Национальные школы в международно-политических науках (американская, английская, французская)

 

На сегодняшний день можно выделить три основных национальных школы исследования международных отношений, достижения которых рекомендуется брать за основу исследований социологии международных отношений.



Американская школа

 

По мнению западных исследований, теория международных отношений является следствием взглядов на социальное знание, развивающееся под влиянием особенностей идеологии США. Приверженцы американской школы склонны к вере в научность полученных данных, а также эффективность их практического применения.

Стоит отметить, что данная теоретическая школа стала актуальной и востребованной в период между Первой и Второй мировыми войнами, с момента выхода Соединенных Штатов на передовые позиции международной арены и заявлением претензий на гегемонию в мировом сообществе.

Стоит отметить, что в американской школе теории международных отношений доминирует реализм, однако исследователи очень часто прибегают к либерализму или конструктивизму при исследовании того или иного аспекта МО.

Реалисты американской школы теории международных отношений склоняются к различным теориям: баланс власти, однополярность и т.д. В рамках данного направления следует выделить неорелизм и реализм «неоклассического» направления. В большинстве случаев, исследователи американской школы рассматривают мир в качестве арены конфликтов между доминирующими государствами за власть и перераспределение природных ресурсов. Также американцы склонны к определению власти с использованием взаимоисключающих категорий. Отказ в праве или возможностях ограничения поведения супердержав является еще одной особенностью американской школы ТМО. Стоит отметить, что приверженцы неоклассического реализма считают, что неореалисты американской теоретической школы склонны к переоценке значимости баланса сил и стремления поддержания статуса-кво. По их мнению, государства, претендующие на звание мировых лидеров, стремятся к дальнейшему увеличению силового и материального потенциала, максимизируя власть, забывая о безопасности, что может привести к трагическим последствиям. Они считают, что американская гегемония является одним из лучших средств для поддержания глобальной стабильности и избегания военных конфликтов.

Американские либералы считают, что демократический мир может быть достигнут исключительно посредством глобального диалога. На сегодняшний день исследователи данной теоретической школы США разрабатывают стратегию экономической взаимозависимости, построенную на рыночных принципах, чтобы поддерживать мир и процветание.

Кроме того, этой школе присущи исследования, нацеленные на роль структур гражданского общества на влияние на позиции государства в отношении вопросов, связанных с соблюдением прав человека и демократизации современного мира. Основным трудом приверженцев американской школы либерализма является теория «демократического многополярного мира», в соответствии с которой исключаются вооруженные конфронтации между демократиями, а разрешение конфликтных ситуаций должно проводится путем мирного диалога.

 

По мнению американских либералов, взаимовыгодный обмен между странами является залогом мира и процветания. Программы по обмену студентами, дистанционному образованию (с котормы можно ознакомиться, перейдя сюда), а также обмену опыта с развивающимися странами, являются фактором, оказывающим положительное влияние на развитие многополярного мира.

 

В свою очередь, приверженцы американского конструктивизма считают, что критика политических и международных институтов может привести к анархии и изоморфизму в мировом сообществе. Конструктивисты считают, что максимально точное определение интересов является залогом успешной игры на международной арене. Тем не менее, интересы обуславливаются политической реальностью, социально-культурным положением и меняются в зависимости от изменений культурного контекста и стратегии развития той или иной страны.

 

Английская школа

 

Теоретические поиски и фомулировки англичан направлены на преодоление крайностей и дихотомий. Практически все исследователи английской школы ТМО практикуют классический подход и мотивируют это тем, что он укоренился практически во всех видах человеческой деятельности. В отличие от американцев, британцы не используют теорию игр, а также не склонны к анализу статистических данных и использованию методик, популярных в США. Приверженцам английской школы чужды распространенные в США позиции методологического индивидуализма, поскольку теория международных отношений в Англии подразумевает холистский подход к вопросу о науке политических международных отношений, в основу которого положена целостность, высшей формой которой является прежде всего человек.

Значительное внимание в английской школе теории международных отношений уделяется моральному и этическому аспекту международных теорий, практик и исследований.

 

Приверженцы данной школы считают, что большинство международных корпораций и правительственных организаций делают ставку на собственную выгоду, забывая при этом об обычных людях. В целом, если корпорация действует на благо, то её офис может беспрепятственно работать на территории страны, а также проводить все необходимые закупки на TENDER-OFFICE и организовывать производство, не оказывающее пагубное влияние на человеческое здоровье и состояние окружающей среды.

 

Кроме всего прочего приверженцы английской теоретической школы международных отношений соблюдают традиции философии и права Г. Гроция, которая является альтернативой либеральной теории анархии американских исследователей.

Огромное влияние на развитие и формирование английской теоретической школы оказали бывшие дипломаты, сотрудничающие с исследователями тех или иных сфер. Концепция их подхода не предусматривала сомнения в ценностях либерализма и необходимости защиты прав человека в ходе Холодной войны. Исследователи выступили с предложением о поиске альтернативы, утверждающей данные ценности. Социологической моделью, разработанной представителями английской теоретической школы, стало решение различных ответов на угрозы для стабильности, воцарившейся в мировом сообществе после войны.

Течение времени же в свою очередь оказало непосредственное влияние на английскую школу теории международных отношений. На сегодняшний день основной задачей британских теоретиков является преодоление сложившихся в течение веков крайностей, а также дальнейшее развитие данной школы.

Английская школа отличается от других повышенным вниманием не к актуальным вопросам, а к развитию мировой политики с начала времен и до сегодняшнего дня. ТМО английской школы представлена множеством школ и направлений, отражающих мнения и позиции западной науки, выработанные в течение многих лет. Повышенное внимание англичане уделяют проблемам политических режимов, влияющих на международные отношения, вопросам экономики и защиты окружающей среды.

Термин «Английская школа ТМО» может трактоваться по-разному. В широком понимании, он означает доминирующие исследования в различных направлениях и особенности, отличающие британскую ТМО от других. Одной же из основных задач исследователей является разработка единой концепции «Международного сообщества» - совокупности государств, заинтересованных в стабильности и соблюдающих формальные и неформальные правила и нормы взаимодействия.

 

Одним из самых ярых противников навязанной американцами школы теории международных отношений является Франция.



Французская школа

 

Существует мнение, что французская школа ТМО создавалась в противовес претензиям США на право производства обобщенных знаний о международных отношениях. В отличие от английской школы, пытающейся выработать альтернативу крайностям, в которые впадают американские исследователи, объединение французских теорий направлено на создание более радикальной альтернативы американской школе. Подтверждением этому факту является мнение по поводу глобализации, европейского сообществ и морально-этических измерениях международных отношений, свойственных приверженцам французской школы.

Стоит отметить, что французские исследователи не отвергают глобализацию, но подвергают критике роль США в данных процессах, рассматривая Евросоюз как альтернативу гегемонии США. Кроме того, теоретики французской школы усиливают позиции собственной страны и пытаются навязать французские ценности остальному миру.

 

Интересно, что большинство бельгийских исследователей разделяют мнение французов о сильной и независимой от США Европе. По их мнению, Штаты попросту не смогут существовать без европейских производственных мощностей, из-за чего налаживание диалога прежде всего должно идти со стороны США. При должном взаимодействии и обмене группой товаров, представленных здесь, а также услуг, можно достичь политической стабильности в международном сообществе.

 

Морально-этические нормы французской школы рассматриваются с позиции оказания сопротивления стандартам мира под гегемонией США, тем не менее, торговля и диалог при этом допустимы в определенной мере.

Еще одним отличием от прочих школ в французской ТМО можно назвать классический подход. При этом, в отличие от англичан, принявших как парадигму политическую философию, историю и права, основной целью французов является социальный фактор. Именно французская школа ТМО является наиболее нацеленной на социологию международных отношений.

Формирование основных теорий и принципов состоялось в конце 19 века под влиянием позитивизма, дипломатической истории и прочих социальных наук, влияние которых ощущается и по сегодняшний день.

Французские исследователи разделились на два течения: приверженцы теоретического наследия Дюркгейма, а также исследователи, основывающиеся на работах Вебера, приближенных к теории английского реализма.

 

 

КРАТКО О ШКОЛАХ: Британская(английская) школа – идея теории международного общества с основной идеей о наличии правил и норм в отношениях между государствами. Международное общество не только сфера межгосударственных взаимодействий, но и порядок, создающий определенные ценности и нормы. Государства как главные субъекты, национальные интересы как основа внешней политики, регулирующая роль баланса сил – проявление реализма. Присутствуют и черты либерализма – подчеркивается роль обычных и правовых норм, а также не только конфликтов, но и сотрудничества между государствами на основе общих интересов. Осознание государствами пользы от соблюдения единых правил поведения в отношениях друг с другом как для собственного суверенитета, так и для стабильности в мире. Международное общ-во – в процессе перехода к мировому.

Американская школа – рассматривает понятие мирового порядка как многомерное явление. Подчеркивают примерное совпадение проблем в самых развитых странах. Основные вопросы о международном порядке (военная безопасность, политэкономия) не совпадают с разделительными линиями парадигм. Поэтому анализ МО в терминах межпарадигмальных споров не отвечает реальному состоянию современного мира, где сосуществуют несколько мировых порядков. Нынешняя ТМО стремится освободиться от ограничивающих ее развитие крайностей в противопоставлении имеющихся в ее рамках теоретических парадигм.

Французская школа принципиально важное значение для анализа сотрудничества государств имеет изучение тех сдвигов, которые происходят во взаимодействии государств и новых участников международных отношений. Усиление взаимозависимости и процессы мондиализации имеют следствием появление фундаментально новых тенденций в мировой политике. Во-первых, происходит автономизация деятельности транснациональных акторов. Во-вторых, посредством идентификации новые акторы все более успешно претендуют на свою собственную роль в международной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: