В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
«Факторы, влияющие на формирование личности человека».
В16 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании материалов диараммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | средства массовой информации и ближайший социум оказывают, по мнению респондентов, равное воздействие на человека |
2) | наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль и значение школы в становлении личности человека |
3) | семья и природные задатки в равной мере оказывают влияние на формирование личности |
4) | наибольшее влияние в формировании личности имеют средства массовой информации |
5) | природные задатки менее значимы, по мнению опрошенных, чем семья и семейное воспитание |
|
|
Ответ: ____________125
В17 |
Результаты социологического опроса, представленные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Исследование выявило, что родители в большей степени уповают на школу и учителей в воспитании своих детей |
2) | Вне всякого сомнения, следует задуматься об укреплении значимости семьи, превращении ее в ведущий фактор формирования личности |
3) | Опрошенные явно переоценивают значение средств массовой информации, противопоставляя их влиянию семьи и школы |
4) | Социально приобретенные качества являются более значимыми, чем природные задатки. |
5) | Очевидно, что ближайшее окружение для современного человека более значимо, чем собственная семья. |
Ответ: ____________124
В18 |
В стране М. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на ваш взгляд, в большей степени развивает в человеке творческие способности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Результаты социологического опроса, представленные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Подростки еще не понимают степень значимости труда и его роли в становлении творческих способностей. |
2) | Вполне очевидно, что учеба более значима для подростков и молодежи, так как это основной вид их деятельности. |
3) | Значение игры в становлении творческих способностей подростки недооценивают, их поколение мало связано с игровой деятельностью. |
4) | Люди зрелого возраста, социальная жизнь которых в первую очередь связана с трудом, видят и понимают творческую сущность труда. |
5) | С возрастом значение учебы и игры в становлении творческого потенциала личности увеличивается. |
|
|
Ответ: ____________124
В19 |
К каждому положению первой части таблицы (суждениям) подберите подходящее по смыслу положение из второй части таблицы (аргументов).
I. | СУЖДЕНИЯ |
А) | Природа человека сложна и противоречива. |
Б) | Родившийся ребенок – индивид, еще не обладающий личностными качествами. |
В) | Способности человека не заложены у него с рождения. |
Г) | Трудовая деятельность носит творческий характер. |
II. | АРГУМЕНТЫ |
1) | Их формирование на основе врожденных задатков – результат деятельности, активности человека в обществе. |
2) | Качества личности разовьются и сформируются у него только во взаимодействии с обществом, с вхождением в социальную среду. |
3) | Ее результатом становится создание нового, не имеющего аналогов в природе. |
4) | В ней присутствуют как биологически заданные, так и социально обретенные элементы. |
Полученный ответ запишите в таблицу ответа.
А | Б | В | Г |
Ответ: 4213
В20 |
Установите логическую последовательность предложений таким образом, чтобы они составили связный текст.
А) | В процессе социализации можно выделить первичные и вторичные факторы. |
Б) | Этот процесс включает в себя освоение человеком социального опыта, знаний, умения взаимодействовать с другими людьми, обществом в целом. |
В) | Важнейшим фактором вторичной социализации выступает образование и профессиональная деятельность. |
Г) | Первичные факторы социализации – это, в первую очередь, семья, близкие, первые друзья. |
Д) | Формирование личности человека связано с процессом социализации. |
Получившуюся последовательность букв впишите в таблицу ответа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ: ДБАГВ
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6. |
Свобода как благо
«Свобода — это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.
Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» — значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.
Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора — нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».
|
|
(М.Малерб)
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С1 |
С2 |
Сформулируйте своими словами авторское понимание свободы человека. Приведите подтверждение приведенного суждения.
С3 |
Какими аргументами автор подтверждает свою мысль о ценности свободы? Приведите любые два подтверждения с опорой на текст и знание курса.
С4 |
Почему автор считает, что человеку трудно реализовать в обществе свободу? Приведите любой пример из истории, подтверждающий мысль автора.
С5 |
Рассмотрите ситуацию: в столицу на заработки приехал молодой человек. Он не успел закончить среднюю школу, и у него не было никаких специальных профессиональных навыков. В чем ограниченность его профессинального выбора? Дайте ответ и приведите в его обоснование цитату из текста.
С6 |
В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.