Программа «Юный эколог»

Автор: С. Н. Николаева.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована любым дошкольным учреж­дением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:

· первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

· третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;

· в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;

· пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназ­начена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошколь­ников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Программа «Паутинка»

Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

Цель: формирование целостной системы знаний и умений, разви­вающих у детей планетарное мышление на основе формирования со­циально-экологического идеала; экологическое воспитание.

Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых эколо­гическое воспитание является приоритетным.

Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у де­тей этого возраста: - «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.

Программа «Наш дом — природа»

Автор: Н. А. Рыжова.

Программа для старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гу­манной, социально активной, творческой личности, способной пони­мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на при­роду и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».К программе выпущены методические разработки, представлен­ные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.

Программа «Интеграция»

Автор: Т. Г. Казакова.

Цель: формирование навыков изобразительного творчества у де­тей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художествен­ных способностей у детей.

Автор умело выстроила линию интеграции всех видов изобразительного искусства.

К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобрази­тельным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция ви­дов изодеятельности.

Автор предлагает технологию развития изобразительных способ­ностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, леп­ке, аппликации.Основное внимание автор уделяет рисованию крас­ками - гуашью, что способствует возникновению у детей раннего воз­раста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям раз­работана система занятий, раскрыты особенности педагогического ру­ководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т. Г. Ка­заковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельнос­ти» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подго­товлены специальные тетради.

Программа «Семицветик»

Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широко­го кругозора, развитие творчества через восприятие красоты.

Выделе­ны блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предла­гаются тематическое планирование работы на год и примерные конс­пекты занятий.Девиз программы «Семицветик» - воспитание через Культуру и Красоту.

Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Ска­зочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды раз­ных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы посо­бия: «Солнечный круг», «Сто занятий с Детьми дошкольного возраста, по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: