности, предусмотрена работа в малых группах (командах) при решении и составлении ситуационных задач, обсуждение спорных вопросов теоретического характера, просмотр и обсуждение видеофрагментов лекционного раздела модуля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: