В ходе исследования используются следующие понятия, имеющие определенное описание:
«Кумовство» - послабления и поблажки в ходе трудовой деятельности в угоду дружеским, приятельским отношениям или родственным связям[13].
«Молодёжь» - социально-возрастная группа людей, отличающаяся возрастными рамками от 15 до 28 лет, имеющая отношение к статусу перехода от детства и юности к социальной ответственности[14].
«Преемственность» - передача социальных и культурных ценностей от поколения к поколению внутри семьи и усвоение этих ценностей каждым новым поколением[15].
«Семейный бизнес» - разновидность коммерческой деятельности, характеризующаяся своей принадлежность конкретной семье, которая владеет этим бизнесом, а также ведет организацию бизнес-процессов, осуществляет функцию удержания имущества под контролем и менеджмент или занимается чем-то одним из перечисленных функций[16].
«Семейная гармония» - полное взаимопонимание, любовь и доверие между членами семьи[17].
«Семейное партнерство» - социальный статус членов одной семьи, в котором супруги осуществляют совместную деятельность с распределением обязанностей между собой.
«Собственный бизнес» - предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит законодательству и направлен, в первую очередь, на получение прибыл, владелец которой автор цитаты с данным словосочетанием.
«Супружеский бизнес» - предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит законодательству и направлен, в первую очередь, на получение прибыл, владельцами которого являются супруги, заключившие брак, либо проживающие в гражданском браке, либо один из супругов, при условии, что второй супруг также принимает участие в деятельности бизнеса.
«Участник семейного бизнеса» - член семьи, участвующий в семейном бизнесе вместе с другим(-и) членами семьи, выполняющий какую-либо трудовую функцию или деятельность, имеющую прямое отношение к семейному бизнесу.
Операционализация основных понятий
Операционализацию основных понятий удобно представить в виде следующей таблицы (Таблица 1):
Таблица 1.
Операционализация основных понятий программы исследования[18].
| Задача исследования | Индикаторы понятий |
| Данные исследований в выбранной области | · количество русских и зарубежных исследований; · масштаб исследований; · область распространения исследований; · авторы исследований; · конфликты, рассматриваемые в исследованиях; · результаты исследований. |
| Состояния дел в семейных бизнесах России | · количество времени функционирования семейного бизнеса (дата регистрации или начала бизнеса); · успешность/прибыльность бизнеса; · развитие бизнеса (с какой скоростью и как сильно развивается бизнес, его стабильность); · человеческий ресурс (количество сотрудников) в семейном бизнесе; · материальная основа бизнеса (капитал, здания, площадь, оборудование и т.д.); · профессиональная направленность дела; · внешние конфликты, с которыми сталкиваются участники семейного бизнеса; · конкурентоспособность; · причина открытия семейного бизнеса; · причина прекращения семейного бизнеса. |
| Конфликты, возникающие между участниками семейных бизнесов в России | · суть конфликтов; · участники конфликта; · частота возникновения каждого из конфликтов; · причины возникновения конфликтов; · начало конфликтов; · разрешение конфликтов; · уровень эмоциональной компоненты в конфликтах; · влияние конфликта на семейный бизнес. |
| Состояние взаимоотношений между членами семьи, участвующим целиком или частично в семейном бизнесе | · статус между участниками; · удовлетворенность совместным трудом; · распределение обязанностей как профессиональных, так и не профессиональных; · причины начала содействия в семейном бизнесе; · кому принадлежит идея бизнеса; · частота общения вне семейного бизнеса; · частота общения внутри бизнеса; · состояние взаимоотношений вне семейного бизнеса; · эмоциональная компонента внутри и вне семейного бизнеса. |
| Состав участников семейного бизнеса | · пол; · возраст; · образование; · профессиональные навыки; · семейное положение; · уровень вовлеченности в семейный бизнес; · уровень заинтересованности в семейном бизнесе. |
Разработка гипотез
В исследовании выдвинуты следующие гипотезы:
· Большинство конфликтов между участниками семейного бизнеса основываются на финансовых вопросах;
· Семейный бизнес с дальними родственниками сопровождается большим количеством конфликтов, чем бизнес с близкими родственниками;
· Частота личных конфликтов между участниками бизнеса пропорциональна количеству конфликтов в семейном бизнесе;
·.Большинство семейных бизнесов открыты двумя участниками, соединенными между собой супружескими узами;
· Дети в семье, где родители являются участниками семейного бизнеса, чаще не желают участвовать в семейном бизнесе, чем желают;
· В большинстве супружеских бизнесов женщина (супруга) занимается финансовыми вопросами, документооборотом и бухглатерией;
· Причиной закрытия семейного бизнеса чаще всего является конфликт в личных отношениях между участниками семейного бизнеса.






