И пересмотр конмтитуции РФ

Поправки к Конституции России — обновление положений Конституции Российской Федерации 1993 года путём процедур, предусмотренных главой 9 Конституции. Собственно поправками именуются конституционные поправки, принятые в форме законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, одобренные органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Обновление положений статьи 65 Конституции России осуществляется двояко: обновление, касающееся изменения наименования субъекта Российской Федерации, осуществляется указом Президента России о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с решением субъекта Российской Федерации[3]; обновление, касающееся изменения субъектного состава Российской Федерации, осуществляется согласно федеральному конституционному закону о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, который должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции России (ст. 137 Конституции России).

Обновление положений глав 3, 4, 5, 6, 7, 8 Конституции России осуществляется в форме особого акта — закона РФ о поправке к Конституции, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации [. При этом одним законом РФ о поправке к Конституции охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста; сам же закон получает наименование, отражающее суть данной поправки[2].

Обновление положений глав 1, 2, 9 Конституции России считается пересмотром её основополагающих положений, который возможен только через принятие новой Конституции Российской Федерации Конституционным Собранием, либо всенародным голосованием (ст. 135 Конституции России).

Пересмотр – это такое изменение наиболее важных конституционных положений, которое требует принятия новой Конституции. Пересмотр Конституции возникает в случае изменения гл. 1, 2 и 9. Исходя из смысла ст. 135 Конституции РФ, Федеральное Собрание РФ не может изменить положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Такая особенность процедуры подчеркивает, что пересмотр касается кардинальных конституционных изменений.

 

Внесение поправок в отличие от пересмотра предполагает изменение конституционных положений, не требующее принятия новой Конституции. По Конституции РФ в таком порядке изменяются гл. 3–8, внесение поправок в которые осуществляется с непосредственным участием российского парламента.

 

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

 

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов – указов Президента РФ, постановлений Совета Федерации или Государственной Думы, постановлений Правительства РФ и т.д. Эти акты должны приниматься с соблюдением процедур, установленных в регламентах палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, регламентах их законодательных (представительных) органов государственной власти.

Порядок пересмотра Конституции РФ является усложненным по субъектному составу и охватывает несколько стадий.

1. Инициирование предложения о пересмотре и рассмотрение этой инициативы Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре, внесенное одним из субъектов, перечисленных в ст. 134 Конституции РФ, должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Советов Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом данное предложение может быть внесено первоначально как в ГосударственнуДуму, так и в Совет Федерации.

2. Созыв Конституционного Собрания.

В случае поддержки палатами Федерального Собрания РФ предложения о пересмотре указанных глав Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании должен определить процедуру созыва, состав данного органа и порядок его деятельности. В настоящее время такой закон пока не принят, но ряд его проектов уже был внесен в Государственную Думу.

3. Принятие решения Конституционным Собранием.

Конституционное Собрание принимает одно из двух решений: 1) подтверждает неизменность действующей Конституции; 2) разрабатывает проект новой Конституции.

 

4. Принятие новой Конституции.

В случае если Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции России, то такой проект может быть принят двумя способами: 1) двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) всенародным голосованием – референдумом.

При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Таким образом, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование, новая Конституция не может считаться принятой.

Столь усложненный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность основ конституционного строя, устойчивость конституционной модели регулирования прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Процедура внесения конституционных поправок по сравнению с пересмотром Конституции облегчена, однако также является достаточно сложной.

Юридическая возможность внесения поправок в гл. 3–8 Конституции РФ предусмотрена в ст. 136. Установленная процедура предусматривает два этапа.

1. Принятие конституционных поправок осуществляется в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона.

2. Принятый Закон о поправках вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Такой усложненный порядок обеспечивает принятие серьезного решения, согласованного с составными частями России и с учетом более широкого представительства интересов населения.

Правовая форма принятия Федеральным Собранием РФ конституционных поправок уточнена Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П, в котором отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Отсюда Конституционный Суд РФ постановил, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции. На данный Закон распространяется процедура, установленная для принятия федерального конституционного закона.

Таким образом, поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в форме специального Закона о конституционных поправках, одобряемого большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом особенность данного специального Закона РФ о конституционных поправках заключается в необходимости его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Непосредственно процедура внесения и принятия конституционных поправок Федеральным Собранием РФ определяется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Особый порядок предусмотрен для изменения ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в данную статью Конституции, содержащую перечень субъектов РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ). В настоящее время такой порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Под принятием в Российскую Федерацию нового субъекта подразумевается изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к России иностранного государства или его части, в то время как образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает внутреннее изменение структуры или территориальное размежевание Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию осуществляется также в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Россией с данным иностранным государством.

Другой, более упрощенный, порядок устанавливается в случае изменения наименования субъекта РФ. Изменение названия субъекта РФ – республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – относится к его собственному ведению. После того, как субъект Федерации изменит свое наименование в порядке, устанавливаемом, как правило, в его конституции или уставе, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции). Изменения наименования субъекта РФ включаются указом Президента РФ.

В спорных случаях Президент РФ вправе использовать предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае невозможности достижения согласованного решения он может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Не может быть произведено переименование субъекта РФ, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава России или конституционно-правового статуса субъекта.

ВОПРОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: