Опыт — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опыт осуществляется в логике поисковой деятельности детей, этапы которой представлены Л. М. Маневцовой. Необходимо помнить о недопустимости опытов, приводящих к гибели живого, например растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (растения вянут, бледнеют, вытягиваются побеги), необходимо сразу изменить их условия существования.
В настоящее время существует много пособий, в которых широко представлены разнообразные опыты, и педагогу важно перевести их содержание в технологию работы с детьми. Для этого необходимо продумать условия постановки проблемной задачи, сформулировать вопрос так, чтобы у детей возникли разные предположения, подготовить условия для проверки нескольких из них, обеспечить процесс самостоятельного поиска детьми верного решения. В результате с помощью обобщающего вопроса необходимо стимулировать детей к высказыванию верного вывода.
Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.
Мотивационно-ориентировочныйэтапнаправлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ).
Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.
Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»). Родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших ткрытий», совместный досуг «Клуб открытий», посещение музеев, выезды на природу.
Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками.