double arrow

Механизм бизнес-процессов в системе 1С:Предприятие. Карта маршрута, точки маршрута, задачи.


Механизм бизнес-процессов (МБП) появился в составе "1C:Предприятие" в начале 2005 г., и можно утверждать, что это — очень перспективное и полезное новшество платформы. Его суть — автоматизация цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и связи. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить качество организации работы и эффективность управления.

  • · Повышение качества. Бизнес-процессы формулируют и реализуют правила выполнения отдельных операций и их взаимосвязь, что позволяет значительно сократить или даже полностью исключить из бизнес-процесса ошибки, обуславливаемые человеческим фактором. Простой список заданий позволяет сотрудникам сконцентрироваться на своих непосредственных обязанностях.
  • · Повышение эффективности. С помощью механизма бизнесс- процессов можно формализовать организационную деятельность и возложить функции управления совместной работой сотрудников на прикладное решение, что ведет к более эффективному использованию рабочего времени.
  • · Обеспечение новых возможностей. Данные о выполнении задач и о ходе бизнес-процессов могут служить основой для оптимизации организационной структуры предприятия, выявления "узких" мест и скрытых ресурсов. Таким образом, в полной мере реализуется методология процессного управления.

В целом использование механизмов бизнесс- процессов в прикладных решениях позволит предприятиям, в том числе и малым, перейти от традиционной функциональной модели управления к современной процессно-ориентированной схеме, качественно улучшив свою деятельность путем реинжиниринга и автоматизации бизнес-процессов.




Бизнес-процессы в "1С:Предприятие" нужны для того, чтобы объединять отдельные операции (выписка счета, прием наличной оплаты, отпуск товара со склада и т. д.) в цепочки взаимосвязанных действий, приводящих к достижению конкретной цели (например, продажа товара за наличный расчет). Участие сотрудников в жизненном цикле бизнес-процесса достигается ролевой маршрутизацией.

Механизм бизнес-процессов в 1С обеспечивается сразу несколькими объектами конфигурирования: бизнес-процессы, задачи, регистр сведений и параметр сессии. Как правило, типы реквизитов адресации задачи и измерений регистра сведений назначаются ссылками на соответствующие справочники, поэтому к четырем вышеперечисленным видам добавляются еще справочники.

Основные объекты механизма бизнес-процессов — это бизнес-процессы и задачи. Они используют друг друга и еще три вспомогательных объекта — параметр сеанса, регистр сведений и справочники. Вспомогательные объекты не используют ни друг друга, ни основные объекты.



Задача предназначена для учета заданий и описывает способ их распределения по исполнителям с учетом организационной структуры предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть многомерную ролевую маршрутизацию, например по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т. д. При этом задачи могут создаваться не только бизнес-процессами, но и другими объектами информационной базы и непосредственно пользователями. Более того, в общем случае исполнителем задания может быть не только сотрудник, но и любая внешняя система, например другая учетная система.

Понятие задачи фактически определяет лишь интерфейс взаимодействия бизнес-процесса с заданием, выполнение которого может быть, в общем случае, не связано с выполнением операций в самой системе. Например, бизнес-процесс по ходу своего выполнения может потребовать согласования какого-то вопроса с руководителем фирмы. Сформулированная таким образом задача будет, к примеру, адресована секретарю, который станет решать ее любыми доступными ему способами: по электронной почте, по телефону и т. д. Задача будет считаться выполненной, когда в систему поступят сведения о получении нужного согласования.

Объект "Бизнес-процесс" описывает логику выполнения операций для достижения той или иной цели и управляет жизненным циклом созданных бизнес-процессов (их экземпляров) от момента старта до момента завершения. Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов и реакцию бизнес-процесса на различные события.



Операции, выполняемые в ходе бизнес-процесса, представлены на карте маршрута точками действий, которые содержат информацию о том, кто и что должен сделать на данном этапе. Исполнитель может определяться персонально (Иванов) или с учетом ролевой маршрутизации («Кладовщик», "Руководитель отдела продаж"). При переходе бизнес-процесса на точку действия он автоматически формирует задачи, устанавливая в них предусмотренные реквизиты адресации. После того как исполнитель отметит задачу как выполненную, бизнес-процесс автоматически переходит к следующей точке маршрута в соответствии с картой.

В точке действия возможно также назначение групповых и коллективных задач. В первом случае действие должны выполнить все члены группы, — например, когда всем менеджерам нужно предоставить ежемесячный отчет. Во втором — действие должен выполнить только один из членов группы (например, завизировать документ у одного из старших менеджеров). В точке действия можно описать проверку необходимых условий выполнения задачи, интерактивный диалог с пользователем при переходе далее по маршруту и указать, например, какие документы следует открывать при активации задач, связанных с этой точкой маршрута бизнес-процесса.

Задача предназначена для учета заданий и описывает способ их распределения по исполнителям, с учетом организационной структуры предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть многомерную ролевую маршрутизацию, например, по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т.д.

Задачи являются "движущей силой" механизма бизнес-процессов. При выполнении задачи породивший ее бизнес-процесс осуществляет переход на следующую точку маршрута в соответствии с картой маршрута. При этом задачи имеют самостоятельную прикладную ценность как список заданий, назначенных конкретным исполнителям напрямую, или посредством ролевой маршрутизации, и могут использоваться отдельно от бизнес-процессов.

При формировании списка задач для конкретного сотрудника, используется регистр сведений, который обеспечивает нахождение соответствий роль-сотрудник согласно системе адресации, настроенной в задаче. Как правило, для всех бизнес-процессов реализуется единый список задач.

 

Бизнес-процесс

Описывает бизнес-логику в карте маршрута и управляет жизненным циклом созданных бизнес-процессов (экземпляров) от момента старта до момента завершения. Необходимым свойством описания бизнес-процесса является связь с задачей, которая задает систему адресации и позволяет проектировать карты маршрута в соответствии с поддерживаемой в прикладном решении организационной структурой.

Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов, и реакцию бизнес-процесса на различные события:

Для создания карты маршрута бизнес-процесса могут быть использованы все оформительские возможности, предоставляемые графической схемой.

При работе пользователя с системой предусмотрена возможность отображения актуальной карты маршрута для конкретных экземпляров бизнес-процессов с учетом пройденных и активных точек маршрута.

Точка действия
Точки этого вида описывают отдельную операцию (единицу работы), соответствующую определенному этапу (шагу) в жизненном цикле бизнес-процесса:

Точка действия содержит информацию кто и что должен сделать на данном этапе, например:

  • бухгалтер - принять оплату наличными;
  • кладовщик - выдать товар со склада по накладной;
  • системный администратор - зарегистрировать нового сотрудника в сети и электронной почте.

Формулировка задания обычно составляется из глаголов и отглагольных существительных. Исполнитель может определяться персонально (Иванов), или с учетом ролевой маршрутизации ("Кладовщик", "Руководитель отдела продаж"). При переходе бизнес-процесса на точку действия он автоматически формирует задачи, устанавливая в них реквизиты адресации, предусмотренные в точке действия.

Бизнес-процессы 1С и задачи 1С

Мы обсуждали задачи 1С недавно. Это объект 1С, который является информационной напоминалкой пользователю о необходимости выполнить какие-то действия.

Бизнес-процессы 1С и задачи сильно связаны, так как в простом случае бизнес-процесс 1С является цепочкой таких задач, формируемых последовательно разным пользователям.

При старте формируется задача первому пользователю. Он отметил ее как выполненную. Система автоматически создает вторую задачу другому пользователю. И так далее.

Один бизнес-процесс 1С связан с одним видом задач, созданным в конфигураторе. Для указания вида задач, который будет формироваться, нужно в конфигураторе зайти в бизнес-процесс 1С и на закладке Основные указать свойство Задача.

Обычно в конфигурации создают один вид задач – универсальный и все бизнес-процессы 1С использует ее.

Однако имеется следующее затруднение — для разных задач часто требуются разные формы. Для одной задачи на форме нужно выбрать товары, для другой проекты. Как быть?

Из этого находят следующий выход:

  • В задаче создают универсальную форму
  • В событии ПередОткрытием() этой формы задачи:
    o Определяют какой бизнес-процесс 1С выполняется
    o Определяют какая точка бизнес-процесса 1С выполняется
    o Открывают нужную форму этого бизнес процесса 1С.

Карта маршрута бизнес-процесса 1С

 

Итак бизнес-процесс 1С состоит из цепочки точек выполнения. Цепочка точек настраивается на карте маршрута бизнес-процесса 1С. Чтобы открыть карту маршрута нужно нажать правой кнопкой на бизнес-процесс 1С и выбрать пункт меню Открыть карту маршрута.

Чтобы создать новую точку – просто перетащите ее на карту маршрута со специальной панели снизу.

Виды точек:

  • Старт
    Первая точка маршрута. Чтобы карта была корректной, на ней должна быть хотя бы одна точка старта. У сложных бизнес-процессов 1С точек маршрута может быть несколько.

Точка старта (и завершения) не формирует задач никому.

Завершение
Это точка, на которой ход бизнес-процесса 1С автоматически завершается. Несколько точек (вариантов) завершения используются достаточно часто (например, успешный вариант или отказ).

Точка действия (желтый квадрат)
Означает, что будет создана задача 1С и адресована пользователю.

Пользователь увидит ее в списке, выполнит какие-либо действия, установит в задаче галочку Выполнена и бизнес-процесс 1С двинется дальше по цепочке.

В свойствах точки действия можно назначить обработчик события ПередСозданиемЗадач(), который часто используется для заполнения реквизитов задачи, чтобы указать пользователю – в каких его действиях заключается «выполнение задачи».

Адресацию задачи (т.е. направить ее нужно пользователю или группе пользователей) можно установить двумя способами:
o Динамически в обработчике ПриСозданииЗадач() заполнять из кода 1С
o Если в задаче 1С уже созданы реквизиты адресации, в бизнес-процессе 1С уже указана Задача 1С, то в свойствах точки внизу, в разделе Адресация будут отображены все реквизиты адресации задачи, где можно выбрать тот набор реквизитов адресации, который нужен; ограничение – возможно выбирать только предопределенные элементы справочников.

  • Если установить галочку Групповая в свойствах, то это означает, что задач может быть создано несколько. Сами задачи (кроме первой) нужно генерировать самостоятельно, в обработчике ПередСозданиемЗадач(), однако система должна знать, что задач будет несколько, чтобы дождаться выполнения всех, а не двинуться дальше по маршруту после выполнения первой.
  • Точка условия
    Данная точка выбирает куда дальше двинется бизнес-процесс 1С. Выбор производится в обработчике точки ПроверкаУсловия(), который нужно создать в ее свойствах.

Чтобы бизнес-процесс 1С пошел далее по условию «Да», нужно в обработчике установить значение Результат = Истина.

Точка выбора варианта
То же условие, только многовариантное (больше двух вариантов ветвей). По умолчанию добавляется три варианта, их можно как убавить, так и добавить, нажав на них и используя кнопки Del и Ins. Для каждого варианта задается наименование.

Отличия в обработчике состоят в том, что Результат должен быть равен конкретному варианту, например:
Результат = ТочкаВыбораВарианта.Варианты.Вариант1;

Точки разделения и слияния
Позволяет распараллелить выполнение задач и слить потом обратно.

Точка обработки
Позволяет в обработчике Обработка() выполнить произвольные действия, например сформировать документ или провести его.

Точка вложенного бизнес-процесса 1С
На этом месте создается другой бизнес-процесс 1С и начинает выполняться. Этот же бизнес-процесс 1С ожидает полного завершения вложенного.






















Сейчас читают про: