Й этап – проблемно-поисковый.
Основные задачи
1. Осуществить проблемный анализ деятельности образовательного учреждения
2. Определить направления инновационной деятельности
Содержание деятельности: проведение анализа документации педагогов ДОУ; анализ диагностических карт дошкольников; проведение мониторинга профессиональной компетенции педагогов; психолого-педагогическая компетенция родителей; организация и обработка результатов анкетирования.
Очень важно выбрать активных, грамотных, творческих педагогов, способных вести экспериментальную работу. Педагогов-экспериментаторов необходимо готовить к личной ответственности за достоверность результатов, к повышенной нагрузке в виде отчетов, аналитических справок, заметок, выводов и т.д. В этом заключается определенная трудность, с которой, начиная эксперимент, встречается каждый руководитель и педагоги образовательного учреждения.
Для педагогов, работающих в режиме эксперимента, важно ощутить поддержку со стороны администрации, почувствовать доверие и свободу творчества. Педагоги-новаторы вправе рассчитывать на положение особого благоприятствования, на моральное и материальное стимулирование своей деятельности.
|
|
Выбранной творческой группе педагогов в количестве шести-восьми человек, в первую очередь необходимо выделить проблему, которую вы хотите решить с помощью эксперимента, определить цель, задачи, стратегию (методы) и план действий, разработать проект программы экспериментальной работы.
Й этап – организационный
Основные задачи:
1. Подготовить локальные документы
2. Разработать проект экспериментальной работы.
Содержание деятельности: утверждение локальных документов (Положение о Совете экспериментальной площадки), разработка приложения к штатному расписанию по надбавкам за экспериментальную деятельность и функциональных обязанностей членов экспериментальной группы; изучение проекта всеми участниками эксперимента, его обсуждение, внесение корректив и утверждение темы исследования; составление заявки о включении коллектива ДОУ в экспериментальную деятельность
Для ведения экспериментальной деятельности создается Совет экспериментальной площадки, состоящий из руководителя, научного руководителя, заместителя заведующей по УВР, опытных педагогов. Разрабатывается Положение о Совете экспериментальной площадки (Демонстрируется)
Совет экспериментальной площадки:
· совместно с научным руководителем разрабатывает план экспериментальной работы по годам;
· координирует и анализирует ход выполнения программы и плана;
|
|
· осуществляет постоянную связь с научным руководителем и вышестоящими инстанциями
· по окончании каждого учебного года проводит самоаудит и предоставляет отчет о проделанной за год в Экспертный совет Департамента дошкольного образования администрации города Липецка.
Результаты самоаудита служат основанием для дальнейшего планирования и корректировки следующего этапа эксперимента. На заключительном этапе составляется отчет с практическими выводами и предложениями или Программа для распространения и внедрения полученных результатов в широкую педагогическую практику.
В случае положительного решения вопроса Департаментом дошкольного образования администрации города Липецка издается приказ об открытии городской экспериментальной площадки на базе ДОУ и назначается научный руководитель.
На основании этого приказа в дошкольном учреждении издается приказ об открытии городской экспериментальной площадки.
Й этап - теоретико-аналитический
Основные задачи:
1. Изучить и проанализировать научные исследования по заявленной теме
2. Познакомить с научным руководителем
Содержание деятельности: организация встречи с научным руководителем; организация цикла лекций научного руководителя (по мере необходимости); проведение семинаров, консультаций по актуальным вопросам изучаемой проблемы; изучение и обсуждение педагогического опыта.
Следует отметить, что перед участниками эксперимента неизбежно встает проблема освоения новых знаний и использования языка исследовательских (научных) понятий, поэтому вхождение в эксперимент связано с преодолением определенного психологического барьера.
Й этап – поисково-диагностический
Основные задачи:
1. Подобрать показатели и критерии оценки уровней развития детей
2. Осуществить разработку, модификацию, подбор диагностических методик
3. Разработать стимульный материал для начальной, промежуточной и итоговой диагностики.
4. Определить экспериментальную и контрольную группы.
Содержание деятельности: изучение и обсуждение материалов научных исследований по теме, презентация и утверждение диагностических методик, изготовление стимульных материалов к диагностическим методикам, презентация авторских диагностических методик.
Заместитель заведующей по УВР обычно является руководителями экспериментальной работы в ДОУ. Педагоги экспериментальной группы становятся предметом его постоянной заботы. Методист:
· корректирует организацию творческого поиска,
· оказывает методическую поддержку,
· оказывает помощь в психолого-педагогическом обосновании разрабатываемой технологии, накладываемой на контекст основной образовательной программы,
· заботится о создании развивающей среды в группе,
· координирует связи между всеми звеньями экспериментальной работы