Охарактеризуйте научный диалог и его спицифику

Диалог, по мнению всех исследователей, должен обладать определенными характеристиками. Прежде всего, это наличие как минимум двоих собеседников, непосредственно между которыми происходит обмен речевыми высказываниями. Также в диалоге должен присутствовать непринужденный характер речевой обстановки. Обязательна для диалога смена говорящих лиц, то есть должна наблюдаться попеременная адресация речи. При этом в процессе диалога происходит одновременная подготовка собственных высказываний, их реализация и восприятие своей речи и речи собеседника на слух. Большое значение в диалоге имеют невербальные выразительные средства языка, такие как жесты или мимика говорящих.

Размеры диалога теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый диалог имеет начало и конец. Единство диалога в его смысле, теме, содержании. Диалог - средство выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений, речевое построение, в котором два говорящих как бы создают одну мысль, структура, где тема распределяется между двоими

Дополнительным средством передачи информации при непосредственном общении служат мимика, жесты, различные телодвижения, социально обусловленные и соответствующие, интеллектуальному и эмоциональному состоянию говорящего

схема диалога такова: формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие

речь профессора университета отличается большей логикой и стройностью изложения, словарным запасом, нет разговорной речи, отсутствуют неполные предложения.

в научной, даже при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи.

Характеристика научного диалога (признаки можно добавлять):

1. Уважительное отношение к собеседнику.

2. Научный диалог более логичен в своем развитии, есть четкий ответ «для чего» он.

3. Более медленный темп (по сравнению с бытовыми диалогами, для обработки поступающей научной информации)

4. Использование профессиональных научных терминов.

5. При большой разнице в знаниях превращается в монолог.

6. В процессе диалога (устной речи) возможно появление необходимости делать записи для сохранения

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: