Раскройте современные методы диагностирования в дошкольной педагогике, требования к ним

Согласно современному общенаучному представлению под диагностикой понимаются теория и практика постановки диагноза с целью прогноза поведения объекта или системы и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Требования: Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее. Поэтому первый этап — проектировочный. На этом этапе необходимо выполнить следующие действия.

1.Определить цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

2.Определить норму (эталон, идеал, образец), с которой будет сопоставлена полученная информация.

3.Определить критерии и показатели для оценки проявлений активности и любознательности у детей Например, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т. п.

4. Определите методы диагностики, подберите или разработайте диагностические методики. Диагностический метод направлен на изучение педагогической реальности. Он имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испытатель-ная направленность, которая выражается в сочетании количественной и качественной обработки полученных результатов. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап — аналитический. Полученные факты анализируются, в результате чего появляются количественные данные. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Пятый этап — целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группывцелом.

МЕТОДЫ: Ведущее место занимает метод наблюдения. Основная функция данного метода заключается в избирательном восприятии сведений об изучаемом явлении, процессе с использованием прямой и обратной связей. Практически любое эмпирическое исследование должно начинаться с анализа литературы, документов и наблюдения за имеющимся опытом по изучаемой проблеме. Метод наблюдения может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами.

Самым распространенным является метод опроса, сущность которого состоит в получении ответов на задаваемые вопросы. Основным источником получаемой информации является словесное устное сообщение, утверждение, суждение опрашиваемого воспитанника, педагога, родителя (законного представителя). В ходе опроса исследователь может получить важную информацию о состоянии образовательного процесса, тенденциях его развития и пр. Выделяют три основных вида опроса: анкетирование (письменный очный и заочный опрос), интервьюирование (устная беседа, опрос), социометрический опрос.Анкетирование имеет широкое применение, т.к. дает возможность получения необходимой информации об изучаемом объекте в очень короткие сроки. Важно помнить, что анкеты всегда должны заполняться лично респондентами. Анкета должна представлять собой опросный лист, в котором изложены в упорядоченном виде по форме и содержанию вопросы. Достоверность и надежность получаемой в процессе анкетирования информации зависят от конструирования вопросов. В этой связи необходимо соблюдать определенные требования при их формулировании.

Метод интервьюирования применяется при организационно-педагогических исследованиях, в частности при разработке программ управления развитием образовательных систем различного уровня. Различают два основных вида интервью: стандартизированное – предполагает строгость в соблюдении цели, содержания и формы постановки вопросов, и нестандартизированное – характеризуется большей гибкостью по целям, охватываемому содержанию, форме и числу задаваемых вопросов. Для получения надежной и достоверной информации в ходе интервьюирования необходимо обеспечить респонденту психологический комфорт.

Метод беседы используется в целях выявления личностных особенностей исследуемого, его мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, адаптивной и других характеристик. Беседа практически всегда сочетается с другими методами: наблюдением, экспериментом, аппаратно-техническими методами. Исследование методом беседы предполагает наличие цели беседы, плана, группы основных сюжетных вопросов, а также подкрепляемых и поддерживающих. При проведении беседы от исследователя требуется умение наладить и поддержать контакт с респондентом. Процесс и содержание беседы обязательно фиксируются в виде стенограммы, записи на диктофон, магнитофон, видео. Результаты, полученные методом беседы, практически не поддаются формализации и статистической обработке. По данным беседы можно давать характеристику состояния исследуемого явления, объекта. Необходимо сопоставлять эти результаты и соотносить с другими методами для получения наиболее надежной информации.

Основным инструментом социометрического опроса является специальная социометрическая карта, которая заполняется непосредственно респондентом. Различают следующие виды социометрических критериев:

организационные – предполагают изучение типов межличностных отношений,

экстраорганизационные – отношение индивидов в совместном общении;

прямые и косвенные;

положительные и отрицательные – по ним выявляется оценка отношений респондентов к исследователю (педагогу) в совместной деятельности.

Метод тестирования в педагогической практике находит широкое применение. С помощью тестов можно оценить стартовую готовность ребенка к обучению, уровень обученности, интеллектуальные возможности воспитанника и другие психолого-педагогические характеристики. Следует помнить, что тестирование показывает только состояние исследуемых свойств (характеристик), не показывая особенностей и условий их формирования и развития. Неоднократное использование тестов на практике способствует более точной оценке испытуемого.

Диагностика при помощи тестов, как правило, четко определена по времени и характеризуется нормативными критериями оценки результатов достижений респондента. Тесты классифицируются по различным признакам:

1.по цели применения (выявление предпочтений, интересов, клинический диагноз, отбор профессиональных кадров и др.);

2.содержанию (тесты обученности, обучаемости, тесты общей одаренности, тесты выявления и оценки умений, специальных способностей, компетентности и пр.);

3.форме проведения (индивидуальные, групповые);

4.открытости (открытые и закрытые);

5.степени однородности заданий (гомогенные – задания однотипные и гетерогенные – отличаются по объему и уровню содержания);

6.по используемому материалу (бланковые, предметные и аппаратно-технические);

7.группа тестов успешности для определения и оценки уровня знаний, умений и навыков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: