Раскройте теоретические основы экологического развития дошкольников

ЭВ – воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека». Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др. Задачи ЭВ:

1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает).

2) Воспитание осознанного отношения к природе.

3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций).

Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «экологическая воспитанность».

Средства ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия; специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород); предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей). Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др.

Современные программы (порциальные) на 3 группы:

I биоэкологической направленности (Николаева «Юный эколог», Рыжова «Наш дом природа»)

II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «Семицветик»)

III эколого-социальной направленности (Кларина «Экономика и экология»).

Базовой основой ЭВ является программный раздел «Ознакомление детей с природой» (смысл – сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).

Задачи:

1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе (к ее живым и неживым объектам и явлениям).

2) Знакомить детей с ростом, развитием, размножением растений; с их потребностью в пище, свете, тепле.

3) Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

4) Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар); с причинно-следственными связями.

5) Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными.

Вопросом занимаются: Павлова, Лучич, Смирнова, Балуева, Парфенова и др.

В чем специфика экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Методика экологического образования как самостоятельное направление педагогики выделилось в конце ХХ века, сменив традиционную методику ознакомления детей с природой.

Понятия «экологическое образование»и «экологическое воспитание»часто употребляются в качестве синонимов. Это происходит потому, что в дошкольной педагогике применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий обучение, образование и развитие ребенка. По аналогии с ним первым появился термин «экологическое воспитание». Однако в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий дошкольное детство как своеобразную ступень. В этот период ребенок накапливает эмоциональный опыт восприятия и взаимодействия с природными объектами, происходит развитие первичных ценностных ориентаций в отношении к природе. Поэтому для выделения непрерывности экологического развития личности более грамотным является понятие «экологическое образование дошкольников».

Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребенка.

Использование термина «экологическое воспитание» подчеркивает специфику этого процесса в дошкольном детстве, его направленность на решение воспитательных задач, накопление эмоционального опыта ценностного отношения дошкольников к природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: