Раскройте особенность организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в ДОО

Й этап – проблемно-поисковый.

Основные задачи

1. Осуществить проблемный анализ деятельности образовательного учреждения

2. Определить направления инновационной деятельности

Содержание деятельности: проведение анализа документации педагогов ДОУ; анализ диагностических карт дошкольников; проведение мониторинга профессиональной компетенции педагогов; психолого-педагогическая компетенция родителей; организация и обработка результатов анкетирования.

Очень важно выбрать активных, грамотных, творческих педагогов, способных вести экспериментальную работу. Педагогов-экспериментаторов необходимо готовить к личной ответственности за достоверность результатов, к повышенной нагрузке в виде отчетов, аналитических справок, заметок, выводов и т.д. В этом заключается определенная трудность, с которой, начиная эксперимент, встречается каждый руководитель и педагоги образовательного учреждения. 

Для педагогов, работающих в режиме эксперимента, важно ощутить поддержку со стороны администрации, почувствовать доверие и свободу творчества. Педагоги-новаторы вправе рассчитывать на положение особого благоприятствования, на моральное и материальное стимулирование своей деятельности. 

Выбранной творческой группе педагогов в количестве шести-восьми человек, в первую очередь необходимо выделить проблему, которую вы хотите решить с помощью эксперимента, определить цель, задачи, стратегию (методы) и план действий, разработать проект программы экспериментальной работы.

Й этап – организационный

Основные задачи:

1. Подготовить локальные документы

2. Разработать проект экспериментальной работы.

Содержание деятельности: утверждение локальных документов (Положение о Совете экспериментальной площадки), разработка приложения к штатному расписанию по надбавкам за экспериментальную деятельность и функциональных обязанностей членов экспериментальной группы; изучение проекта всеми участниками эксперимента, его обсуждение, внесение корректив и утверждение темы исследования; составление заявки о включении коллектива ДОУ в экспериментальную деятельность

Для ведения экспериментальной деятельности создается Совет экспериментальной площадки, состоящий из руководителя, научного руководителя, заместителя заведующей по УВР, опытных педагогов. Разрабатывается Положение о Совете экспериментальной площадки (Демонстрируется)

Совет экспериментальной площадки:

· совместно с научным руководителем разрабатывает план экспериментальной работы по годам;

· координирует и анализирует ход выполнения программы и плана;

· осуществляет постоянную связь с научным руководителем и вышестоящими инстанциями

· по окончании каждого учебного года проводит самоаудит и предоставляет отчет о проделанной за год в Экспертный совет Департамента дошкольного образования администрации города Липецка.

Результаты самоаудита служат основанием для дальнейшего планирования и корректировки следующего этапа эксперимента. На заключительном этапе составляется отчет с практическими выводами и предложениями или Программа для распространения и внедрения полученных результатов в широкую педагогическую практику.   

В случае положительного решения вопроса Департаментом дошкольного образования администрации города Липецка издается приказ об открытии городской экспериментальной площадки на базе ДОУ и назначается научный руководитель.

На основании этого приказа в дошкольном учреждении издается приказ об открытии городской экспериментальной площадки.

Й этап - теоретико-аналитический

Основные задачи:

1. Изучить и проанализировать научные исследования по заявленной теме

2. Познакомить с научным руководителем

Содержание деятельности: организация встречи с научным руководителем; организация цикла лекций научного руководителя (по мере необходимости); проведение семинаров, консультаций по актуальным вопросам изучаемой проблемы; изучение и обсуждение педагогического опыта.

Следует отметить, что перед участниками эксперимента неизбежно встает проблема освоения новых знаний и использования языка исследовательских (научных) понятий, поэтому вхождение в эксперимент связано с преодолением определенного психологического барьера.

Й этап – поисково-диагностический

Основные задачи:

1. Подобрать показатели и критерии оценки уровней развития детей

2. Осуществить разработку, модификацию, подбор диагностических методик

3. Разработать стимульный материал для начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

4. Определить экспериментальную и контрольную группы.

Содержание деятельности: изучение и обсуждение материалов научных исследований по теме, презентация и утверждение диагностических методик, изготовление стимульных материалов к диагностическим методикам, презентация авторских диагностических методик.

Заместитель заведующей по УВР обычно является руководителями экспериментальной работы в ДОУ. Педагоги экспериментальной группы становятся предметом его постоянной заботы. Методист:

· корректирует организацию творческого поиска,

· оказывает методическую поддержку,

· оказывает помощь в психолого-педагогическом обосновании разрабатываемой технологии, накладываемой на контекст основной образовательной программы,

· заботится о создании развивающей среды в группе,

· координирует связи между всеми звеньями экспериментальной работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: