РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
ПРАВО
Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
квалификация юрист
Среднего профессионального образования
На базе основного общего образования
объем дисциплины:
максимальный – 108
аудиторный – 69
самостоятельный – 39
МОСКВА
Г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин МФЮА
от «___» ____________20__ г.
Протокол № _______________________
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования (далее СПО)
Заведующий кафедрой _______________ Стороженко О.М.
Начальник УМО СПО _____________ Якубовская О.Ю.
Разработчик: Болдырева Е.А.,
преподаватель Московского финансово-юридического университета.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание проГРАММЫ | |
3. условия реализации программы | |
4. Контроль и оценка результатов освоения проГраммы | |
5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 6.ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ |
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Основу программы учебной дисциплины «Право» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Изучение учебной дисциплины «Право» направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе.
Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных общеобразовательных дисциплин общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
1. формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
2. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
3. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
4. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
5. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
знать:
1. основные юридические понятия и категории;
2. основные положения Конституции Российской Федерации;
3. права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
4. систему государственных органов власти;
5. формы и процедуры избирательного процесса в России;
6. права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
7. организационно-правовые формы юридических лиц их правовое положение как субъектов предпринимательской деятельности;
8. основы правового регулирования имущественных отношений;
9. законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
10. права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
11. порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
12. правила оплаты труда;
13. понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
14. виды административных правонарушений и административной ответственности;
15. виды и состав уголовных преступлений и ответственность за них;
16. механизм реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека.
уметь:
1. правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
2. характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности;
3. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
4. различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
5. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
2. анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
3. выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
4. изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
5. решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по образовательной программе Право, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
ОК 10. | Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. |
ОК 11. | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
ОК 12. | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
ПК 1.1. | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. |
ПК 4.2. | Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. |
ПК 3.1. | Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы. |
ПК 3.2. | Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. |
ПК 3.3. | Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем. |
ПК 3.4. | Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом. |
ПК 3.5. | Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем. |
ПК 4.5. | Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Дисциплина «Право» изучается на 1-м и 2 курсах во 2-м и 3-м семестрах с учетом максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
¾ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69 часов;
¾ самостоятельной работы обучающегося 39 часов.