double arrow

Наука Нового времени.

В Новое время – с XVII до начала XX века – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий, критическим отношением к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности. Наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.

На небывалую прежде высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает престиж философии: идеи Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гете заложили фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся «властителями дум» в обществе. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

Главные отличительные черты Нового времени: падение авторитета церкви и рост авторитета науки.

В это время были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVII в. – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбници др. – освободили философию от схоластики. Основой философского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но ее безраздельному владычеству над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры, не господствующая над всеми другими областями, а сосуществующая рядом с ними.

В это время происходит кардинальная трансформация исследовательской программы и, благодаря этому, протонаука превращается в науку.

В этот период были заложены основы современного естествознания. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) и Рене Декарт (1596 – 1650) – два имени, означающих духовный переворот, выведший Европу на новые пути научного и общественного развития. По словам В. Вернадского: «XVII век – великий век в истории человечества. Это век создания новой философии, новой математики, нового опытного знания».

Это век породил людей с новыми мыслями и новыми поступками. Создавая новый научный метод, формулируя новые принципы познания и руководства ума, отцы новой науки открыли возможность совершенно особого видения мира. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности.

Бэкон сделал попытку создать философию экспериментального естествознания, выяснить условия правильности выводов, обобщений из опытных наблюдений. Он был противником представления о зависимости природных явлений от сверхъестественных сил. Это привело к принятию тех принципов понимания знания, которыми руководствуются научные исследования и поныне.

Наука, считает Бэкон, должна опережать практику. Однако на этом пути есть затруднения, которые связаны с неправильным употреблением ума человека. Только создание нового метода и новой логики могут привести границы мышления в соответствие с практикой и сделать теорию могучим средством борьбы человека за овладение силами природы. Метод является кратчайшим путем к истине. Но для того, чтобы воспринять новый метод, надо уничтожить причины, задерживающие умственный прогресс.

Декарт вошел в мир четыре столетия тому назад и уже не покидает его, оставаясь активным творческим источником нашей умственной жизни. Декарт конструктивно определил строй нашего мышления. Время не изменило принципа рациональности.

Декарт был философом, математиком и ученым. Его громадным вкладом в геометрию явилось создание аналитической геометрии. Он использовал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения, он применил алгебру к геометрии.

Основоположник новоевропейского рационализма Декарт предлагает рассматривать мир, исходя из того, что во Вселенной господствует не моральный, а математический порядок, в основе которого лежат не смысл и цель, число и мера. Он утверждает, что «все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем», а максимально ясное и отчетливое познание вещей достигается, если мы начинаем «их рассматривать как объекты математических доказательств». При этом убежденность Декарта в математическом характере мирового порядка глубока настолько, что он не сомневается в том, что «Бог не в состоянии произвести» вещь, о которой невозможно было бы получить ясного и отчетливого (т.е. математически доказанного) знания.

В результате границы бытия совмещаются с границами математизированного естествознания, а все, что оказывается за пределами (в том числе цели и ценности) представляются химерическим продуктом чистого вымысла. Так, в XVII в. происходит радикальная смена приоритетов, в результате которой математизированное естествознание начинает рассматриваться как эталон научного знания вообще.

Декарт, как и Бэкон, подчеркивал необходимость реформы научного мышления. Нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей, чтобы они могли стать господами природы. Начать построение философии следует с рассмотрения метода, так как, только обладая правильным методом можно добиваться «познания всего».

Бэкон и Декарт провозгласили двоякое познавательное основание современного мышления. В их манифестах эмпиризма и рационализма осознание важности природного мира и человеческого разума обрело современное выражение. Началось победное шествие науки.

Основатель классического естествознания – великий английский ученый И. Ньютон (1643 – 1727) достиг вершины своих открытий, используя синтез индуктивного эмпиризма Бэкона с дедуктивным математическим рационализмом Декарта. После Ньютона наука утвердилась в положении полновластного арбитра при решении всех социальных задач. Он чрезвычайно много сделал для становления физики как науки и особенно механики. Кроме разработки законов динамики и закона всемирного тяготения, Ньютон создал для их описания новый математический аппарат дифференциального и интегрального исчисления (независимо и одновременно с немецким математиком и философом Г. Лейбницем (1646 – 1716), предложил теорию движения небесных тел, создал основы небесной механики, открыл дисперсию свете и спектральный состав белого света, хроматическую аберрацию света, исследовал интерференцию и дифракцию света, построил зеркальный телескоп, развил корпускулярную теорию света, высказав, тем не менее, и гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые свойства.

Система Ньютона навсегда останется первой научной системой в мире, что определяет ее непреходящую ценность. Ньютон указал, по словам Эйнштейна, пути мышления, экспериментальных исследований и практических построений, был исключительно изобретателен в нахождении математических и физических доказательств.

Влияние взглядов Ньютона на дальнейшее развитие физики огромно. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: «Ньютон заставил физику мыслить по своему «классически», как мы выражаемся теперь… Можно сказать, что на всей физике лежал индивидуальный отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе».

Современная физика не отбросила механику Ньютона, она только установила границы ее применимости. В физике, которую впоследствии назовут классической, почти нет раздела, где он не оставил бы глубокого следа.

Своим стремлением свести все к механике Ньютон ввел понятие механистического материализма (механицизм). Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, он глубоко верил в Бога и очень серьезно относился к религии. Для него не было конфликта между наукой и религией, в его мировоззрении уживалось и то, и другое. Поскольку материя у Ньютона является инертной и не способной к самодвижению, пустое абсолютное пространство как бы безразлично к материи, т.е. не связано со временем. И так как его свойства не зависели от наличия или отсутствия в нем материальных объектов, то в качестве первоисточника движения он признает божественный первотолчок. Он сравнивал вселенную с часами, которые завел Бог.

В работах Ньютона раскрывается методология его представлений о природе. Ньютон был убежден в существовании материи, пространства.

Вольтер утверждал, что ньютоновская механика вполне приложима к общественной жизни, и вскоре даже стали появляться расчеты «условий динамической устойчивости общества». По мере же того как выяснялось, что человек, разум, духовная жизнь не укладываются в механико-математические рамки, они попросту стали изгоняться из механистической картины мира вплоть до ХХ в.

К характерным чертам мировоззренческих и культурных особенностей Нового времени можно отнести следующее:

1. Вселенная предстала безликим феноменом, управляемыми разумными сверхестественными законами, толкуемыми в понятиях физики и математики. Необходимый порядок уже не приписывался воле Бога, а стал пониматься как результат действия вечных законов механики, не связанных с высшими целями. Человеческий разум в состоянии постичь естественный порядок своими силами.

2. Присущее христианству пренебрежение к материальному миру сменилось воодушевленным принятием этого мира и этой жизни. Христианское противопоставление духа и материи превратилось в противопоставление субъективного человеческого сознания и объективного безличного материального мира.

3. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, распорядителя и стража культурного мировоззрения. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны.

4. Познание Вселенной понималось как трезвое, беспристрастное научное исследование, тогда как другие человеческие способности (эстетические, эмоциональные, волевые) стали рассматриваться как несущественные, лишь искажающие истинное познание мира.

5. Неизмеримо увеличилась интеллектуальная, психологическая самостоятельность современного человека. Появился свет новой веры в то, что естественный разум и достижения науки шаг за шагом приближают «золотой век» человечества, где воцарятся мир и мудрость. Утверждается максимальная свобода человека, от угнетения, от церкви, от средневековой схоластики.

Первая брешь в метафизическом способе мышления была пробита великим немецким философом И. Кантом.

Философия Иммануила Канта (1724 – 1804) открывает собой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII – начала XIX в. Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа – до Канта и после Канта. В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине ХХ. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

Естественнонаучные исследования убедили Канта в наивности метафизического мышления. Кант критически относился как к эмпиризму, так и к рационализму. Эмпиризм его не устраивает, так как он делает ставку на ощущения и игнорирует теоретические суждения, всеобщие истины. Рационализм же игнорирует чувственный опыт как предпосылку теории.

Это заставило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности. По его мнению, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру.

Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет познания. Согласно Канту нужно изучать не вещи сами по себе, а необходимо исследовать границы познавательной деятельности, которая происходит по своим законам, установить ее пределы. Это и является предметом философии.

К эмпирическому уровню Кант относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие свойства человека как такого, человека как представителя человечества.

И. Кант пытался уяснить возможности и границы познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является «чистый разум». Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличен от практического разума – способности человека строить свои отношения с другими людьми.

Согласно, Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга, но и заключают ограничения внутри себя. Это означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования.

Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. В этом состояло великое открытие И. Канта – он показал, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других процессов. Гносеология может быть построена как точная наука. Построению такой науки посвящена значительная часть творчества Канта. Она во многом совпадает с его философией в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: