Классическое и неклассическое понимание бытия

СЕМИНАР 1

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

 

1. "Многие философы понимали, что небытие существует. Но и они "думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное Бытие же относительное и вторичное по отношению к небытию" (А.Н. Чанышев). Согласны ли Вы с автором, что небытие существует? Обоснуйте свой ответ.

2. К какому структурному элементу бытия Вы отнесете легенды, мифы, сказания?

3. В начале рассуждения о материи надо поместить определение ее: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные частицы..." (М. В. Ломоносов).

Дайте оценку такого понимания материи с точки зрения современного философского учения о ней.

4. "... Материализм признает объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Можно поэтому сказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собой нечто определенное, конкретное" (Г.В.Ф. Гегель).

Прав ли Гегель? Обоснуйте свой ответ.

5. На занятии было дано такое определение материи: "Материя - объективная реальность, данная человеку в ощущениях".

Первому студенту, давшему такое определение, возразил второй студент: "Я не согласен с этим определением, потому что есть такие микрочастицы, которые не даны нам в ощущениях, но они материальны".

Третий студент спросил: "А мне не понятно, что имеет в виду первый студент под словом "человек" - отдельное лицо, группу или человечество?"

Первый студент ответить второму не смог, а третьему ответил, что под словом "человек" он имеет в виду одного, отдельного человека.

Согласны ли Вы с истолкованием определения материи, которое дал первый студент, и его ответом на вопрос третьего? Проанализируйте высказывание второго студента.

6. Что такое "виртуальная реальность". Является ли виртуальная реальность материальной, идеальной или это особый структурный элемент бытия?

7. "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр).

В чем философская ошибка автора?

8. Сознание отражает мир. Абсолютно ли сходство между объектом мира и его отражением в сознании человека? Обоснуйте свой ответ.

9. В США была предпринята попытка, изучая биотоки мозга, расшифровать содержание мыслей. Попытка оказалась неудачной.

Могут ли подобные попытки окончиться удачей? Аргументируйте свой ответ.

10. Предметом спора философов является вопрос о том, возможна ли бессловесная мысль. Одни утверждают, что язык - это форма мысли, вне которой она существовать не может. Другие считают, что мысль может существовать без оформления в системе слов.

Ваше мнение?

11. Иногда студенты говорят: "Я этот вопрос хорошо знаю, но сказать не могу". Правильно ли утверждение: "Те, кто хорошо мыслит, хорошо говорит"?

12. Как Вы понимаете фразу Гегеля: "Сознание не только отражает мир, но и творит его"?

13. Параллельно с развитием мозга шло развитие органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим совершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга в целом сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. "Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла" (К. Маркс).

7. Почему человеческий глаз замечает в вещах больше, чем глаз орла?

 

Темы сообщений (докладов) для обсуждения

 

§ 1.Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект).

§ 2. Основные формы бытия.

§ 3. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени.

§ 4. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

§ 5. Изменение и развитие закономерности.

§ 6. Три закона диалектики

 

Материал для докладов

 

Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект).

 

Категория в философии – наиболее общее понятие. Бытие - главная философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объему - самое богатое, так как под него подпадает все, что существует  во Вселенной, в том числе и сама Вселенная. Вопрос о бытии – предельный философский вопрос высокой степени абстракции, отвлечения от многообразия мира. Философия с самого своего возникновения отвечала на вопрос, как соотносится единое и многое, потому что в нем содержится ключ к пониманию мира в целом. Несмотря на то, что категория бытия – наиболее общее понятие, нельзя утверждать, что само бытие – конструкт разума. Эта категория отсылает нас к сущему, к тому, что есть.

Категория бытия предполагает утверждения:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их различное по форме существование - выражение единства мира.

Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

Классическое и неклассическое понимание бытия.

В истории философской мысли бытие понимали по-разному. Среди многообразия учений о бытии можно выделить классическое и неклассическое его понимание.

  Классическое: Бытие рассматривается как сущее, что-то, что можно познать как объект (отсюда характерная для всей классики субъект/объектная парадигма, предполагающая противопоставление субъекта познания и объекта). Из этой парадигмы вытекает разрыв между бытием и человеком, желание человека подчинить себе бытие (управлять и распоряжаться природой). Последствия этого – глобальные проблемы человечества, экологический, экономический и прочие кризисы.

Этапы классического понимания бытия:

· Античность: натурфилософы впервые поставили вопрос о бытии: что есть все? И дали свои ответы: бытие – это вода (Фалес), огонь (Гераклит) или воздух (Анаксимен), т.е. конкретная субстанция, из которой возникает весь мир.

Парменид поставил вопрос о бытии в плоскости понятийного, логического мышления: как можно мыслить бытие как строгое понятие? И дал свой ответ: бытие едино, вечно, неделимо, из него логически вытекает отсутствие небытия и движения. Таким образом, бытие тождественно мышлению.

Демокрит построил первое материалистическое учение о бытии как совокупности множества атомов, взаимодействующих друг с другом, и пустоты.

Платон понимает под истинным бытием совокупность умопостигаемых вечных, неразрушимых форм или сущностей — «идей», жалким отражением которых является наш чувственный мир, конечный, подверженный разрушению. Аристотель понимает бытие не как идеальную сущность, а как как чувственно-конкретный мир, в котором каждая вещь имеет свою цель и предназначение.

· Средневековье: сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога (онтологическое доказательство существования Бога А. Кентерберийского). Различные трактовки бытия выразились также в споре реалистов и номиналистов, соответственно тяготевших к платонизму и аристотелизму. Возникает различение сущности (essentia) и существования (existentia), в которой выделяются два аспекта бытия вообще: его идеальное содержание и его реальная положенность.

· Новое время: проблема бытия была поставлена как поиск лежащей в его основании субстанции – исходном внутреннем единстве разнообразных вещей, процессов и явлений. Вещи разрушаются, субстанция же вечна, никем не обусловлена, кроме себя самой (монизм Спинозы). Чтобы познать бытие, мы должны познать субстанцию.

· Классическая немецкая философия: открытие субъект-объектных отношений в немецкой классической философии изменило понимание бытия: оно не свойство вещей, но сама деятельность субъекта как полагание (И. Кант). У Гегеля бытие – развертывающий сам себя дух (тождественный разуму, идее).

· Марксизм: бытие – это материя, находящаяся в постоянном движении и развитии. Бытие определяет сознание.

  Неклассическое: в XX веке в лице М. Хайдеггера началась критика классического понимания бытия и разработка новой фундаментальной онтологии. Хайдеггер полагал, что подлинное бытие не есть отвлеченное от человека сущее (предметное, объектное бытие), не есть вечная субстанция, объективное духовное или материальное начало мира. Бытие всегда связано с человеком, оно есть бытие-в-мире, т.е. открытое, незавершенное бытие. Человек, обладая языком, связан с бытием самыми тесными связями, раскрывает через образы, символы, слова скрытые, потаенные возможности бытия, делая его

разнообразным и несводимым к предметному, застывшему сущему. Так, например, чаша – это не замкнутый сосуд со стенками, выполняющий функцию емкости, это еще и образ культуры – чаша озера, чаша рук, чаша вечного огня, чаша Грааля. Язык человека размыкает бытие, мир, делает его многомерным. Вместе с этим меняется и наше отношение к бытию: оно перестает быть потребительским, ведь вещь – не функция, цель (как это считалось, начиная с Аристотеля). Вещь, само бытие многомерны, открыты и незамкнуты в отличие от классического объективированного бытия (чаша как емкость для жидкости). Человек – это не субъект, противопоставленный бытию и призванный им обладать, но хранитель тайн бытия, и в то же время открыватель бытия, «пастух бытия». Бытие у Хайдеггера исторично и динамично, а в классической философии статично, одинаково во все времена.

 

Вывод: Хайдеггер обозначил новый вектор философии XX века, новую парадигму мышления о бытии, человеке, в рамках которой возможно решить многие глобальные проблемы человечества: экологические, проблемы неравномерного развития стран, войны и мира и пр. Его философия во многом остается недопонятой, так как противоречит сложившимся формам мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: