2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 69 |
в том числе: | |
практические занятия | 39 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Домашняя работа | |
Итоговая аттестация в форме | Диф.зачет |
2.1. Тематический план и содержание обучения по образовательной программе Право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Понятие и сущность права. | Содержание учебного материала: 1. Право в системе социальных норм. 2. Понятие и признаки права. 3. Функции права. 4. Право и правовая система общества. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1. Привести примеры обычаев, ритуалов, религиозных норм, моральных норм, политических норм, правовых норм, несоциальных норм (технических норм). 2. Прокомментировать выражение Цицерона: «Несправедливые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит? 3. Назвать существующие в наши дни обычаи, которые государство должно запретить и наоборот, те, которые следует закрепить законодательно. 4. Изобразить в виде двух пересекающихся кругов соотношение норм права и норм морали. Может ли человек нарушить правовые нормы не нарушая при этом норм морали, и наоборот? Привести примеры. 5. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка рефератов (докладов). 2. Подготовка к опросу. | 1 | 1,2,3 | |
Тема 2. Источники (формы) права. | Содержание учебного материала: 1. Понятие источника (формы) права, их виды. 2. Нормативно-правовые акты и их характеристика. 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1. Опираясь на текст статей 56, 65, 66, 70, 84, 103, 114, 118, 128, 135, 137 Конституции РФ, составить перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. 2. Определить вид каждого из источников права, указанных преподавателем. 3. Объяснить смысл древнеримского выражения: «Законы были созданы для того, чтобы сильный не стал всемогущим». 4. Выполнить тест. 5. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление структурно-логической схемы «Нормативно-правовые акты в РФ». 2. Заполнение таблицы: «Вступление в силу нормативно-правовых актов на территории РФ». 3. Подготовка докладов. 4. Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 3. Система права. | Содержание учебного материала: 1. Понятие и элементы системы права. 2. Основные отрасли российского права. 3. Соотношение системы права и системы законодательства. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1. Определите, к каким отраслям права относятся правовые институты, названные преподавателем. 2. Отыскать взаимодействующие между собой: А) нормы Конституции РФ и закона; Б) нормы законов; В) нормы закона и кодекса. 3. Выполнить тест. 4. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить структурно-логическую схему «Система права». 2. Заполнить таблицу «Система права и система законодательства». 3. Подготовка к устному опросу. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 4. Правовые отношения и их структура. | Содержание учебного материала: 1. Понятие, признаки и виды правовых отношений. 2. Структура правоотношений: субъекты, объекты и содержание. 3. Понятие и виды юридических фактов. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1. Охарактеризовать элементы правоотношения, приводимого преподавателем в качестве примера. 2. Заполнить таблицу «Юридические факты». 3. Выполнить тест. 4. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить структурно-логическую схему «Структура правоотношения». 2. Составить структурно-логическую схему «Виды юридических фактов», определить вид предложенных юридических фактов. 3. Отыскать в юридической литературе понятие юридической фикции и юридической презумпции. 4. Привести пример правоотношения, возникшего на основании договора (деликта). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 5. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность. | Содержание учебного материала: 1. Правомерное поведение: понятие, виды. 2. Правонарушение: понятие, признаки. 3. Состав правонарушения. 4. Виды правонарушений. 5. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1. Охарактеризовать элементы состава правонарушения, приводимого преподавателем в качестве примера. 2. Распределить правонарушения по степени общественной опасности. 3. Определить вид юридической ответственности в ситуациях, предложенных преподавателем. 4. Решение ситуаций. 5. Прокомментировать выражение российского учёного А.А. Яковлева «Точно так же, как правомерное поведение есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности». 6. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовить доклады: «Причины правонарушений и пути их устранения», «Функции и принципы юридической ответственности». 2. Решение ситуационных задач, задание по определению вида юридической ответственности. 3. Составить структурно-логическую схему «Состав правонарушения». 4. Подготовка к устному опросу. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 6. Конституционное право. Основы конституционного строя. | Содержание учебного материала: 1.Понятие и классификация конституций в современном мире. 2.Конституция РФ как ядро правовой системы. 3.Основы конституционного строя РФ. 4.Понятие и признаки государства. 5.Формы государства. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнить поисковые задания по Конституции РФ. 2.Заполнить схему «Формы государства» 3.Заполнить сравнительную таблицу «Виды республик» 4.Выполнить тест. 5. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить структурно-логические схемы «Структура Конституции РФ», «Основы конституционного строя». 2. Выполнение поисковых заданий по Конституции РФ. 3. Подготовка к устному опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 7. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. | Содержание учебного материала: 1.Права человека и гражданина. 2.Конституционные обязанности. 3.Защита прав человека. 4.Гражданство РФ. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1. Заполнить сравнительную таблицу прав человека с использованием Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. 2. Опираясь на материалысредств массовой информации о состоянии прав человека за последний год, охарактеризовать положение с соблюдением прав человека в Российской Федерации. Отметить какие права человека нарушаются в России наиболее часто? 3. Демонстрация подготовленных презентаций. 4. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить доклад. 2.Заполнить таблицу «Права человека по Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека». 3.Работа с ФЗ «О гражданстве РФ». 4. Подготовка к устному опросу. 5. Подготовка презентации. 4. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 8. Органы государственной власти в Российской Федерации. | Содержание учебного материала: 1.Система государственных органов РФ. 2.Институт президентства. 3.Законодательная власть. 4.Исполнительная власть. 5.Судебная власть. 6.Местное самоуправление. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1. В каких исторических условиях был сформулирован и воплощен принцип разделения властей? Объяснить назначение и организацию законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Возможно ли выделить иные ветви государственной власти? Что означает правило «сдержек и противовесов»? 2. Объяснить смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан». Составить схему взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей. 3. Выполнение тестов. 4. Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка рефератов: «Разделение властей: история и современность», «Система разделения властей в конституциях западных государств». 2. Составление структурно-логической схемы «Принципы разделения властей – система сдержек и противовесов» опираясь на нормы Конституции РФ. 3. Составление структурно-логической схемы «Место главы государства в системе органов государственной власти». 4. Составить схему «Основные этапы процедуры импичмента Президента РФ». 5. Подготовка к опросу. 6. Подготовка презентаций. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 9. Правоохранительные органы Российской Федерации. | Содержание учебного материала: 1.Понятие и задачи правоохранительных органов. 2.Виды правоохранительных органов. 3.Правоприменительные и правозащитные органы. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Устный опрос. 2.Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовить структурно-логическую схему «Виды правоохранительных органов». 2. Подготовка к устному опросу. 3. Подготовка докладов. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 10. Избирательное право. | Содержание учебного материала: 1.Избирательное право. Принципы избирательного права. 2.Избирательный процесс. 3.Избирательные системы. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Устный опрос. 2.Чтение докладов (рефератов). 3.Демонстрация презентаций. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить структурно-логическую схему «Избирательное право в РФ». 2.Составить глоссарий: избирательное право, субъективное избирательное право, объективное избирательное право, избирательный процесс, предвыборная агитация, абсентеизм, избирательный ценз, депутатский мандат. 3.Подготовка к устному опросу. 4. Подготовка презентаций. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 11. Гражданское право и гражданские правоотношения. | Содержание учебного материала: 1. Предмет и метод гражданского права. 2. Источники гражданского права. 3. Понятие и виды гражданских правоотношений. 4. Структура гражданских правоотношений. 5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнение теста. 2. Привести примеры подотраслей, институтов и субинститутов гражданского права. 3. Составление схемы юридических фактов. 4. Решение ситуационных задач. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 12. Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений. | Содержание учебного материала: 1. Правосубъектность физических лиц. 2. Опека и попечительство. 3. Понятие, признаки, виды юридических лиц. 4. Возникновение юридических лиц. 5. Реорганизация юридических лиц. 6. Ликвидация юридических лиц. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1. Выполнение теста. 2.Решение ситуационных задач. 3.Заполнение сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы юридических лиц». | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить структурно-логические схемы «Состав гражданского правоотношения», «Субъекты гражданского права». 2. Решить ситуационную задачу. 3. Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 13. Право собственности. | Содержание учебного материала: 1. Понятие и содержание права собственности. 2. Основания возникновения и прекращения права собственности. 3. Формы собственности в РФ. Общая собственность. 4. Наследование права собственности. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнение теста. 2.Решение ситуационных задач. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить структурно-логическую схемы «Формы и виды собственности», «Система гражданско-правовых способов защиты права собственности». 2. Решить ситуационную задачу. 3. Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 14. Сделки и договоры. | Содержание учебного материала: 1.Характеристика сделок. Недействительность сделок. 2.Представительство и доверенность. 3.Гражданско-правовые договоры (общая характеристика). | 1 | 1 |
Практические занятия: 1. Приведите примеры сделок, которые должны совершатся в нотариальной форме. 2. Приведите случаи, когда сделка может быть удостоверена должностным лицом. 3. Перечислите недействительные сделки, влекущие последствия в виде: А) двусторонней реституции; Б) односторонней реституции; В) недопущение реституции и взыскания исполненного в доход государства. 4. Решение ситуационных задач. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решить ситуационную задачу. 2. Оформить доверенность. 3. Выполнить тест. 4. Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 15. Общие положения об обязательствах. | Содержание учебного материала: 1.Понятие, виды обязательств. 2.Основания возникновения и прекращения обязательств. 3.Исполнение обязательств. 4.Способы обеспечения исполнения обязательств. 5.Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнение теста. 2.Решение ситуационных задач. 3.Заполнить таблицу: «Виды гражданско-правовых договоров» | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить структурно-логическую схему «Способы обеспечения исполнения обязательств», «Ответственность за неисполнение обязательств» 2.Подготовить проект гражданско-правового договора. 3.Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 16. Семейное право. | Содержание учебного материала: 1. Общая характеристика семейного права. 2. Общие положения о браке. 3. Права и обязанности супругов. 4. Права и обязанности родителей и детей. 5. Ответственность в семейном праве. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнение теста. 2.Решение ситуационных задач. 3.Просмотр презентаций. 4.Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решить ситуационные задачи. 2. Подготовка к опросу. 3. Подготовка презентаций. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 17. Трудовое право. | Содержание учебного материала: 1. Общая характеристика трудового права. 2. Трудовой договор. 3. Рабочее время и время отдыха. 4. Оплата труда. 5. Материальная и дисциплинарная ответственность. | 2 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнение теста. 2.Решение ситуационных задач. 3.Подготовить проект трудового договора. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решить ситуационные задачи. 2. Подготовка к опросу (тесту). | 2 | 1,2,3 | |
Тема 18. Административное право. | Содержание учебного материала: 1.Общая характеристика административного права. 2.Субъекты административного права. 3.Административные проступки. 4.Административная ответственность. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Устный опрос. 2.Решение ситуационных задач. 3.Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить структурно-логические схемы «Субъекты административного права», «Административное правонарушение», «Административная ответственность». 2.Подготовка к опросу. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 19. Уголовное право. | Содержание учебного материала: 1. Характеристика уголовного права. 2. Характеристика преступления. 3. Характеристика наказаний. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Устный опрос. 2.Решение ситуационных задач. 3.Чтение докладов (рефератов). | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить структурно-логическую схему «Состав правонарушения». 2. Решить ситуационные задачи. 3. Составить кроссворд по терминам уголовного права. 4. Подготовка к опросу. | 2 | 1,2,3 | |
Тема 20. Международное право. | Содержание учебного материала: 1. Понятие, функции и система международного права. 2. Источники международного права. 3. Субъекты международного права. 4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | 1 |
Практические занятия: 1.Чтение докладов (рефератов). | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка к опросу. 2.Подготовка докладов. | 2 | 1,2,3 | |
Всего: | 108 |