Выбрать одно из направлений деятельности, наиболее широко представленное в этом учреждении, подготовить и провести информационно-просветительское мероприятие

Информационно-просветительское мероприятие на тему "Особенности профессиональной деформации сотрудников УИС".

Цель лекции: Профилактика профессиональной деформации среди сотрудников.

Структура лекции:
-проверка личного состава (2 минуты)
-объяснение темы, задач и содержания темы лекции (5 минут)
-новый материал (20 минут)
-фиксирование материала в тетради (15 минут)
- опрос по пройденному материалу (5 минут)

Оборудование: проектор, ноутбук.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед психологами пенитенциарных учреждений является предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников УИС. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе постоянная необходимость сотрудников вступать во взаимодействие с осужденными, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника УИС. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие профессиональной деформации.

Устойчивость личности работника УИС к отрицательным влияниям служебной деятельности, волевые качества личности подлежат коррекции. Поэтому одной из важнейших задач пенитенциарного психолога можно считать своевременную диагностику и профилактику профессиональной деформации сотрудников.

В научной и научно-практической литературе мы встречаем следующие определения профессиональной деформации.

А.В. Дулов определяет профессиональную деформациюкак «появление в личности под влиянием некоторых особенностей служебной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление этой деятельности, на психологическую структуру самой личности».

А.А. Прошин дает следующее определение профессиональной деформации. «Профессиональная деформация - это явление наиболее опасно в нравственно-профессиональной сфере, где деформация проявляется в утере верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности. Профессиональная деформация сотрудников проявляется по-разному, но в конечном итоге ее развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или к нарушению им законов, аморальным действиям».

По мнению К.Р. Техасова, профессиональная деформация личности сотрудника представляет «комплекс своеобразных, взаимосвязанных изменений отдельных качеств и личности в целом, искажение моральных норм, возникающих в связи с исполнением профессиональных задач в сфере профессиональной деятельности».

Обобщая мнения различных авторов о понятии профессиональной деформации, за основу мы взяли следующее определение профессиональной деформации профессиональная деформация сотрудников УИС - это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности.

Собственно-профессиональная деформацияобусловлена тесным контактом с криминогенной средой, а также спецификой профессиональной деятельности. Этот вид деформации проявляется в следующем:

-использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

-использование бранных слов-кличек по отношению к осужденным;

-постоянное употребление жаргона;

-скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и спецконтингенту;

-проявление грубости;

-моральное и физическое унижение человеческого достоинства других;

-утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям,

Должностная деформация связана, в основном, с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

А.В. Буданов определяет проявления должностной деформации в следующем:

-чувство вседозволенности;

-неограниченность своих властных полномочий и возможностей;

-властолюбие, властность, упоение властью;

-стремление к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека;

-амбициозность;

-проявление самодурства;

-нетерпимость к мнению других, критическим замечаниям;

-отсутствие умения видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять, поступаться самолюбием, амбициями;

-чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение;

-отсутствие здоровых нравственных и служебно-деловых отношений между различными частями и службами.

А.В. Буданов определяет следующие формы проявления профдеформации сотрудников:

-решение возникающих проблем при помощи словесного воздействия на осужденных;

-изменение привычек и появление негативных привычек;

-ухудшение отношения с близкими, изменение круга общения;

-стереотипность действий в различных ситуациях;

- склонность к проявлению агрессивных действий;

-изменение в манерах служебного общения (властно-командный тон, использование жаргона, речевых штампов, слов и выражений ненормативной лексики, неуместное употребление профессионального юмора);

-профессиональное огрубление личности (сверхнормативное пребывание на службе под любым предлогом; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы, например, в выходные дни, в отпуске, злоупотребление служебным положением и т.д.);

-изменения представлений о самом себе (устойчиво завышенная профессиональная самооценка, болезненная реакция на критику, снисходительность профессиональной оценки коллег по службе, самомнение, уверенность в своей непогрешимости);

- крайнее проявление профессиональной деформации - это профессиональная деградация; совершение аморальных поступков и нарушение законности.

Факторы, способствующие профдеформации сотрудников УИС:

1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС (наделение сотрудников властными полномочиями; низкое материальное стимулирование к работе; повышенная ответственность при выполнении служебных обязанностей).

2. Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников УИС (агрессивность; недостаточный жизненный опыт; невысокая профессиональная подготовленность; комформость; низкий уровень самоконтроля; низкий уровень самокритичности).

3. Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник (напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками; неадекватный стиль руководства коллективом; низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия).

4. Факторы среды ИУ (высокая степень закрытости ИУ, по сравнению с другими учреждениями; контакт с криминогенной средой; стрессогенность профессиональной деятельности).

5. Таким образом, профдеформация является комплексным явлением, которое затрагивает все сферы деятельности сотрудника (работа, семья и т.д.). Она возникает в ходе выполнения профессиональной деятельности и оказывает негативное влияние на исполнение сотрудниками служебных обязанностей. Учитывая факторы, приводящие к появлению профдеформации и препятствующие ее развитию, можно эффективно проводить профилактику данного явления в УИС.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: