Методика проведения психолого-педагогического исследования

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воеди­но все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраива­ются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее кри­терии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотно­сятся с конкретными методами исследования, определяется последователь­ность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.

Обычно процесс психолого-педагогического исследо­вания в обобщенном виде состоит из следующих этапов:

1. 1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. 2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. 3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. 4. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

5. 5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. 6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. 7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. 8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. 9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. Обычно первый этап включает в себя вы­бор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, форму­лирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обос­нование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Логика третьего этапа строится на основе внед­рения полученных результатов в практику и литературного оформления ра­боты.

Вместе с эти, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, кото­рым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возмож­ностей.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто еще не известное науке, то, что предстоит открыть, доказать. Для этого требуется выяснить, что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы. Исследователь должен быть убежден, что начинает работу на действительно неизведанном «поле» научного поиска.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Разумеется, начинающий исследователь часто не обладает достаточным кругозором для безошибочного определения темы. В этом случае он руководствуется требованиями государственных нормативных документов, в которых определяются приоритетные участки научных изысканий. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с научным руководителем, учеными, педагогами, педагогами-практиками.

Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки.

Окончательно формулировать тему научной работы целесообразно после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы впоследствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы.

Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве объекта выступает та совокупность связей и отношений, свойств, которая служит источником необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Исходя из темы и проблемы, объекта и предмета определяются цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования – «ступеньках», пройдя по которым можно достичь намеченной цели.

Гипотеза – научное предположение.

Формирование гипотезы – сложный процесс. Здесь многое зависит от способностей исследователя, таких его качеств как творческое мышление, интуиция.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: