Проблема среды системы международных отношений: социальная среда. Цивилизация и цивилизационные изменения

 

В самом общем виде под средой системы понимается то, что ее окружает. Существует внешняя среда и внутрення среда. Различают также социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распределения естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.п.).
Внешняя среда (или энвайромент) — это окружение системы, вменяющее ей определенные принуждения и ограничения: климат, ландшафт местности, конфигурация границ, полезные ископаемые и т.п. — оказывают бесспорное влияние на взаимодействие государств и других акторов международных отношений.
Внутренняя среда (или контекст) — это совокупность принуждений, оказываемая на систему ее элементами.
среда — это совокупность принуждений внесистемного характера. Это касается как внешней, так и внутренней (а также социальной и внесоциальной) среды.

Социальную среду составляют многообразные процессы, связанные с присущим современному миру стремлению к единству и многообразию цивилизаций и культур и оказывающие существенное и возрастающее влияние на эволюцию и характер международных отношений. Не уменьшается, — несмотря на увеличение удельного веса универсальных ценностей и проблем, отличающих современное человечество от его предшествующих исторических поколений, — и многообразие свойственных ему самобытных (национальных, региональных, конфессиональных) цивилизаций и культур. В этой связи встает вопрос об особенностях их взаимодействия и о характере влияния на международные отношения. Существует три подхода к анализу данного вопроса.
Первый рассматривает цивилизацию и культуру как некую контролирующую и регулирующую инстанцию, которая санкционирует (или не санкционирует) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействием данной общности с другими общностями.
Второй подход связан с эволюционной гипотезой, которую разделяли Э. Дюркгейм и М. Вебер, и согласно которой различия между цивилизациями и культурами носят временный и второстепенный характер. Первостепенным и постоянным является факт непрерывного движения общества к универсальным культурным ценностям, которые становятся все более секуляризованными, более рациональными и более совершенными.
Третий — «диффузионистский» — подход основывается на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс), объединяющей положения о самобытности и о конвергенции культур. В соответствии с этой теорией, более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие — путем заимствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути однонаправленного, движения культурных потоков и является саморегуляция международной системы.

 

 

Цивилизация и цивилизационные изменения

 

 

Цивилизация во многих словарях интерпретируеться как синоноим понятия культуры,но такое толкование понятия имеет узскийсмысыл.Под цивилизацией подразумеваеться совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии.

Цивилизация тесно связанна с понятием культуры,причем не только в негативном слысле,но и в позитивном плане то есть противопоставление культуре,как материально технический духовному.Но в тоже время противопоставление понятий культуры и цивилизации теория не правильна так так цивилизация не может существоать без культуры так как она тераяет своего субъекта то есть человека,который способствует воспроизведению условий цивилизации и развития её.

В тоже время многообразие культур не исключает у них наличае общих проблем и общих принципов,например принципов гуманизма взаимодействия,взаимо проникновения и взаимообогожения культур.

В современном обществе придерживаются точки зрения о том,что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир воздейчтвующий ему и противостоящий ему в то время как культура являетьсявнутренньм достижением человека и являеться символом его духовного богатсва.

Вывод:Цивилизация это социальный орган общества;цивилизация с самого начала характеризуеться,какпрогресирующее общество с разделением труда и информациоонойтранспотрнойинфроструктурой и это возволяет характеризовать цивилизацию как социальный организм со всеобщей связью людей и первичных общностей.

Целью цивилизации являеться воспроизводство и приумножение общественного богатсва следовательно под общественным богатсвамподразумеваеться не только материальные вещественные воплощения но и ценности духовного порядка в том числе и свобода время которого необходимо человеку и обществу в целом для их всестороннего развития.

Цивилизация-это социальная организация общества характерног всеобщей связью людей а первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатсва.

 

 

Проблемы, возникающие перед цивилизациями, требуют решения. Попытки навязать другим цивилизациям свою систему ценностей обречены на неудачу и могут вызвать острый конфликт. Где же выход? Следует отметить справедливость выводов, к которым пришли российские исследователи Ю. Яковец и Б. Кузик, подчеркивая, что «устойчивая модель многополярного мира может реализоваться лишь на началах диалога и партнерства цивилизаций» [26, с. 23].

Очень большую роль призваны сыграть интеллигенция цивилизаций, религиозные и общественные деятели. Только они имеют возможность донести до других понятия взаимопонимания и терпения в вопросах, которые требуют выдержки, и нетерпимости в тех вопросах, где никаких компромиссов не может быть. Думается, что сегодня главная задача и проблема — выработка культа совести. Цивилизации выработали культ ума, который чаще всего на практике превращается в культ хитрости. Но совесть не признает никакой хитрости.

Осознание глобальной опасности, возможно, приведет к созданию мирового правительства, парламента и трибунала. Это политическая сторона проблемы. Есть и моральная. Цивилизация должна отказаться от излишеств потребления, особенно на Западе, — энергии, продуктов, природных ресурсов. Нужно восстановить культ семьи, труда и гармонию отношений человека и природы.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: