Использование автором средств фонетики

Образы родины в ранней лирике поэта.

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

Для Есенина родной край, родина – это село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах.

«Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. Она подлинный герой ранней поэзии Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих юношеских стихов. Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья. Однако уже и тогда родина не предстаёт ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы»; и девочка-малютка, просящая со слезами «хлеба чёрствого кусок» у окна больших хором; здесь и «старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток». В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» мы видим тощую деревеньку – пустырь с некошеной травой, с пятью покривившимися избами. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах. Уже в ранних стихах Есенина нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного – равнодушия к Человеку. И не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта.

Гуманизм молодого поэта, его демократическая устрем­ленность с особой силой проявляются в ранней лирике поэта.

 

Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна.

Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная …» — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница».Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси. Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку. Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин – «Гой ты, Русь, моя родная»! Это стихотворение – ностальгия по родному краю.

Выразительные средства в произведении

Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, – это олицетворение. С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная».. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит. Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга – зелеными. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве. В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли. Есенин активно применяет метафоры – веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты – захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый, создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй. В добавок, обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай). Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.

Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»


Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

2. Тема любви в лирике Есенина. Любовь в творчестве Сергея Есенина.

С.А. Есенин был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья. Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой. Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной. Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев. Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны. Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится. В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать. Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий. Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого. Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения. Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд. Новая любовь У него появляется новая муза – Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство. Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили. Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью. А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств. Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому. В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину. - Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми. До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал, в творчестве звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением - сожалением о прошедшей любви. Считается, что адресатом его была некая девушка Наталья (фамилия в разных источниках звучит по-разному), которая жила в том же селе Константиново, где родился и провёл отроческие годы поэт, и была возлюбленной Есенина. Наталья не долго смогла находиться в одиночестве и через год вышла замуж. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому катрену мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства. Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью. Одно из ранних произведений Есенина, посвященное утраченной любви, где многочисленные повторы местоимений создают эффект диалога с той, такой любимой, ласковой и нежной. Но чувства прошли, уже никогда влюбленные не будут бродить по тонким дорожкам сада, не раздастся более «имя тонкое», которое «растаяло, как звук», то есть исчезло навечно. Избранница автора прекрасна, какой только может быть первая любовь для юноши. Об этом говорят метафоры, которые употребляются едва ли не в каждой строке: сок ягод на коже — яркий здоровый румянец, сноп овсяных волос — русые косы любимой. В тексте встречаются устаревшие слова «стан» и «уста». Они придают стихотворению торжественность, возвышенность. Образ возлюбленной становится еще более поэтичным, особенно если учитывать необычную сочетаемость слов «выдумал» и «гибкий стан и плечи». Обращает на себя внимание использование прилагательных, обозначающих цвет. Багряный, алый, розовый - это оттенки красного, цвета любви, страсти. Причем и выбор оттенков не случаен. Стихотворение наполнено и другими эпитетами, (волос овсяных, ты нежная, красивая, ты лучиста и светла, имя тонкое, смятой шали, невинных рук, запах мёда, тихий час, говор кроткий, водяных, поющих с ветром сот, гибкий стан, светлая тайна). Много в произведении эпитетов, связанных с явлениями природы (волосы овсяные, сок ягоды, запах меда, водяных, поющих с ветром сот и т.д.). Это подтверждает наше предположение о том, что любовь автора не просто ушла, она растворилась в природе, но все же осталась с ним.

Многообразны и метафоры (сноп волос; с алым соком ягоды на коже; зерна глаз, осыпались, завяли; имя тонкое растаяло; шепчет вечер; ты песня и мечта; к тайне приложил уста).

Интересна метафора «водяных, поющих с ветром сот». Что имеет в виду поэт? Может быть, это журчание ручья, бегущего по камням, которое особенно слышно вечером, в тишине. Звукопись на [о], [р] в этих строчках позволяет это предположить.

В стихотворении использованы и другие фигуры речи, которые позволяют полностью окунуться в отчаяние безответной ушедшей любви. Произведение богато синонимами, позволяющими понять картину утраты, инверсия в некоторых строках произведения меняет привычный способ восприятия, как меняется мир после разлуки.

Стилистически единое произведение умышленно поделено автором на две части. Первая и вторая строфа говорят о печали, ушедшей навсегда любви, которая была так прекрасна, но третья строфа всецело посвящена тому, что все переживания, чувства и порывы не забыты, они навсегда остались в памяти «в тихий час, когда заря на крыше».

Именно бессонные ночи дают волю воспоминаниям, когда кажется, что даже в порыве ветра слышно имя любимой и что угаснувшие чувства, как «светлая тайна» никогда вновь не станут явными. Но последняя строфа снова возвращает читателя в действительность, где автор снова напоминает о том, что это всё былое, навсегда переставшее быть реальным.

Именно кольцевая композиция стихотворения, то есть повтор первой и последней строф, говорят о том, что возможно в жизни снова будут радостные моменты, ведь всё взаимосвязано, и конец одного события неизбежно является началом другого. Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл. Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней.

В произведении довольно часто встречаются общие эпитеты, что говорит об общем представлении возлюбленной, в то же время первая любовь вовсе не лишена и таких индивидуальных черт, как «сноп волос» и «запах мёда от невинных рук». Довольно часты употребления эпитетов природных явлений: песня ветра, розовый закат. Эти сравнения дают полную картину того, что любовь — это высшее чувство, такое же величественное, как сама природа.

Использование автором средств фонетики.

Фонетическая организация текста- среди согласных звуков доминирующую позицию занимают [Т], [С], [К]- приглушенные, не ложащиеся на язык, напоминающие шепот, тишину. Аллитерация доказывает: то, о чем Есенин пишет в стихотворении, является для него очень личным, сокровенным, тайным. Поэтому он «не кричит» об этом, а едва слышно «нашёптывает». Эти же звуки позволяют представить картины природы. Недаром любимая ассоциируется у поэта с тихим теплым закатом, когда все живое начинает засыпать, когда шелест листьев, легкое дуновение ветра только усиливают ощущение тишины и покоя. Необычно использование автором противоположных по характеристикам гласных звуков. Мы наблюдаем ассонанс гласных [А], [И]

[А] - открытый, это звук песни, звук крика радости, восторга и счастья, [И] – узкий, тонкий, звук жалобы и боли. Они используются почти в равном количестве. Это соответствует идейному содержанию стихотворения, в котором эмоции печали и радости гармонично сливаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: