Становление Российской науки

Основные этапы становления отечественной науки, ее выдающиеся представители:

Создание Петербургской Академии наук в России XVIII - событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня.

 Существенный толчок в развитии российской науки произошёл в период правления Петра I. Во время «Великого посольства» 1697—1698 гг. Петр уже имел программу внедрения науки в жизнь своей страны.

Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем. Именно Лейбниц развернул перед русским царем грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Среди его предложений было: приобретение за границей книг, коллекций, типографского оборудования, создание библиотеки, химической лаборатории и астрономической обсерватории. В 1714 г. Петр I сделал первый практический шаг к созданию Академии наук, основав Библиотеку. 22 января 1724 г. был обсужден и одобрен Сенатом «Проект об учреждении Академии наук и художеств» Благодаря деятельности Академии Наук возникли первые в стране научно-исследовательские институты — Ин­ститут экспериментальной медицины (15 апреля 1891 г.), Главная палата мер и весов (8 июня 1893 г.), Русский археологический институт в Константино­поле (23 мая 1894 г.).

В 1701 в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук (или, как ее чаще на­зывали, Навигацкая школа). Школа занималась подготовкой специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов. В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были переведены в Пе­тербург и потом преобразованы в Морскую академию. А Навигацкая школа в Москве осталась в качестве приготовительной школы к ней.

 В 1878 году в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. Тем самым было положено начало высшему среднему образованию. По имени первого их директора их стали называть Бестужевскими Московский университет основан в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов. 1738 - Д. Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика». Вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике. В 1745 была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский». 1802 - Открытие Петровым электрической дуги (с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи) В 1803-05 было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. 1833 - Ленц установил правило, названное его именем, экспериментально обосновал закон Джоуля — Ленца (1842). 1834 - Якоби изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50) 1837 - Струве произвел первое определение звездного параллакса 1861 - Бутлеров создал и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864) явление изомерии. 1863 - основы научной физиологии И. М. Се­ченова 1869 Менделеев открыл периодический закон химических элементов 1872 – лампа накаливания Лодыгина 1876 – дуговая лампа Яблочкова 1890 - Фёдоров впервые вывел 230 групп симметрии кристаллов. Положил начало кристаллохимическому анализу. 1895 – Изобретение Поповым радиотелеграфа

 2) обособление философии от религии и формирование ее в качестве самостоятельного социального института (XVIII- сер. XIX вв.);

 

Подходы к определению техники.

В современной философии существуют различные подходы к пониманию феномена техники и технического. Приведем некоторые из них: 1. Антропологический подход, который определяет технику как деятельность. В антропологическом плане техника выступает в качестве атрибут бытия человека и общества, способа самореализации человека и выражение его креативности. Согласно взглядам А. Хунинга, техника интегрирована природой человека [4]. Такой подход недостаточно четко определен, часто имеет декларативный характер. 2. Инструменталистский подход – техника как средство деятельности. С позиции такого подхода, техника представляет собой инструмент. Хайдеггер предупреждает об опасности односторонности в понимании техники с позиции инструменталистского подхода. Он высказывает мысль, что не техника является орудием в руках человека, а человек находится во власти техники. 3. Социокультурный подход – техника как социокультурная форма использования явлений природы, способ реализации идей человека. В основе социокультурного подхода лежит рассмотрение техники с позиции ее орудийно-производственного фактора. 4. Деятельностный подход – техника выражает интенциональна, поскольку она выступает единством цели и мотива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: