Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнил(а):_________________________
__________________________
__________________________
Руководитель практики от организации:
__________________________
__________________________
__________________________
Руководитель практики от университета:
__________________________
__________________________
__________________________
Оценка: ___________________
_________ ________________
подпись дата
Владимир – 2017
З А Д А Н И Е
на ___________________________________________________________________практику
студента _____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество) ___________________ курса, направления _______________________________________ группы _________________________ Предприятие__________________________________________________________________ Последовательность прохождение практики_______________________________________ За время прохождения практики необходимо: 1. Познакомиться с местом прохождения практики и нормативно-правовой базой деятельности в данном учреждении. Изучить должностных инструкции, планы, графики т.п., регламентирующие работу в данном учреждении, проанализировать их. На основе этого анализа подготовить собственный план работы на период практики. 2. Рассмотреть и проанализировать деятельности по направлениям, структурирующим профессиональную деятельность учреждения. Описать то, где и как они реализуются в данном учреждении. 3. Выбрать одно из направлений деятельности, наиболее широко представленное в этом учреждении, подготовить и провести информационно-просветительское мероприятие. 4. Выбрать в учреждении любую социальную группу и провести социально-педагогическую и психологическую диагностику. Примерные направления для диагностики: социально-психологический климат, межличностные отношения, интерперсональное поведение, общность ценностей и т.п. 5. Провести профилактическую работу с потенциальными работниками учреждения. 6. Реализовать проект по профилактике девиантного поведения среди потенциальных работников, соответствующей профилю учреждения. Предложить рекомендации по полученным результатам. Отчет по практике составить к 22.11.2017 Задание выдал:________________(доцент кафедры СПП ВлГУ, к.пс.н. Левицкая Л.В.)
Задание получил:_________________________________________(подпись студента, дата) | ||||||||||
Основная часть
В соответствии с программой практики были выполнены следующие задания:
Знакомство с местом с местом прохождения практики и нормативно-правовой базой деятельности в данном учреждении.
Изучение должностных инструкций, планов, графиков т.п. регламентирующих работу в данном учреждении, их анализ. На основе этого анализа подготовка собственного плана работы на период практики
Место моей практики является психологическая лаборатория ФКУ «ИК-5 УФСИН России по Владимирской области». Здесь работа психологов заключается во взаимодействие с сотрудниками колонии и осужденными. Одной из основных задач является проведение утреннего профессионального осмотра, цель которого заключается в измерение уровня активации и функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, а также определение психоэмоционального состояния, помимо этого психологи проводят консультации и оказывают психологическую помощь нуждающимся.
Основной целью деятельности психологической службы является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.
Выделяются задачи психологической службы:
· постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
· оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
· психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
· психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;
· изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
Нормативно-правовая база ИК-5:
1. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993;
2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
7. Федеральный закон от 15.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
8. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»;
9. Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы.
Рассмотрение и анализ деятельности по направлениям, структурирующим профессиональную деятельность учреждения. Описание того, где и как они реализуются в данном учреждении
|
|
В учреждение осуществляет свою работу психологическая служба. Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества, а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС. Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
Выделяют следующие основные функции психологической службы:
Диагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний. Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.
Консультативная - направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.
Психокоррекционная - заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).
|
|
Прогностическая и психопрофилактическая - состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.
Просветительская - заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.
Исследовательская - направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
Сотрудниками психологической службы ведется следующая документация:
-журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых), прошедших психологическое обследование;
-журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
-журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
-журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование;
-журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом;
-журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом;
-журнал учета перемещения психологической информации;
-дело планов и отчетов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога.
Основными направлениями деятельности психологической службы являются:
· работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;
· работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.
Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:
-обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел (психологический портрет или характеристика пишется по результатам углубленного изучения индивида и содержит в себе описание его личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, вероятностный прогноз поведения в различных ситуациях, а также рекомендации по организации воспитательной и психокоррекционной работы с ним);
-изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;
-участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;
-изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;
-выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.), подготовка материалов для их постановки на профилактический учет, разработка рекомендаций, программ по работе с ними;
-изучение и прогнозирование деструктивных явлений в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения и т.п.), анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их предупреждению (устранению);
-изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;
-проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;
-осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;
-проведение психопрофилактической и просветительской работы;
-оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;
-психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.
Основные виды работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала:
-проведение первичного профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы и учреждения (образовательные учреждения) ФСИН России, оказание помощи молодым сотрудникам (курсантам и слушателям) в профессиональной и социально-психологической адаптации к условиям служебной деятельности, их углубленное изучение при назначении на должность;
-осуществление динамического контроля психических состояний персонала, психодиагностического обследования сотрудников при решении вопросов, требующих участия психолога (постановка – снятие с психологического учета, допуск к несению службы с оружием и т.п.);
-проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала;
-консультирование сотрудников подразделения по вопросам профессионально-служебной деятельности;
-психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение;
-индивидуальное консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам, требующим участия психолога;
-оказание психологической помощи персоналу в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий;
-изучение психологических причин суицидов среди персонала, нарушений дисциплины и законности, текучести кадров, иных негативных явлений в подразделении, разработка рекомендаций и предложений по их профилактике;
-психологическое консультативное и экспертное обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников, при возникновении групповых эксцессов и массовых беспорядков (подготовка психологических портретов правонарушителей, консультирование ведущего переговоры и членов оперативного штаба);
-проведение мероприятий по психопрофилактике профессиональной деформации сотрудников и повышению их психологической устойчивости к негативным социально-психологическим воздействиям;
-мониторинг социально-психологического климата в коллективах подразделений, разработка и проведение мероприятий по его оптимизации;
-осуществление психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, профилактика посттравматических стрессовых расстройств.